Карточки по функциональной грамотности (предмет "Математика")
учебно-методический материал по математике (1 класс)

Оксана Ярославовна Титенок

Данный материал предназначен для учителей начальных классов, методистов и всех, кто занимается развитием функциональной грамотности у младших школьников по предмету «Математика».

       Здесь представлены образцы заданий и практические советы по созданию эффективных заданий, направленных на развитие у учеников навыков самостоятельного поиска информации, критического мышления, умения анализировать и применять знания в реальной жизни.

       Материал способствует формированию у детей глубокого понимания окружающего мира, развитию познавательной активности и подготовке к успешной учебной деятельности. Практическая направленность заданий позволяет использовать их как в рамках уроков, так и при внеурочной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_funktsionalnoy_gramotnosti_matematika.docx177.04 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Титенок Оксана Ярославовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательное учреждения «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района Белгородской области»

Уровень образования:

начальное общее образование

Оцениваемое направление функциональной грамотности:

математическая грамотность

Предмет: математика

Тематическая область: единицы массы («Килограмм»)

1 класс

Сказка о килограмме

Жил-был в стране Мер и Весов маленький, добрый друг — Килограмм. Его звали Килли. Он был очень важным и всегда помогал людям понять, сколько что весит.

Однажды Килли решил отправиться в путешествие, чтобы показать всем, что такое килограмм и зачем он нужен.

Первое место, которое он посетил, — это магазин. Там стоял большой мешок с мукой. На бирке было написано: «Это ровно один килограмм!» Килли улыбнулся и сказал: «Вот он — мой лучший друг!»

Затем он пошел к бабушке, которая держала в руках большую книгу. «А это что?» — спросил Килли. Бабушка ответила: «Это примерно один килограмм, ведь это моя любимая книга.» Килли понял: «Да, это тоже весит около одного килограмма!»

Дальше Килли увидел мальчика, который нес в руках яблоко и пачку сахара. Он подумал: «Что тяжелее?» Мальчик сказал: «Яблоко очень маленькое, а пачка сахара — большая, но оба весят около одного килограмма!» Килли улыбнулся: «Значит, один килограмм — это столько, сколько много яблок или одна большая пачка сахара!»

Вернувшись домой, Килли рассказал всем: «Килограмм — это вес предмета, который можно сравнить с мешком сахара, книгой или несколькими яблоками. Он помогает нам понять, сколько что весит!»

И с тех пор все дети в стране Мер и Весов знали, что килограмм — это очень важная единица измерения веса.

Вопрос:

Типовая задача для учащегося

Планируемый образовательный результат/формируемая компетенция/умение

1) Что такое килограмм?

a) Название книги

b) Единица веса

c) Вид овоща

Какие предметы в сказке весили около одного килограмма?

а) Мешок с мукой, книга, яблоко и пачка сахара

б) Машина, велосипед, книга

в) Вода, камень, рука

- уметь извлекать нужную информацию из текста;

- уметь объяснить, что такое килограмм (с опорой на текст).

- объясняет значение понятия «килограмм» как единицы измерения веса;

- анализирует список предметов и определяет, какие из них могут весить около одного килограмма;

- делает вывод и выбирает правильный вариант ответа, основываясь на своих знаниях и логическом мышлении.

2) Нарисуй или опиши предмет, который весит около одного килограмма.

- уметь ориентироваться в измерениях веса,

- развивать воображение и навыки объяснения своих мыслей.

- описывает и изображает предметы весом примерно в один килограмм, используя словарный запас и навыки сравнения веса;

- ориентируется в понятиях веса, сравнивает разные предметы по массе, а также выразительно описывает.

3) Рассмотри картинки с разными предметами (например, фотографии или рисунки).

Определи, какие из них весят примерно один килограмм?

Обоснуй свой выбор.

- уметь сравнивать предметы по весу,

- использовать свои знания о характеристиках предметов,

- делать выводы и обосновывать свои решения.

- ориентируется в массе предметов;

- определяет, какие из них примерно весят один килограмм, основываясь на знаниях о массе привычных предметов и их сравнении.

D:\Новая папка (2)\ D:\Новая папка (2)\ D:\Новая папка (2)\ D:\Новая папка (2)\D:\Новая папка (2)\

4) Представь, что у тебя есть 3 мешка с мукой по 1 кг, 2 книги по 1 кг и 5 яблок по 200 г каждое.

Сколько всего у тебя есть килограммов?

Сколько яблок нужно, чтобы получить 1 кг?

- уметь выполнять сложение масс предметов,

- переводить граммы в килограммы и применять знания о массе предметов для решения практических задач.

- применяет знания о массе предметов для выполнения арифметических вычислений;

- анализирует условие задачи, составляет краткую запись решения;

- переводит единицы измерения и приводит вычисления к стандартному виду (например, г и кг).

5) Нарисуйте или сделайте своими руками макет предметов с весом около одного килограмма.

- уметь ориентироваться в понятиях «вес» и «приблизительный вес», - научиться применять знания о массе предметов на практике.

- самостоятельно создает макеты предметов, вес которых составляет примерно один килограмм, используя доступные материалы;

- правильно оценивает их вес.

6) Попросите родителей помочь вам взвесить разные предметы дома. Запишите, что вы взвесили, и сравните их с весом килограмма.

Какие предметы тяжелее или легче?

- уметь ориентироваться в измерении веса,

- сравнивать предметы по массе и делать выводы

- взвешивает предметы дома с помощью родителей,

- записывает результаты измерений, анализировать и сравнивать вес предметов,

- делать выводы о том, какие предметы тяжелее или легче килограмма.

Ответы на задания

Вопрос

Ответ

Количество баллов

1) Что такое килограмм?

a) Название книги

b) Единица веса

c) Вид овоща

Какие предметы в сказке весили около одного килограмма?

а) Мешок с мукой, книга, яблоко и пачка сахара

б) Машина, велосипед, книга

в) Вода, камень, рука

b) Единица веса

а) Мешок с мукой, книга, яблоко и пачка сахара

Неверный ответ – 0 баллов

Частично верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 2 балла

2) Нарисуй или опиши предмет, который весит около одного килограмма.

Например, яблоко, книга или мешок с мукой

Неверный ответ – 0 баллов

Верный ответ – 1 балл

3) Рассмотри картинки с разными предметами (например, фотографии или рисунки).

Определи, какие из них весят примерно один килограмм?

Обоснуй свой выбор.

Например, пачка соли или сахара, гиря, кочан капусты

Неверный ответ – 0 баллов

Частично верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 2 балла

4) Представь, что у тебя есть 3 мешка с мукой по 1 кг, 2 книги по 1 кг и 5 яблок по 200 г каждое.

Сколько всего у тебя есть килограммов?

Сколько яблок нужно, чтобы получить 1 кг?

3 мешка + 2 книги = 3 + 2 = 5 кг

5 яблок по 200 г = 5 × 200 г = 1000 г = 1 кг

Неверный ответ – 0 баллов

Частично верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 3 балла

5) Нарисуйте или сделайте своими руками макет предметов с весом около одного килограмма.

Например, сделать своими руками макет предметов с весом около одного килограмма:

Макет хлеба — взял буханку хлеба и взвесил её на кухонных весах. Она весит примерно 1 кг.

Макет книги — взял толстую книгу, которая весит около 1 кг.

Макет мешочка с мукой — набил мешочек мукой до веса 1 кг.

Неверный ответ – 0 баллов

Частично верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 3 балла

6) Попросите родителей помочь вам взвесить разные предметы дома. Запишите, что вы взвесили, и сравните их с весом килограмма.

Какие предметы тяжелее или легче?

Например, мой учебник — 1,2 кг — немного тяжелее килограмма.

Апельсин — 200 г — значительно легче килограмма.

Молочная упаковка — 1,5 кг — тяжелее килограмма.

Книга — 800 г — легче килограмма.

Мяч — 2,5 кг — тяжелее килограмма.

Неверный ответ – 0 баллов

Частично верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 3 балла

Дидактическая карта задания

Оцениваемый вид функциональной грамотности

Варианты:

математическая грамотность

Компетенция

Способность применять математические знания, ориентироваться в измерении веса, сравнивать предметы по массе и делать выводы

Контекст

Личная жизнь

Тип текста

сплошной

Когнитивный уровень

Низкий (1-й уровень) – 1-2 задания

Средний (2-й уровень) – 3-4 задания

Высокий (3-й уровень) – 5- 6 задания

Тип вопроса

С закрытыми вариантами ответа (единичный и множественный выбор), на осмысление

Дидактическая единица

Тема «Килограмм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....

«Функциональная грамотность. Методы развития функциональной грамотности»

В данной презентации представлены методы развития функциональной грамотности, которые я регулярно использую на уроках....