Карточки по функциональной грамотности (предмет "Математика")
учебно-методический материал по математике (1 класс)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, методистов и всех, кто занимается развитием функциональной грамотности у младших школьников по предмету «Математика».
Здесь представлены образцы заданий и практические советы по созданию эффективных заданий, направленных на развитие у учеников навыков самостоятельного поиска информации, критического мышления, умения анализировать и применять знания в реальной жизни.
Материал способствует формированию у детей глубокого понимания окружающего мира, развитию познавательной активности и подготовке к успешной учебной деятельности. Практическая направленность заданий позволяет использовать их как в рамках уроков, так и при внеурочной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 177.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Титенок Оксана Ярославовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательное учреждения «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района Белгородской области»
Уровень образования:
начальное общее образование
Оцениваемое направление функциональной грамотности:
математическая грамотность
Предмет: математика Тематическая область: единицы массы («Килограмм») | 1 класс | ||
Сказка о килограмме Жил-был в стране Мер и Весов маленький, добрый друг — Килограмм. Его звали Килли. Он был очень важным и всегда помогал людям понять, сколько что весит. Однажды Килли решил отправиться в путешествие, чтобы показать всем, что такое килограмм и зачем он нужен. Первое место, которое он посетил, — это магазин. Там стоял большой мешок с мукой. На бирке было написано: «Это ровно один килограмм!» Килли улыбнулся и сказал: «Вот он — мой лучший друг!» Затем он пошел к бабушке, которая держала в руках большую книгу. «А это что?» — спросил Килли. Бабушка ответила: «Это примерно один килограмм, ведь это моя любимая книга.» Килли понял: «Да, это тоже весит около одного килограмма!» Дальше Килли увидел мальчика, который нес в руках яблоко и пачку сахара. Он подумал: «Что тяжелее?» Мальчик сказал: «Яблоко очень маленькое, а пачка сахара — большая, но оба весят около одного килограмма!» Килли улыбнулся: «Значит, один килограмм — это столько, сколько много яблок или одна большая пачка сахара!» Вернувшись домой, Килли рассказал всем: «Килограмм — это вес предмета, который можно сравнить с мешком сахара, книгой или несколькими яблоками. Он помогает нам понять, сколько что весит!» И с тех пор все дети в стране Мер и Весов знали, что килограмм — это очень важная единица измерения веса. | |||
Вопрос: | Типовая задача для учащегося | Планируемый образовательный результат/формируемая компетенция/умение | |
1) Что такое килограмм? a) Название книги b) Единица веса c) Вид овоща Какие предметы в сказке весили около одного килограмма? а) Мешок с мукой, книга, яблоко и пачка сахара б) Машина, велосипед, книга в) Вода, камень, рука | - уметь извлекать нужную информацию из текста; - уметь объяснить, что такое килограмм (с опорой на текст). | - объясняет значение понятия «килограмм» как единицы измерения веса; - анализирует список предметов и определяет, какие из них могут весить около одного килограмма; - делает вывод и выбирает правильный вариант ответа, основываясь на своих знаниях и логическом мышлении. | |
2) Нарисуй или опиши предмет, который весит около одного килограмма. | - уметь ориентироваться в измерениях веса, - развивать воображение и навыки объяснения своих мыслей. | - описывает и изображает предметы весом примерно в один килограмм, используя словарный запас и навыки сравнения веса; - ориентируется в понятиях веса, сравнивает разные предметы по массе, а также выразительно описывает. | |
3) Рассмотри картинки с разными предметами (например, фотографии или рисунки). Определи, какие из них весят примерно один килограмм? Обоснуй свой выбор. | - уметь сравнивать предметы по весу, - использовать свои знания о характеристиках предметов, - делать выводы и обосновывать свои решения. | - ориентируется в массе предметов; - определяет, какие из них примерно весят один килограмм, основываясь на знаниях о массе привычных предметов и их сравнении. | |
| |||
4) Представь, что у тебя есть 3 мешка с мукой по 1 кг, 2 книги по 1 кг и 5 яблок по 200 г каждое. Сколько всего у тебя есть килограммов? Сколько яблок нужно, чтобы получить 1 кг? | - уметь выполнять сложение масс предметов, - переводить граммы в килограммы и применять знания о массе предметов для решения практических задач. | - применяет знания о массе предметов для выполнения арифметических вычислений; - анализирует условие задачи, составляет краткую запись решения; - переводит единицы измерения и приводит вычисления к стандартному виду (например, г и кг). | |
5) Нарисуйте или сделайте своими руками макет предметов с весом около одного килограмма. | - уметь ориентироваться в понятиях «вес» и «приблизительный вес», - научиться применять знания о массе предметов на практике. | - самостоятельно создает макеты предметов, вес которых составляет примерно один килограмм, используя доступные материалы; - правильно оценивает их вес. | |
6) Попросите родителей помочь вам взвесить разные предметы дома. Запишите, что вы взвесили, и сравните их с весом килограмма. Какие предметы тяжелее или легче? | - уметь ориентироваться в измерении веса, - сравнивать предметы по массе и делать выводы | - взвешивает предметы дома с помощью родителей, - записывает результаты измерений, анализировать и сравнивать вес предметов, - делать выводы о том, какие предметы тяжелее или легче килограмма. | |
Ответы на задания
Вопрос | Ответ | Количество баллов |
1) Что такое килограмм? a) Название книги b) Единица веса c) Вид овоща Какие предметы в сказке весили около одного килограмма? а) Мешок с мукой, книга, яблоко и пачка сахара б) Машина, велосипед, книга в) Вода, камень, рука | b) Единица веса а) Мешок с мукой, книга, яблоко и пачка сахара | Неверный ответ – 0 баллов Частично верный ответ – 1 балл Верный ответ – 2 балла |
2) Нарисуй или опиши предмет, который весит около одного килограмма. | Например, яблоко, книга или мешок с мукой | Неверный ответ – 0 баллов Верный ответ – 1 балл |
3) Рассмотри картинки с разными предметами (например, фотографии или рисунки). Определи, какие из них весят примерно один килограмм? Обоснуй свой выбор. | Например, пачка соли или сахара, гиря, кочан капусты | Неверный ответ – 0 баллов Частично верный ответ – 1 балл Верный ответ – 2 балла |
4) Представь, что у тебя есть 3 мешка с мукой по 1 кг, 2 книги по 1 кг и 5 яблок по 200 г каждое. Сколько всего у тебя есть килограммов? Сколько яблок нужно, чтобы получить 1 кг? | 3 мешка + 2 книги = 3 + 2 = 5 кг 5 яблок по 200 г = 5 × 200 г = 1000 г = 1 кг | Неверный ответ – 0 баллов Частично верный ответ – 1 балл Верный ответ – 3 балла |
5) Нарисуйте или сделайте своими руками макет предметов с весом около одного килограмма. | Например, сделать своими руками макет предметов с весом около одного килограмма: Макет хлеба — взял буханку хлеба и взвесил её на кухонных весах. Она весит примерно 1 кг. Макет книги — взял толстую книгу, которая весит около 1 кг. Макет мешочка с мукой — набил мешочек мукой до веса 1 кг. | Неверный ответ – 0 баллов Частично верный ответ – 1 балл Верный ответ – 3 балла |
6) Попросите родителей помочь вам взвесить разные предметы дома. Запишите, что вы взвесили, и сравните их с весом килограмма. Какие предметы тяжелее или легче? | Например, мой учебник — 1,2 кг — немного тяжелее килограмма. Апельсин — 200 г — значительно легче килограмма. Молочная упаковка — 1,5 кг — тяжелее килограмма. Книга — 800 г — легче килограмма. Мяч — 2,5 кг — тяжелее килограмма. | Неверный ответ – 0 баллов Частично верный ответ – 1 балл Верный ответ – 3 балла |
Дидактическая карта задания
Оцениваемый вид функциональной грамотности | Варианты: математическая грамотность |
Компетенция | Способность применять математические знания, ориентироваться в измерении веса, сравнивать предметы по массе и делать выводы |
Контекст | Личная жизнь |
Тип текста | сплошной |
Когнитивный уровень | Низкий (1-й уровень) – 1-2 задания Средний (2-й уровень) – 3-4 задания Высокий (3-й уровень) – 5- 6 задания |
Тип вопроса | С закрытыми вариантами ответа (единичный и множественный выбор), на осмысление |
Дидактическая единица | Тема «Килограмм» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....

«Функциональная грамотность. Методы развития функциональной грамотности»
В данной презентации представлены методы развития функциональной грамотности, которые я регулярно использую на уроках....
