Главные вкладки

    Индивидуально психологические особенности младшего школьника
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Ермоленко Галина Григорьевна

    План- конспект родительского собрания в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Vypolnila.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Ольховская средняя общеобразовательная школа

    Ольховского района Волгоградской области

     План- конспект родительского собрания на тему:

    «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

    Подготовила

    Учитель начальных классов

                                                                                                Ермоленко Галина Григорьевна

    План- конспект родительского собрания на тему:

    «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

    Без знания ребёнка- его умственного

    развития, мышления, интересов, увле-

    чений, способностей, задатков – нет

    воспитания.  

    В. А. Сухомлинский.

    Гений – это внимание.

    Не важно, кто сказал, важно, что это так.

    Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания и памяти младших школьников в условиях семейного воспитания.

    Задачи: - осмысление важности развития памяти и внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

                  - выявление проблем  развития памяти и внимания.

                    - обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

    Форма проведения собрания: творческая лаборатория родителей.

    Вопросы для обсуждения:

    1.Значение памяти для результативности учебной деятельности.

    2. Значение произвольного внимания для результативности учебной деятельности.

    3. Приёмы развития памяти и произвольного внимания ребёнка дома.

    Вопрос1. Значение памяти для результативности учебной деятельности.         

    Учитель: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

    Младший школьный возраст является одним из самых значимых периодов детского развития. С началом школьного обучения начинается формирование учебной деятельности, которая в младшем школьном возрасте становится ведущей и определяет развитие всех психических функций  ребёнка и коренным образом влияет на интеллектуальное, личностное и социальное развитие.

             Учебная деятельность задаёт и организует развитие всех психических новообразований. Каковы же главные новообразования возраста?

              Во-первых, в младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка. При переходе к младшему школьному возрасту в памяти ребёнка происходят качественные изменения. Она, прежде всего, становится опосредствованной - ребёнок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания. При этом очень важно, чтобы средство играло второстепенную роль и не отвлекало ребёнка от содержания запоминаемого материала. Память ребёнка носит смысловой характер. Это и есть магистральная линия развития памяти в младшем школьном возрасте - она превращается из механической в смысловую. Что надо, чтобы что-то воспроизвести своими словами? В первую очередь понять смысл. Не запоминать слова, не воспроизводить материал, а понять смысл того или иного содержания.

    «Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок», -остроумно заметил кто-то из великих. Оказывается, каждый из нас способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Как же развить эту способность, ведь порой нам трудно выучить даже короткое стихотворение?

      Во-первых, ученые говорят, что настоящая «мать ученья» не повторенье, а примененье. Лучше два раза прочесть текст и два раза его воспроизвести, чем читать без воспроизведения восемь раз.

       Во-вторых, информацию важно сделать интересной. Если материал скучный, а запомнить его всё-таки нужно, на выручку может прийти остроумие. Например, можно нарисовать иллюстрации к тексту.

       В-третьих, если текст «длинный», то его стоит разделить на части и изучить каждую часть отдельно. Очень помогает план к тексту.

      В-четвёртых, приступая к изучению темы, не следует сразу читать учебник. Лучше сначала вспомнить всё, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками.

    Главное в запоминании - понять смысл того, что следует выучить. Предлагаю вам упражнение, которое покажет вам, насколько ваши дети привыкли это делать. Суть упражнения следующая: сейчас я зачитаю текст, вы внимательно его прослушаете. Затем из перечня пословиц, написанных на карточках, которые есть на каждом столе, вы выберете ту, которая, на ваш взгляд, отражает главный смысл прочитанного.

    (Сообщение итогов по диагностике смысловой памяти учащихся.)

    «Свяжи слова» ( смысловая память)

             Давались два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствовали. Учитель зачитывал пару слов, а ученик запоминал второе слово пары, стараясь для этого установить какую либо смысловую связь между словами данной пары. После прочтения всех пар через 10 минут учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов. Чем больше слов воспроизводит ученик, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

    Слова для предъявления:

    Слива- лампа                                         гребень –земля

    Синица- сестра                                      компас- клей

    Лейка- трамвай                                      рыба-пожар

    Мухомор-диван                                     тёрка- море и др.

    Итог: Из 20 человек: 3 ч.-выс., 9 ч.-ср., 8 ч.-низкий уровень развитию смысловой памяти.

    Недостатки в развитии памяти проявляются в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.) Дети неспособны усвоить схемы рассуждений при решении задач, испытывают трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий.

    Смысловую память необходимо развивать.

    Игра «Воспроизведение рассказа».

    Подбираются несложные рассказы, басни, имеющие иносказательный смысл, либо подтекст, представляющие возможность последующего обсуждения.

    Инструкция ребёнку:

    Тебе будет прочтён рассказ, прослушай его внимательно, затем в течение 3 минут запиши основное содержание.

    Вопрос 2. Значение произвольного внимания для результативности учебной деятельности.

    Учитель: Второй вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание?»

    (учитель переворачивает карточку на которой написано)

    «Внимание- концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».

    (открывается следующая карточка « Особенности внимания»).

    Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

    (открывается карточка «Виды внимания»)

    Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это - непроизвольное внимание, оно не контролируется волей.

          Л. С. Выготский обосновал мысль о том, что новообразованием младшего школьного периода является произвольное внимание.

       Произвольное внимание свойственно человеку и определяется основной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздрожителей и с увлечением работает.

     При этом развитие произвольного внимания идёт от рефлексии как памяти – от произвольного припоминания собственного опыта к его целенаправленному структурированию.

    Что нужно для того, чтобы развивать у школьника произвольное внимание?

    Во-первых, попытаться сделать школьное содержание непосредственно связанным с личным опытом ребёнка, если школьное обучение будет частью его реальной жизнью.

    Во-вторых, очень важно, чтобы одно и то же содержание рассматривалось младшими школьниками с разных сторон.

    В-третьих, необходимо научить учащихся произвольно менять фигуру и фон в содержании сознания и по-разному структурировать как собственные воспоминания, так и предстоящую действительность.

    Анализ работ учащихся:

    Изучение процессов произвольного внимания.

    А. Школьнику без ошибок предлагалось переписать следующие строчки:

    1Аммадама реберге ассамаса гескалла ессанессас даталатта

    2еналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора и т.д.

     Б. Корректурная проба.

       Использовались специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 35 строк) Ученику предлагалось в течение 5 минут как можно быстрее просмотреть ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы ( например, букву «а» зачёркивать, а букву «к» подчёркивать. Фиксируется количество просмотренных букв и количество допущенных ошибок.

    Анализ работ учащихся показал ,что в классе из 20 человек:

    5 человек имеют высокий уровень произвольного внимания,

    10 человек имеют средний уровень произвольного внимания.

    5 человек имеют низкий уровень произвольного внимания.

    Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку, чтению, математики. Давайте рассмотрим типичные ошибки в ходе обучения.

    (на доске таблица):

    Анализ типичных ошибок учащихся, связанных с низким уровнем произвольного внимания.

    Русский язык:

    1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (например, «зуки» вместо «жуки»)

    2. Добавление гласных букв, (например, «тарава» вместо «трава»)

    3. Перестановка букв и слогов в словах (например, «звял» вместо «взял»)

    4. С ошибками списывает с доски.

    5. Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)

    6. Появление или возрастание ошибок к концу работы.

    7. Отсутствует «орфографическая зоркость» ( не умеет найти орфограмму)

    Чтение:

    1. Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.
    2. Потеря строки при чтении.
    3. Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов)

    Математика:

    1. Ошибки при решении арифметических примеров.
    2. Неумение решать задачи.

    Учитель: Предлагаю вам, уважаемые родители, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их   можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно без помощи педагога. ( Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает текст-памятку.)  

    Упражнения по развитию произвольного внимания.

    ( методика Р. В. Овчаровой.)

    Упражнение1. «Запоминай порядок».

    1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;
    2. Пять- шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

    Упражнение2. «Заметить всё».

          Положить в ряд 7-10 предметов и прикрыть их. Приоткрыв их на 10 секунд, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить все.

         Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали.

        Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены.

    Упражнение3. «Ищи безостановочно».

      В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

    Упражнение4. «Найди ошибки».

    Заранее надо подготовить какой-нибудь текст. Взрослый должен предупредить ребёнка, чтобы тот слушал внимательно и зачитывает этот текст. После этого предлагает другой текст, уже с изменениями. Чем больше ошибок исправит ребёнок, тем внимательнее он слушал.

             Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребёнка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице. Объектом тренировки могут быть люди на остановке, машины на перекрёстке, ассортимент хлеба в киоске. Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы. Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребёнка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд- нелёгкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом.

    Уважаемые папы и мамы!

    Помните, что произвольное внимание - один из самых важных психических процессов. Произвольное внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

    Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания.

    Психологическая поддержка- это процесс:

    • в котором  взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки.
    • Который   помогает ребёнку поверить в себя и свои способности.
    • который  помогает ребёнку избежать ошибок
    • который помогает ребёнку при неудачах.

    Чтобы поддержать ребёнка необходимо:

    1. Опираться на сильные стороны ребёнка.

    2.Избегать подчёркивания промахов ребёнка.

    3.Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.

    4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

    5.Проводить больше времени с ребёнком.

    6.Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

    7.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

    8. Демонстрировать оптимизм.

    Слова поддержки:

    • Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо
    • Это не легко, но, я думаю, что у тебя получится.

    Учитель: Подведём итог.

    Возможности человеческой памяти и внимания безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ними надо работать, преодолевая лень, пассивность. Это непросто, но как начинаешь себя уважать! Вот из таких маленьких побед и складывается характер. Итак, мы завершаем встречу, и я предлагаю «открытый микрофон» для обмена впечатлениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности младших школьников

    психологические особенности младших школьников...

    психологические особенности младших школьников

    психологические особенности младших школьников...

    Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

    В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...

    Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

    В данной  работе я  обобщила опыт своей работы  по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природ...

    Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

    В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природосо...

    Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

    Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...