"Школьные трудности медлительных детей"
статья по теме

Шкапо Надежда Валерьевна

Данный материал предназначен для родителей и учителей. В нём рассматриваются трудности в обучении медлительных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnye_trudnosti_medlitelnyh_detey.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные трудности медлительных детей

Медлительные дети – особая группа риска, т. к. их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности, который обусловлен особенностями нервной системы.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.

 Медлительных детей примерно 10–20%. У них медленный темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость письма и чтения.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней обучения в школе.

Можно провести небольшой тест: положить перед ребенком лист бумаги в клетку и попросить его поставить точку в каждую клетку (на любой строчке), громко считая до десяти. В среднем дети шести лет выполняют это задание за 10–12 с, семи лет – за 6–8 с. А скорость действий у медлительных детей в 1,5–2 раза ниже, чем у сверстников.

  – А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай: одна, две, три и так далее.

Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.

– Хорошо, умница, а теперь сделай то же самое, только быстрее.

Девочка испуганно поднимает глаза и чуть слышно, виновато говорит: “Я быстрее не могу…” На глазах слезы, дрожат губы…

– Вот так всегда, – раздраженно замечает мама. – Я ей: побыстрее, а она чуть что – в слезы. Раньше не была такой плаксой.

Рассказ мамы: «Лена росла нормально, только ела плохо, часами могла над тарелкой сидеть. До трех с половиной лет дома была, а как пошла в детский сад, так одни жалобы: все уже гуляют давно, а она только одевается; все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает. И дома все то же самое… Но главные мучения начались, когда Лена пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3–4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку никакого… Вот посмотрите. (Мама протягивает тетради, в которых на каждой странице красными чернилами: “Опять половина задания. Где вторая половина задания?”, “И это все?!”, “Грязно”, “Небрежно”, “Не стараешься!”) А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и с чтением. У нее двойка по скорости чтения, и с математикой не очень…» Мама еще долго жаловалась на Ленино упрямство и капризы. В своей правоте она не сомневалась и хотела получить один совет: “Как заставить?”.

Разговорить Лену нам удалось с большим трудом. И мы узнали: она “самая медленная и весь класс назад тянет”; “измучила маму”, а мама часто наказывает ее: и за плохие отметки, и за грязь в тетради, и за то, что все не успевает… Теперь у нее часто плохое настроение, “плакать хочется”, и болит голова, “особенно когда уроки сажусь делать; маме говорю, а она не верит”. А еще Лена боится оставаться одна в комнате и вечером долго не может заснуть. Горестно поджав губы и не по-детски тяжело вздохнув, Лена заканчивает: “Надоело все, устала я”.

 Результаты тестирования показали: интеллектуальное развитие, запас знаний и навыков Лены соответствуют возрасту, у нее хорошо развита речь, моторика, восприятие, но есть проблемы концентрации внимания (быстро отвлекается), организации деятельности (боится не успеть, волнуется, не проверяет выполнение задания), она все время ищет взрослого, надеясь на поддержку. Девочка удовлетворительно освоила школьную программу, но ее индивидуальный темп деятельности более чем в 2 раза ниже, чем у ее сверстников. Она очень медленно пишет, но, когда работает в своем темпе, почти не делает ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов. Читает вслух с трудом – переставляет буквы, делает длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкается и останавливается. Вообще делает все неуверенно, как будто думая, что делает неправильно. Похвале, подбадриванию в первый момент не верит, долго собирается, прежде чем начать выполнять задание, суетится, нервничает. Даже на слова: “Не спеши”, “Все хорошо” реагирует как на подгонку – настолько привыкла к тому, что “всегда отстает” и ее подгоняют. Результаты обследования подтвердили, что Лена – так называемый медлительный ребенок.

К сожалению, ни учителя, ни родители, как правило, не понимают состояния ребенка. Таким детям продолжают ставить двойки, ругать, упрекать в лени, не обращая внимания на страдания ребенка, тревожность, беспокойство, страхи. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, возникают новые и новые школьные проблемы. Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, что нужна уже не только педагогическая помощь, но и лечение.

 Ира – первоклассница, ей 7,5 лет. До школы девочка больше всего любила играть со своими куклами. До трех лет мама была с ней дома и старалась ограничивать контакты дочери с детьми, т. к. кончались они всегда Ириными слезами, “дети ее обижали и вечно отбирали игрушки, она очень огорчалась”. К детскому саду девочка привыкала долго, трудно и рада была любому поводу, чтобы остаться дома. Один раз, уже в старшей группе, наелась снега, “чтобы заболеть и не ходить в детский сад”. Да и воспитательница жаловалась на ее медлительность.

К школе Ира усиленно готовилась и пошла учиться с большим желанием, но первый день в школе закончился слезами. Ира ничего не успевала, сторонилась детей, вздрагивала и терялась, когда называли ее фамилию. Четкие и громкие команды учителя “встаньте, садитесь, слушайте” приводили ее в трепет. Уроки она делала с мамой. Нужно было писать красиво и быстро, мама нервничала, получалось все хуже и хуже. Школьные проблемы нарастали. В классе Ира почти ничего не делала, любое замечание учителя вызывало слезы. Учитель сердился, стыдил Иру, жаловался на ее поведение маме. К декабрю Ира замкнулась, часто “без причины” плакала, стала плохо спать (крутилась, вскрикивала во сне, с трудом засыпала), а однажды утром перед школой у нее началась рвота. Вызвали врача, решили, что это отравление. Несколько дней Ира не ходила в школу, и все было в порядке, но как только нужно было пойти в школу, рвота повторялась снова. Так продолжалось несколько недель, пока родители не обратились к врачу-психоневрологу. Выяснилось, что все эти нарушения были проявлением невроза, который возник у медлительного ребенка в результате ежедневных стрессов, жестких требований учителя и родителей.

 

Взрослые люди могут произвольно изменять скорость своей деятельности и делать что-то быстрее и медленнее, но самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп обычного человека. А ребенок в шесть лет может работать только со свойственной ему оптимальной скоростью. Причем многие исследователи считают индивидуальный темп деятельности врожденной особенностью, существенно изменить которую практически невозможно.

Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действия до начала этого действия. С возрастом эти показатели совершенствуются, и, естественно, любые действия дошкольник выполняет значительно быстрее, чем 2–3-летние дети. Но индивидуальные различия не исчезают, порой они даже усиливаются. Среди поступающих в первый класс могут быть дети, у которых темп деятельности такой же, как у “быстрых” четырехлеток (но только темп, качество же работы, естественно, будет выше).

И учителя, и родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее? Нет, нельзя. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) темп любой деятельности увеличивается (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов он всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.

Адаптация медлительных детей к школе

 Медлительные дети, как правило, “удобны”, до школы они не вызывают беспокойства у взрослых, т. к. предпочитают спокойные игры. Из-за своей медлительности они с раннего возраста могут сторониться сверстников, а если родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку, не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда из-за боязни инфекции (или по другим причинам) сами ограничивают контакты с детьми, то все это усугубляет медлительность. В школе таким детям особенно трудно. В новой обстановке, в окружении новых лиц в условиях новых требований медлительный ребенок теряется, не знает, что ему делать, буквально “столбенеет”, когда к нему обращаются с вопросом, а в ответ чаще молчит или начинает плакать.

Адаптация в школе медлительных детей во многом зависит и от того, как воспринимали взрослые (дома, в детском саду) эту особенность ребенка. Если в семье к медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут, ребенок не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает.

Социальная ситуация развития медлительных детей до школы может складываться по-разному. Это определяет успешность и адаптации, и дальнейшего обучения.

 Диме 5 лет 9 месяцев. Два месяца назад он начал заниматься в дошкольной гимназии (занятия 3 раза в неделю с 14:00 до 16:00). В гимназию ездит с бабушкой, еще 2 раза в неделю с папой ходит в бассейн, в те же дни, когда занятия в гимназии, с 11:00 до 12:00 изучает английский язык дома с учительницей. В детский сад не ходит. Болеет редко. В истории его раннего развития нет отягощающих факторов, развивался нормально.

По словам мамы, всегда был «спокойный, но очень ранимый, впечатлительный, умеет читать (научился сам в 5 лет), пишет печатными буквами, но только делает все ужасно медленно, ничего не успевает. Мы над ним дома смеемся: “Если тебя не торопить, то начнешь одеваться зимой,  а гулять выйдешь весной”. В последнее время стал раздражительным, плохо ест, аппетит пропал, а главное – не хочет заниматься, ни читать, ни писать, ничего не запоминает».

Рассказ Димы: “Они меня совсем замучили. Быстрее, быстрее, а у меня быстрее не получается, только голова болит”. На вопрос: “С кем из взрослых сложнее?” – отвечает: “С мамой и англичанкой”.

– Почему?

– Мама все время сердится, а англичанка говорит: “Ничего не успели, нужно больше заниматься”, и пишу я как курица лапой.

 

Результаты обследования показали, что у Димы очень высокий интеллектуальный уровень, хорошо развита речь, нет отклонений в развитии моторики, восприятия, памяти. Дима хорошо выполняет самые сложные задания, но нужно напоминать: “не спеши, работай спокойно”, иначе он торопится, делает ошибки, нервничает, постоянно вытирает вспотевшие ладошки. Движения четкие, размеренные, но очень медленные. Говорит тоже медленно, чуть растягивая слова. Читает без ошибок в том случае, когда напоминают “не торопись, спокойно”, но через пару строк начинает “спотыкаться”, “глотать слоги”, стремясь ускорить темп чтения. На вопрос: “Зачем так торопиться?” – отвечает: “Мама говорит, что нужно читать быстрее”.

Спешка, ограничение времени, постоянное “не успеваю” снижают качество работы. Нарушается качество чтения (запинки, “угадывание”, “проглатывание” слогов, плохое запоминание и понимание смысла прочитанного), письма (буквы неровные, нарушается четкость штриха, конфигурация букв, тремор – дрожащие линии), появляются ошибки и т. п.

 

Характер трудностей, состояние Димы и реакция взрослых достаточно типичны. Дима – медлительный ребенок, таковы особенности организации высшей нервной деятельности, определяющие темп и скорость его движений, письма, чтения. До тех пор, пока Дима не начал учиться в дошкольной гимназии, особых проблем его медлительность не вызывала. Дома давно привыкли и спокойно реагировали на то, что он медленно ест, медленно одевается. Но ситуация резко изменилась, т. к. обилие нагрузок заставило взрослых рассчитывать время: 3 раза в неделю занятия в гимназии, 2 раза (в те же дни) английский язык, 2 раза плавание, да еще домашние задания (в гимназии и по английскому). Все это потребовало четкой организации, иначе ничего не успеть.

С утра занятия английским языком (включиться – активно поработать – переключиться), потом собраться, ехать в гимназию, заниматься в гимназии (3 урока по 30 мин, и на каждом уроке быстро включиться – интенсивно поработать – переключиться на новое занятие и т. п.) – такой ритм жизни совсем не прост и для обычного ребенка 6–7 лет, но для медлительного он сложен вдвойне.

Что удалось сделать? Во-первых, развели по дням занятия английским языком и в гимназии. Сократили время приготовления домашних заданий, перестали упрекать Диму за медлительность. С пониманием отнеслась к ситуации учительница английского языка.

Нужно заметить, что Дима занимается в дошкольной гимназии 2 месяца. Все проблемы только обозначились и еще не стали причиной срыва здоровья. Но это было бы реально, если бы взрослые не изменили ситуацию.

На первом, наиболее сложном этапе адаптации к школе может и не быть каких-то специфических трудностей, связанных с несформированностью познавательных функций. Однако следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Он может сильно уставать, жаловаться на головные боли. Меняется его поведение (может стать чрезмерно активным, суетливым или, наоборот, еще более вялым, заторможенным). Стоит разобраться, в чем причина. Возможно, ребенок просто устает от непосильного темпа работы, старается все успеть (что дается ему большой ценой), а возможно, он уже начал отставать, понимает это и огорчается.

Особенности обучения медлительных детей

Об этих детях часто говорят “инертны”, имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией. Если на уроке математики во время объяснения вдруг спросить, как пишется та или иная цифра, ответ ребенка будет неудовлетворительным, потому что он не смог быстро переключиться, перестроиться. На первый взгляд эта трудность переключения, невозможность выполнять быстро меняющиеся задания может показаться “непониманием”, “низкими учебными способностями”, а на самом деле ребенок просто не слышит, т. к. выполняет предыдущее задание.

Постоянные неудачи обескураживают ребенка, трудности возникают не только потому, что есть реальные причины, но и потому, что теряется уверенность в своих силах. Если при этом наказывает и учитель (плохой оценкой), и родители (порицанием или более серьезными мерами), то вместо поиска путей выхода ребенок сдается, теряет интерес и желание учиться. Он и сам начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все старания – бесполезными.

 

Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Группы продленного дня не для медлительных детей.

 

Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Причем ограничение происходит настолько естественно, что на это никто не обращает внимание. Поскольку ребенок не все успевает сделать на занятиях, приходится многое наверстывать дома. Нередко домашние занятия во много раз превышают по продолжительности все нормы. В результате ребенок недосыпает, не гуляет, не отдыхает – некогда.

Следует отметить трудности чтения, очень характерные для медлительных детей. Проверка “техники чтения”, а фактически скорости служит для многих учителей основным критерием успешности освоения навыка. Форсирование скорости приводит к неравномерному темпу, нарушению связности, нерациональным движениям глаз в процессе чтения, делает чтение механическим, неэффективным. Нередки случаи, когда форсирование скорости чтения, длительные тренировки “на скорость”, неудачи и боязнь получить плохую оценку приводят к запинкам и даже к заиканию детей.

Порой медлительный ребенок не может (чисто механически) осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. У него могут наблюдаться неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Ученик “спотыкается” на новых словах, останавливается, но, словно спохватившись, “бежит” по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова “глотаются”, в незнакомых часты пропуски, перестановки.

Необходимо подчеркнуть, что скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка. Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произношения заслоняет смысл слов, теряется их связь, понимание текста. Надо также учитывать, что чтение вслух можно рассматривать как процесс подачи информации (самому себе), и здесь уже вступают в силу законы восприятия информации, которая должна подаваться с определенной скоростью, иначе она плохо усваивается.

Кроме того, медлительным детям сложно осваивать правильный способ написания букв, запоминать верную конфигурацию, направление штрихов, размерность элементов. Темп изучения букв очень быстрый, а медлительные дети не успевают “ухватить”, понять, осмыслить объяснение учителя на уроке, а самостоятельно это сделать невозможно, и поэтому весь процесс формирования навыка тормозится.

Чаще всего медлительный ребенок приходит в школу убежденный в том, что он все делает не так, и в том, что взрослые всегда им недовольны. Иногда у медлительных детей довольно спокойно проходят первые учебные недели, а основные сложности начинаются во второй четверти. Увеличиваются объем, интенсивность письменной работы – и появляются проблемы. У ребенка два пути. Либо писать красиво в соответствии с требованиями, но медленно, либо быстро, как требует учитель (“Не отставай от темпа работы всего класса!”), но тогда появляются дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы “смотрят” в разные стороны, не соблюдается их высота и ширина, буквы не дописываются или пропускаются.

Увеличение объема заданий и скорости письма влияет на количество ошибок, а буквы порой невозможно разобрать. В школе и дома считают: “он начал лениться”, “пропало желание”, “мало занимается”. Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение “на скорость”.

Трудности медлительного ребенка в школе не ограничиваются письмом: любые задания, требующие записи, заставляют волноваться – вдруг не успеет.

 

 В нашей практике есть пример медлительного третьеклассника, настолько измученного трудностями письма, что он предпочитал математические задачи любой сложности решать в уме, т. к. на запись и решение вместе ему никогда не хватало времени. У этого же ребенка конфликт
с учительницей английского языка, которая предпочитает проверять знания по предмету “на скорость”. Второй год Дима, почти без словаря читающий по-английски М. Твена (он учит английский с четырех лет), не получает в школе по иностранному языку больше тройки, т. к. мгновенно вспомнить английское слово он не в силах, а на раздумывание времени не дают. “Если знаешь – думать нечего”, – любит повторять учительница. Домашние задания она принципиально не оценивает (мол, родители помогают), а в классе Дима больше чем на тройку не успевает.

 

Влияние стиля преподавания учителя на успеваемость медлительного ребенка

Когда дети работают в классе, необходимо учитывать, что медлительный ребенок вынужден все время догонять, торопиться. Еще сложнее ситуация вызова к доске. Времени на обдумывание, включение в работу нет. Самое трудное или практически невозможное – быстро ответить на вопрос с места. Медлительный ребенок может прекрасно знать то, о чем его спрашивают, но подстегивания – “Опять не выучил!”, “Садись, не знаешь!” – создают не только стрессовую ситуацию ограничения времени, но и ситуацию эмоционального дискомфорта, напряжения, страха неудачи и унижения.

 

Уменьшить эмоциональное напряжение, активизировать высшую нервную деятельность и в т. ч. ускорить протекание таких функций, как внимание, память и др., помогает напряжение и расслабление мимических мышц, сгибание и разгибание пальцев рук (как раз те упражнения, которые рекомендуется проводить на физкультминутках).

 Когда мы советуем родителям медлительного ребенка выбрать учителя, это вызывает удивление. Однако в таком выборе есть смысл. Учитель активный, с быстрыми движениями и речью, сам того не желая, будет создавать для медлительного ребенка постоянную ситуацию напряжения и неудачи.

Темп речи учителя очень важен для восприятия. Быстрый темп речи доступен далеко не всем детям, часть информации при этом просто теряется.

При постоянной подгонке ребенок работает медленнее не потому, что делает это назло, а потому, что скорость работы мало зависит от его желания. Во-первых, дети 6–7 лет плохо регулируют скорость действий. При слове “Быстрее!” они начинают суетиться, громче или тише считать, а скорость остается той же или даже снижается. Во-вторых, у медлительных детей проходит в 2,5–3 раза больше времени, чем у сверстников, от сигнала к действию (“выполняй”, “делай”, “начинай”) до начала действия. Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют подготовительный период. Порой у взрослых просто не хватает терпения подождать, когда такой ребенок “соберется с мыслями”.

К сожалению, не все учителя знают: темп письма и чтения у медлительных детей никак не сказывается на качестве чтения. Медлительные дети часто читают очень хорошо, вдумчиво, умеют подробно пересказывать. Если удается найти варианты индивидуальной работы, которые позволяют медлительному ребенку работать в своем темпе, то процесс обучения может быть очень эффективным.

Приведем еще один пример типичных проблем медлительных детей.

  Антон – первоклассник, в школу пошел в 6 лет и 7 месяцев. До школы ребенок научился самостоятельно читать, неплохо писал печатными буквами, у него хорошая память, много разнообразных интересов. В 5 лет начал заниматься в музыкальной школе по классу флейты. Эти занятия ему очень нравятся.

Со слов мамы, мальчик впечатлительный, легкоранимый, медлительный (медленно ест, очень медленно одевается), долго настраивается и с трудом переключается на новый вид деятельности, не любит шумных, активных игр. В школу пошел очень охотно, но с первого дня обучения волнуется, что “будут ругать” (учительница – активная, громогласная, с быстрой речью и резкими движениями).

Жалобы учителя: мальчик ничего не успевает, всегда выполняет лишь часть задания и по письму, и по математике, не справляется с контрольными работами, не может писать диктант, пропускает буквы, слова и даже предложения, читает медленно. К апрелю стал все делать еще медленнее и читать словно разучился. С программой обучения 1-го класса не справляется.

Результаты углубленного тестирования (в середине апреля): отмечен достаточно высокий уровень интеллектуального развития ребенка как по вербальным, так и по невербальным показателям. Мальчик отличается хорошей, правильной речью, эффективной организацией деятельности. За дания выполняет в соответствии с инструкцией учителя, уточняет то, что непонятно. Однако очень волнуется. Темп деятельности чрезвычайно медленный, перед началом выполнения любого (самого простого) задания детально планирует его, обдумывает, все делает основательно. Движения четкие, размеренные, но очень медленные.

Жалобы ребенка: дома все получается лучше, чем в школе, в тетрадях за классные работы плохие оценки, вчера на контрольной по математике получил двойку – ничего не решил (“пока думал, не успел записать”), двойка по “технике чтения” (“раньше любил читать, теперь – нет”).

Письмо – небрежный почерк, пропуски букв, слов, плохо пишет диктанты. Домашние работы выполнены четким почерком, практически без ошибок. По мнению учителя, “дома старается, а в классе – нет”.

Динамика трудностей. Первое полугодие было относительно благополучным (по-видимому, сказалась хорошая дошкольная подготовка), работал медленнее других детей, но в целом сильно не отставал. Резкое ухудшение функционального состояния произошло в середине января после 10-дневной болезни (ОРВИ): стал хуже читать, испортился почерк. В дальнейшем трудности усугублялись. Ребенок стал замкнутым (хотя и не был никогда особенно активным), вялым, “словно отсутствует”, очень нервничает при проверке техники чтения “на скорость”, “почти заикается”, стал читать хуже, чем в начале года.

Заметим, что отличная техника чтения “на скорость” для учительницы Антона – одно из непременных достижений каждого ученика, и она добивается высокой скорости любой ценой.

 Характер и динамика трудностей Антона типичны для медлительных детей. Относительно спокойная ситуация в первом полугодии объяснялась тем, что он уже умел читать и писать и медленный темп деятельности в классе на начальном этапе обучения соответствовал требованиям, не мешал ему в усвоении знакомого материала. Окончание букварного периода, увеличение объема и скорости работы свели на нет “запас прочности”, и все трудности проявились словно неожиданно.

 На обычных детей ускорение темпа речи оказывает стимулирующее влияние, и они воспринимают больше информации; у медлительных же детей при ускорении темпа речи происходит снижение количества усваиваемой информации.

В этой ситуации необходимо было изменить требования к ребенку, учитывать особенности его деятельности, проявлять такт и терпение и не требовать никаких действий “на скорость”. Однако этого не произошло, и в апреле учительница настаивала на переводе ребенка в класс коррекции, считая его не способным освоить программу. Хорошо, что родители Антона отнеслись к его проблемам с пониманием. Мальчика пришлось перевести в другую школу.

Нетрудно представить, насколько усугубились бы все проблемы детей в любом из описанных примеров, если бы у кого-то из этих детей были не сформированы моторика или речь, зрительное восприятие или зрительно-моторные координации, нарушено внимание и память и т. п.

Особенности медлительных детей

 Еще раз перечислим особенности медлительных детей.

1. Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у их сверстников (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений – в 1,6 раза, скорость решения логических задач – более чем в 1,5 раза). Следовательно, тезис “умеет (знает) – сделает быстро” неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

2. У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать качественно, но медленно либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности буквально толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).

3. У медлительных детей почти в 2 раза длиннее отрезок времени от сигнала к действию до начала самого действия. Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Важно подчеркнуть, что при форсировании скорости выполнения задания время его выполнения не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности “подгонки”.

4. У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, и поэтому так сложен процесс формирования всех учебных навыков и прежде всего письма.

5. Медлительные дети усваивают на треть меньше информации по сравнению с их сверстниками при одинаковой (быстрой) интенсивности ее подачи, а если темп подачи информации ускоряется, то медлительные дети воспринимают меньше половины информации. Это позволяет понять, почему у активного, с быстрой речью, быстрыми движениями учителя медлительному ребенку особенно трудно учиться.

При работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительного ребенка могут быть очень высокими, но слабая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома. Но это отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже.

Основные правила работы с медлительными детьми в школе и дома представлены в приложении.

Приложение

Основные правила работы с медлительными детьми
в школе и дома

В работе с медлительным ребенком особенно важны терпение и спокойствие. Главное – не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить за медленный темп деятельности.

Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.

Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Таких детей в классе обычно трое-четверо. Можно организовать работу в малой группе, еще лучше дать каждому индивидуальное задание.

Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет работать быстрее, но начнет суетиться, нервничать. При быстрой работе пострадает качество.

С первых дней обучения ребенок должен понимать, что оценивается не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.

На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок должен либо получать меньший объем заданий, либо иметь большее время на их выполнение. Даже диктант целесообразнее провести с группой детей, которые медленно пишут (в этой группе могут быть не только медлительные обучающиеся, но и, например, дети, которые медленно пишут из-за несформированности моторных функций).

Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его, важно, чтобы этот вызов не был неожиданным, т. к. ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.

Задания с ограничением времени, соревнования “кто быстрее” и т. п. трудны для медлительного ребенка. Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.

Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность, и самые простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т. п.), повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.

Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Учителю вместе с родителями рекомендуется спланировать режим дня такого ребенка. В первом классе следует исключить все дополнительные нагрузки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные трудности леворуких детей

Статья для родительского собрания об особенностях подготовки к школе леворуких детей....

Школьные трудности леворуких детей

Школьные трудности леворуких детей...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Школьные трудности гиперактивных детей

Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособ...

Школьные трудности леворуких детей с ОВЗ

Обучаясь чтению и письму, ребёнок сталкивается с трудностями, кокторые имеют различные причины. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая ру...