Советы родителям будущих первоклассников.
методическая разработка (1 класс) по теме

Татьяна Константиновна Инусилова

Родителям первоклассников будет интересно узнать о  готовности  к школе .

Как организовать обучение ребенка, чтобы он с удовольствием ходил в школу?

Как помочь детям делать уроки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Roditelyam_pervoklassnikov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Родителям   первоклассников.

     Ваш ребенок стал первоклассником. Начальная школа очень важный этап в развитии вашего ребенка, так как именно в этот период он должен не только получить необходимые  знания для продолжения обучения, но и научиться учиться. Главное, так организовать обучение, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился. Заинтересованность  родителей в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

   Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима  заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня.      Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки).   И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего малыша. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими.  Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

  Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученица, большая девочка, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

Чему учить будущего первоклассника?

    Задача родителей — правильно оценить объем знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

     В математике важно, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет в школе научиться  складывать и вычитать.  Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте деревья, дома, машины. Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни. Например:  в песочнице играют две девочки и три мальчика. Сколько всего детей в песочнице? Ребенок должен уметь вслушиваться в условия задачи.

       К  началу обучения обычно все дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в игры со словами (назвать  окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумать слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями, чтобы ребенку было интересно. Пусть он и сам прочтет несложные фразы.

       Учите малыша ясно выражать свои мысли, обсуждая прочитанное.  Не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

    Многие родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребенок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об окружающих его людях и мире: свой адрес (разделяя понятия «страна», «город», «улица») и не только имена папы и мамы, но и их отчество, и место работы.

 

Готовность ребёнка к школе

  Ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

 Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).

- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

 Социально-психологическая готовность:

 - Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).

- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

     Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

- Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

 

     Как можно  определить готовность ребёнка к школе?

Вот некоторые задания и методические рекомендации из педагогической диагностики (разработали сотрудники Центра начального обучения РАО Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. и Кузнецова М.И.).

    Задание 1

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Условия выполнения задания: Задание  выполняется  на клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и желтый карандаши.

Текст задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

2  балла — выполнены верно два или три пункта задания.

3  балла — все пункты задания выполнены верно. Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

  Задание 2

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Условия выполнения задания: Задание  выполняется  на клетчатом листе.

Текст задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1  балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

3  балла — обе задачи выполнены верно.

 

Помогаем делать уроки

В первые месяцы занятий детей в школе проявляйте к ним максимум такта и снисхождения. Вашим чадам и так трудно! До сих пор они делали то, что им хотелось и нравилось, а теперь в их жизни появилось пугающее слово «должен». Помогайте им в этот период, насколько позволяют время и силы, чтобы постепенно ребенок привык и сумел впоследствии взять на себя ответственность за свою учебу.

    Ваш ребенок пошел в школу. В дом пришла радость, вся семья строит планы на ближайшее будущее. И наверняка каждый родитель надеется, что его ребенок будет старательным и хорошим учеником, которым можно будет гордиться. Однако проходит время, и зачастую родительские ожидания лопаются, как мыльный пузырь.

   Огромные трудности у первоклассников вызывает выполнение домашних заданий, и только от родителей зависит решение этой проблемы. Если ребёнок закончит  начальную школу, так и не научившись выполнять задания, в дальнейшем ему будет тяжело перестроиться.

     Психологи подметили, что родители склонны впадать в две крайности по поводу учебы своих детей. Первая – чрезмерная опека, когда контролируется каждое движение ребенка. Вторая, наоборот, полное отсутствие интереса к школьным занятиям сына или дочери. И та, и другая модели поведения ошибочны. Что же делать, чтобы помочь своим детям в учебе по-настоящему и не нанести им психологическую травму?

   Современные программы для начальных школ  насыщены всевозможными заданиями с которыми   дети не всегда справляются и затрачивают на это очень много сил. Однако делать уроки нужно и избежать этого никак нельзя. Поэтому  родителям  следует вместе с ребёнком вырабатывать такой алгоритм выполнения домашней работы, чтобы малыш не слишком уставал.   После прихода из школы  не надо сразу садиться за уроки, необходимо дать ребенку отдохнуть, пообедать, поиграть. Определите время, когда ему следует начинать заниматься. Выработанный режим со временем станет настолько привычным, что выполнение заданий будет для ребёнка так же естественно как умывание.   Лучше всего во время работы делать перерывы, как в школе – ведь там между уроками обязательно есть перемены. Пусть ребёнок после выполнения задания по одному предмету немного отдохнёт, поиграет, а потом уже приступает к следующему.

   Первоклассники часто тратят на выполнение домашних заданий слишком много времени и всё равно часто не успевают многое сделать. Почему это происходит? Причина этого кроется в том, что 7-8 летние дети во время самостоятельных занятий отвлекаются, делают много лишнего, не могут решить, с чего начать и что делать дальше. Решение этой проблемы есть – начинать выполнение любых заданий нужно с одного – внимательного чтения того, что задали. Если это задача – нужно прочитать задачу, лучше всего вслух, если задано выучить стихотворение – нужно прочитать его. Выполнять сложные письменные задания тоже лучше приговаривая вслух, так ребёнку будет проще не отвлекаться и контролировать последовательность работы.

      Помогая ребёнку, не  надо забывать, что делать домашние задания – это всё-таки его работа. Не  следует  писать  за него, подсказывать решение задачи, иначе он никогда не приучится к самостоятельной работе. Вы можете проверить уже выполненное задание, подсказать, с чего начать исправление ошибок. Ни в коем случае нельзя  сидеть рядом во время выполнения домашнего задания – этим вы её не только будете смущать малыша, но и дадите ему возможность спрашивать у вас каждую мелочь, вместо того, чтобы думать самостоятельно.

   Многие родители, желая видеть своего ребёнка самым лучшим, самым образованным, помимо школьных, стараются давать и дополнительные задания. Не  следует заставлять ребёнка постоянно перенапрягаться, это может привести к тому, что у него совсем пропадёт желание учиться. Дополнительные задания можно давать только в том случае, если ребёнку трудно даётся какая-либо тема и её необходимо закрепить.

   И, наконец, большую роль в успешной самостоятельной работе вашего ребёнка играет ваше доверие к нему. Как только вы увидите, что он уже научился сам выполнять задания,  что может обходиться без вашей помощи – ослабьте контроль. Проверяйте задания, только если ребёнок попросит сам, или если у него резко снизится успеваемость.            Помните, что минимум контроля с вашей стороны будет стимулом для развития чувства ответственности у ребёнка, что очень пригодится ему в последующем.

Старайтесь не ориентироваться на отметки. У каждого человека свой темп усвоения знаний, свои способности, природный темперамент. Для вас важным должно быть то, насколько ребенок понял или не понял какую-тему. Школьник не должен бояться идти домой, если вдруг схватил плохую отметку. Пусть дома его всегда ожидает благоприятная атмосфера, Старайтесь чаще напоминать своему ребенку, что вы его любите независимо от отметок, которые стоят в его дневнике. Тем более  не угрожайте, что разлюбите ребенка, если тот будет плохо учиться. Какая уж тут может быть тяга к учебе, если от нее зависит родительская любовь! Подобный шантаж способен породить лишь страх перед школой и учителями и полное неприятие учебы.

     Если ребенок медлительный, не торопите его и не подгоняйте. Позвольте ему заниматься в темпе, комфортном для него. Под вашим давлением ребенок, конечно, смог бы быстрее написать какой-то текст, но разве он научится от этого быстрее думать?

    Таким образом, ваше грамотное и ненавязчивое руководство учебным процессом ребенка поможет надолго сохранить его интерес к учебе и будет стимулировать к овладению все новыми вершинами познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям будущих первоклассников

Советы будут полезны родителям будущих первоклассников...

Советы родителям будущих первоклассников.

Советы родителям будущих первоклассников.       Волнительное это дело - первый раз в первый класс. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомой мир. Что же нужно,...

12 советов родителям будущих первоклассников

Елена Владимировна Рылеева, психолог, педагог. Скоро в школу... Этой осенью   ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с но...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников».

Помощь родителям при поступлении в первый класс....