Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности.
методическая разработка (1 класс) по теме

Родительское собрание. Ваш  ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваш  ребенок — первоклассник.

Новые обязанности — первые трудности.

Цель;

  1. ознакомить родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению;
  2. научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребенку в первые дни в школе.

Форма: информационно-практическая беседа.
Участники: родители первоклассников, классный руководитель, психолог.

Оборудование;

выставка книг для родителей;

памятка родителям «Ваш ребенок — первоклассник»;

анкета для родителей.

Подготовительный этап;

 заполнение учителем опросника JI.M. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко (с целью определения степени адаптации первоклассников).

Опросник для учителя

1.. Родители совершенно устранились от воспитания. Почти не бывают в школе.

2.  При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками
(не умел считать, не знал буквы и т. д.)

 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (дни недели, времена года, сказки и т.п.)

4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. п.)

5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Пишет левой рукой.

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосет палец или руку.

10. Иногда заикается.

11. Грызет ногти.

12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят¸ обнимают.

14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

16. Речь инфантильна, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.

17. чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Быстро примиряется с неудачами.

19. Любит шумные подвижные игры нас переменах.

20. Не  может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается делать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.

22. Долго переживает неудачи.

23. При неожиданном  вопросе учителя часто  теряется. Если дать время на обдумывание,

может ответить хорошо..

24. Очень долго выполняет любое задание.

25.Домашние задания выполняет гораздо лучше, чем классные (разница очень существенна, больше. чем у других детей)..

26.. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при зтом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин,  но не может повторить самое простое правило).

28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения.

29. Допускает много ошибок при списывании.

30.Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины; скрипнула дверь, что-то
упало и т.п.

З1.  Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

  1. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума; не стремится узнать что-то, рассказать.
  2. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за урока.
  1. Такое впечатление, что на уроках ежу плохо, оживает только на переменах.
  2. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит, и т.п.

36.  Не совсем здоровый вид ( бледненький, худенький ).

37. Я концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.

  1. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем отключиться», бросить работу.
  2. Часто жалуется на головную боль.

41. Почти всегда отвечает неправильно, есла вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.

  1. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
  2. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  3. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  4. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  5. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыка, понятия у него не сформированы.

.Анализ  полученных результатов, последующее  их обсуждение позволяют интерпретировать значения коэффициентов  следующие образом:

  1. показатель до 74% является нормальным, не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии;
  2. показатель от 75 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации;
  3. показатель свыше  30% — серьезная степень дезадаптации;
  4. если  коэффициент свыше  40%, то дети, как правило, нуждаются е консультации психоневролога.

В бланке ответов  все имеющиеся факторы поведения определенным  образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит б основе дезадаптации.

Подготовка памяток для родителей.

Ваш ребенок — первоклассник (памятка для родителей)

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  1. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  2. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  3. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  4. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  5. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  («Молодец!*, «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  6. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или  школьному психологу.
  7. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  8. Учение — это нелегкий и ответственный труд.
    Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Анкета  для родителей первоклассников.

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните то  вариант, который кажется наиболее подходящим Вам  Вашему ребенку.

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно;

-без особой охоты;

-охотно, с радостью;

-затрудняюсь ответить.

 2.   Вполне ли приспособился к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?

        -пока нет;

-не совсем;

-в основном, да;

- затрудняюсь ответить.

  1. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?

-скорее нет, чем да;

-не вполне;

-в основном, да;

- затрудняюсь ответить.

4.  Часто ли ребенок де6лится с вами школьными впечатлениями?

        -иногда;

        -довольно часто;

- затрудняюсь ответить.

5. Каков преобладающий характер этих впечатлений?

        -в основном отрицательные впечатления;

        -положительных  и отрицательных примерно поровну;

        - в основном положительные впечатления.

6. Сколько времени о среднем  тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий (укажите конкретно) ____________________________ _______________________________________________________________        

7. Нуждается  ли  ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

  1. довольно часто;
  2. иногда;
  3. не нуждается;
  4. затрудняюсь ответить.

   8. Как  ребенок преодолевает трудности в работе?

  1. перед трудностями сразу пасует;
  2. обращается за помощью;
  1. старается преодолеть сам, но может отступить;
  1. настойчив в  преодолении трудностей;
  2. затрудняюсь ответить.

9. Способен ли ребенок сам  проверить работу, найти и исправить ошибки?

  1. сам  этого сделать не может;
  2. иногда может;
  3. может, если его побудить к этому;
  4. как правило, может;
  5. затрудняюсь ответить.

10.  Чаcтo ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

  1. довольно часто;
  2. бывает, но редко;
  3. такого практически не бывает;
  4. затрудняюсь ответить.

11.  Справляется ли ребенок  с учебной  нагрузкой без напряжения?

                - нет;

         -скорее нет, чем да;

-скорее  да, чем нет;

- затрудняюсь ответить.

12.Примечания (советы, рекомендации, вопросы, предложения) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. .Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они
    разочарованы. И это естественно.

Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста».
Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его
поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности:
в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат — не самое главное. Прежде всего волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы учеба доставляла радость и удовольствие?

Как вы полагаете, что больше всего стимулирует желание учиться: поощрение, успех, награда или насмешка, критика или наказание? В обычной жизни мы полагаемся на понукание и наказание. А детские психологи утверждают, что значительно эффективнее поощрение. А если не за что хвалить? Тогда необходимо вселить веру, уверенность, най-
ти, за что можно похвалить и успех придет. Конечно же существует много условий для успешного обучения в школе. Вот некоторые из них:

Речевое развитие — без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60% первоклассников).
Как правило, это нарушение звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарно-бытовой запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинке. Подобные проблемы необходимо решать с логопедом, так как в противном случае  могут возникнуть проблемы при освоении письма и чтения.

Развитие внимания и памяти — необходимое условие успешного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объем и неустойчивость памяти, трудности при произвольном запоминании также могут осложнить процесс обучения. Поэтому особенно важно развивать память и внимание ученика и осуществлять правильную поддержку, соответствующую особенностям познавательной деятельности вашего ребенка.

Общее развитие ребенка — аспект подготовки, которому уделяется много времени. На начало обучения в первом классе ребенок должен иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, окружающем мире. Понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни), уметь сделать простой логический
вывод, систематизировать и классифицировать предметы, явления, процессы. Активно воспринимать любую новую информацию, задавать вопросы.

Развитие движений и пространственная ориентация — важный показатель развития ребенка. Почти все движения, которым учат ребенка (или он учится сам), — произвольные, самые сложные по организации. К 6-7 годам ребенок должен овладеть элементарными двигательными действиями (особенно бытовыми, самообслуживающими), однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, требует специального обучения. При определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений (бег, прыжки, повороты, и т.д.), но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник).

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации — функции, которые можно с полным основанием считать школьно значимыми. Ребенок должен уметь выделять и классифицировать фигуры (буквы, цифры) по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам. Нужно уметь срисовывать (копировать) про-
стые геометрические фигуры, линии, буквы, цифры, соблюдая размерность и направление штрихов и элементов. Ребенок должен различать пространственное расположение предметов и фигур (над—под, вверху—внизу, слева—справа и т.д.)

И, конечно же, самый важный фактор — это здоровье ребенка. Именно здоровье определяет  успешность обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Поэтому очень важно создать для маленького школьника все  условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.

Особенности психофизической адаптации  школьников

В.В. Давыдов считает, что учебная деятельность «содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический,  психологический, физиологический и многие другие», а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов.

Конечно, мы не можем рассмотреть подробно все из них, а остановимся на характеристике физиологической и психологической адаптации младших школьников.

Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН выделяют три основных этапа физиологической адаптации.

Первый этап — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая
буря» длится довольно долго (2-3 недели). Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, т.е. возможно возникновение «школьного стресса», под которым понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.

Втором этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому нам всем так важно помнить, какую высокую «цену»  платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря»  начинает затихать.

Третями этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будто умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую организм испытывает в вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует весь организм.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т. е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными  являются первая — четвертая недели.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значи-
тельные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пошел в первый класс. Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, влияя на состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости.

+ Беседа с родителями о трудностях, появившихся в начале школьного обучения.

Заключительный этап

+ В качестве решения родительского собрания
предлагаются следующие рекомендации родителям.

  1. Помогите вашему ребенку преодолеть сложный адаптационный период.
  2. Оказывайте ему поддержку.
  3. Обеспечьте ребенку достойные условия проживания и обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности"

познакомить родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению; научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребенку в первые дни в школе. ...

"Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности"

"Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности" Статья для родителей...

Родительское собрание в 1 классе"Новые обязанности- первые трудности"

В данном материале говорится об адаптации первоклассников....

Родительское собрание в 1 классе"Новые обязанности- первые трудности"

В данном конспекте говорится об адптации первоклассников...

Родительское собрание в 1 классе по теме "Ваш ребёнок - первоклассник. Новые обязанности - первые трудности"

Знакомство родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению. Научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребёнку в первые дни в школе....

Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности.

Ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе.Дать рекомендации, практические советы по предупреждению и установлению правильных взаимоотношений в семье с дет...

Родительское собрание «Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности»

Методическая разработка родительского собрания позволит помочь классным руководителям в планировании  родительского собрания в 1 классе....