Родителям о проектной деятельности
статья на тему

Скрылёва Ирина Александровна

Проект – это “шесть П”:

   Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_proektnoy_deyatelnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Родителям о проектной деятельности учащихся.

      В последние годы одним из видов деятельности учащихся начальных классов и старшеклассников является проектная деятельность, в которой наряду с детьми активное участие принимают   и взрослые (учитель, родители)

     Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

      В процессе проектной деятельности  формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  1. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из

  различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, родителей,  специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  1. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

  1. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

      Благодаря использованию метода проектов   повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

                                  Готовность младших школьников к проектной деятельности.

     Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.     Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

     Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

     Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

     Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

     При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

                                                     Требования к учебному проекту:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом,

             отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет

             обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.          Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.          Подготовленный продукт должен быть представлен   представителям общественности, и

             представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство  решения проблемы.

             Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего

             продукта.

  1. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики и т.д.

                                    То есть проект – это “шесть П”:

   Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио

 

                                  Примерная тематика  (названия могут быть изменены,

                      тема работы определяется интересами и увлечениями ребёнка, семьи…)  

  • Семейный проект «Тепло домашнего очага» (Герб моей семьи, моя родословная, традиции моего рода, семьи, история фамилии,  знаменитые или талантливые родственники и т.д.)
  • Семейный проект «Моя семья в истории страны»
  • Семейный проект «Вся семья на месте – так и душа на месте»
  • Коллективный или самостоятельный проект «Народное декоративно – прикладное искусство» (можно выбрать только одно направление)
  • Коллективный или самостоятельный проект «История народного костюма»
  • Коллективный проект «Бирюлёво – мая малая Родина» (история микрорайона, имена известных людей (такие есть!!!), достопримечательности, обелиски и т.д.)
  • Коллективный или самостоятельный проект «Тропы юного эколога» (экологическая направленность работы)
  • «Человек и природа»
  • Коллективный или самостоятельный проект «Оригами» (история, изделия)
  • «Хокку (хайку) – жанр японской поэзии» (история Японии, японской поэзии и т.д.) и.др.

С темой необходимо определиться до 1 сентября или начать собирать материал летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о проектной деятельности

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы: что такое метод проектов? (очень немного т...

Роль родителей в проектной деятельности младших школьников.

Сегодня проектная деятельность  учащихся во всех классах  - это неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже и в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проекто...

Родителям о проектной деятельности.

Данный материал поможет родителям организовать проектную деятельность учащихся ....

Родители и проектная деятельность

Материал для родительских собраний...

«Родителям о проектной деятельности»

Описание работы:  Предлагаю Вам  сценарий родительского собрания, который предназначен для педагогов  и родителей 1 класса. Данный материал будет полезен для учителей активно внедряющих...

"Родителям о проектной деятельности учащихся"

В статье рассматривается понятие "проектная деятельность", а также требования к учебному пректу, цель проектного обучения, выполнение проекта....

Сценарий родительского собрания "Родителям о проектной деятельности"

Родительское собрание «Родителям о проектной деятельности»Цель: Познакомить родителей с  проектной деятельностью  и определить их роль  в создании ученического проекта.Задачи:1.Получени...