"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"
презентация к уроку (1 класс) по теме

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растёт ребёнок, будет истинно гуманистическим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_raboty_s_roditelyami.doc55 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_materialu.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

г. Ноябрьск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Доклад на тему:

«Социальное партнерство с родителями, как условие развития творческих способностей учащихся »

Подготовила:

Гильмуллина Эндже Масновиевна-

учитель начальных классов

2009 г.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, но именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. С одной стороны, возросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой.

С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей учащегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании учащихся и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки учителя, способного решать сложные педагогические задачи.

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания,  не говоря уже о помощи ребенку в учебной деятельности. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.

И здесь роль педагога-классного руководителя, - в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. Он - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребёнка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы.

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество знаний учащихся. Системное изменение всех параметров образовательного процесса, освоение новой миссии и новых ценностей предполагает переход на позицию продуктивного решения педагогических задач, развитие форм сотрудничества и сотворчества с родителями. Отсюда и возникает идея социального партнерства учителя и родителей.

 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Для построения таких отношений у себя в классе за основу мною была взята схема Хоменко Ирины Алексеевны, зав. кафедрой педагогики и психологии семьи педагогического университета им. А.Герцена. г. Уфы.

 Схема 1. Этапы развития социального партнерства

       Добровольность

        Долговременность

        Взаимная   

       ответственность

     Порядочность

      Продуктивность

      Поддержка

Ценности

Ресурсы

На этой схеме представлено построение партнерских отношений и ярко прослеживается три этапа.

Что же здесь принципиально нового, что является открытием?

И чтобы ответить на эти вопросы я хотела бы рассказать об опыте своей работы на каждом из этапов.

 Первый этап- ЗНАКОМСТВО. 

Самый трудный и значимый этап. Для него характерно определение основных принципов взаимодействия, путей и основных идей. В помощь я привлекла социально – психологическую службу школы. На этом этапе главным для себя мы определили необходимость, с одной стороны, хорошо изучить родителей ( их мнения, оценки, запросы) и, с другой стороны, организовать информирование о работе школы в целом, о путях развития ОУ.  Итогом совместной деятельности стало составление социального паспорта, психологического климата класса и семей.  На данном этапе я как классный руководитель использовала следующие методы и формы: Сочинения детей «Мой выходной день», «Моя семья», родителей «Мой ребенок»… Посещение. Методику незаконченных предложений, анкетирование  В результате проведенной работы мы имели представление о родителях  моего класса и классифицировали по уровню их педагогической культуры, уклада семейной жизни, отношению к школе.

 1 гр. РОДИТЕЛИ-АКТИВИСТЫ – высокий уровень воспитательных возможностей, поддержка ребенка, желание участвовать в жизни школы и класса, искренний интерес к образовательному процессу.

2 гр. РОДИТЕЛИ-СТАТИСТЫ – для них характерны: средний уровень воспитательных возможностей по отношению к своему ребенку, но равнодушие, безучастность, нежелание что-либо делать по отношению к школе.

3 гр. РОДИТЕЛИ « ГРУППЫ РИСКА»- для них характерно: пренебрежение к ребенку, неумение и нежелание выполнять свои родительские обязанности, зачастую, аморальный образ жизни. В моём классе к группе риска принадлежали 5 семей, поэтому мною была поставлена задача: сократить количество родителей « группы риска», увеличив при этом показатели родителей второй и третьей групп.

 Родители разные – и формы работы с ними разнообразные. Поэтому приступая ко второму этапу – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и придерживаясь цели: классный руководитель и родители – должны стать партнерами, я вынесла на  родительское собрание детализацию плана воспитательной работы с классом, а именно совместной мероприятия, определение более приемлемых и удобных форм работы, переход на взаимодоверие со стороны родителей и школы, разделение ответственности за общее дело. Совместно с родителями были выбраны темы родительских собраний, совместные мероприятия, проекты, индивидуальные консультации с психологом и социальным педагогом  школы.

 При работе с третьей группой семей были поставлена задача: взять под контроль выполнение своих элементарных родительских обязанностей.

Поэтому была изменена тактика взаимодействия: в работе с этой группой мы старались все же не критиковать и ругать, считая их никчемными родителями, а оказывать помощь им и их детям, т.е. разъяснять и поддерживать.

Если семья ощущает заботу школы на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.

Когда родители этой группы почувствовали внимание и заботу с нашей стороны?

Тогда, когда совместно  мы организовывали посещение кино, детского парка, экскурсии на природу, совместные классные часы, праздники.

И все это мягко, терпеливо, настойчиво.

Что удалось: приучили родителей к мысли, что ребенок должен посещать занятия постоянно, что родители должны оказывать помощь в подготовке домашнего задания, поиске дополнительного материала; посещать обязательно классные мероприятия.

 Дети из этих семей стали добросовестней выполнять домашнее задание, повысилась культура поведения, родители овладели умениями и навыками общения: друг с другом, со своими собственными детьми, с друзьями своих детей, с педагогами детей.

При работе с родителями-статистами была выработана тактика: мотивировать и активизировать, привлекать к совместной деятельности через организацию конкретных дел.

Ставшие уже традиционными Дни открытых, дверей проходили в этом году не совсем обычно: программа по результатам опроса родителей была выстроена с учетом пожеланий так, что каждый мог принять участие и в проведении внеклассных мероприятиях, и в работе общешкольного родительского собрания.  

В течение года в проведении этих мероприятий приняли участие из 7 семей принадлежащих к группе «статистов» 6 семей и при этом повысилась успеваемость детей.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи , т.е. регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса. В связи с этим важно отметить, что в эти дни мы неоднократно слышали пожелания родителей чаще организовывать подобные встречи.

Совместными проектами с родителями для нас являлись и проведение массовых праздников, и подготовка классных комнат к учебному году, экскурсии на предприятия, где трудятся родители.

Результатами этой планомерной работы стало отсутствие обращений со стороны родителей в вышестоящие органы. Возросла степень доверия .

И самыми большими друзьями школы были наши родители-активисты. Это они первыми приходили на помощь классным руководителям, принимали участие во всех мероприятиях, чутко реагировали на все происходящее в учебном заведении.

 Шаг третий: ПАРТНЕРСТВО – следующий этап. Если совместная деятельность- это реализация отдельных проектов, то основой партнерства являются добровольность, долговременность и взаимная ответственность.

Принципы партнерских отношений - добровольность, долговременность и взаимная ответственность! Добровольность: свободный выбор форм взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). Там, где классный руководитель строит свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно. Именно поэтому, на мой взгляд, принудительное создание классных родительских комитетов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно. Долговременность: нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения. Взаимная ответственность. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано ранее. Именно поэтому так велика роль мониторинга  (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.

Вернемся к схеме: ценность её в том, что она не линейна, а циклична и в ней ясно прочитывается, что постоянно есть место и первоначальному знакомству, и по степени усложнения переход к совместной деятельности, и как результат – партнерские отношения. И все этапы не исключают друг друга, а, наоборот, выстраивают лестницу движения, которая опирается на вечные ценности: порядочности, поддержки и взаимной ответственности. Тогда недопонимания и разногласий будет меньше.

Отвечая на  самый главный вопрос, А КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОТРАЗИТСЯ НА ДЕТЯХ? Или ЧТО ДАЕТ ДЕТЯМ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ СЕМЬЕЙ И ШКОЛОЙ?  Можно сказать следующее: помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

               

Дорогие коллеги! Любви, прощения и терпения вам в этом учебном году!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования г. Ноябрьск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» «Проблема партнёрских отношений классного руководителя и родителей» Подготовила: Гильмуллина Эндже Масновиевна - учитель начальных классов 2009 г.

Слайд 2

" Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...." Л. Кассиль

Слайд 3

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Слайд 4

Этапы развития социального партнерства Ценности Ресурсы Порядочность Продуктивность Поддержка Добровольность Долговременность Взаимная ответственность Мотивация Знакомство Совместная деятельность Партнёрство Доверие Компетентность Цели Время

Слайд 5

Первый этап- ЗНАКОМСТВО

Слайд 6

Методика изучения семьи классным руководителем Н.Киселёвой Вид диагностики, для чего используется Необходимая классному руководителю информация Используемые методы и методики Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика социально – психологической службой) Социально- демографическая характеристика семьи, организация и принципы семейного воспитания ; взаимоотношение родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей. Сочинения и рисунки учащихся, родителей. Посещение семей. Психолого-педагогические консультации. Методика незаконченных предложений Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов». Совместное проведение родительских собраний, мероприятий. Информационно -просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика) Правовая и психолого - педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Внутришкольный мониторинг ( итоговая диагностика) Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»

Слайд 7

Анкета «Мой ребёнок» 1.Когда он родился, то __________________________________________________ 2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________ 3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________ 4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________ 5.Его отношение к школе было ___________________________________________ 6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________ 7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________

Слайд 8

Классификация родителей по уровню их педагогической культуры, уклада семейной жизни, отношению к школе

Слайд 9

Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 11

( из плана воспитательной работы класса )

Слайд 12

Этическая беседа-практикум «Прогулка по городу вежливости» Родительское собрание «Моделирование воспитатаельной работы класса» Час общения «Моё увлечение» Коллективный поход в кино Классный час «Моя семья» Мир профессии: кем работают наши родители Родительское собрание «Воспитание в семье». Встреча с психологом школы

Слайд 13

Третий этап: ПАРТНЕРСТВО

Слайд 14

Существуют общие правила успешности воздействия и взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребенка, взрослых и детей. Правило № 1. Всякое взаимодействие должно быть неформальным. Правило № 2 Демонстрация личной заинтересованности взрослого и пробуждение заинтересованности ребенка. Правило № 3. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков. Правило № 4. Справедливость и объективность. Правило № 5. Шанс на перспективу.

Слайд 17

Анкета «Семья и школа как партнеры» 1. Какие вопросы жизни ребёнка должны обсуждаться совместно родителями и ребёнком? 2. В решении каких семейных вопросов, на ваш взгляд, должна участвовать школа? 3. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? 4. Влияете ли вы на решения, принимаемые классным руководителем, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? 5. Какие способы представления информации используются в школе? Ваши предложения: 6. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребёнка проблем? 7. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? 8. Как реально вы можете участвовать в жизни школы?

Слайд 18

Этапы развития социального партнерства Ценности Ресурсы Порядочность Продуктивность Поддержка Добровольность Долговременность Взаимная ответственность Мотивация Знакомство Совместная деятельность Партнёрство Доверие Компетентность Цели Время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

Условия развития творческих способностей обучающихся

Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является увеличение объема дополнительного образования детей, которое рассматривается как неотъемлемая составл...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Определяются задачи, решение которых должно привести кформированию духовно богатой, физически здоровой, социально активнойтворческой личности....

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки н...

Тема самообразования" Развитие творческих способностей обучающихся младших классов в условиях реализации ФГОС"

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов дей...