Родительское собрание "Скоро в школу!"
методическая разработка (1 класс) по теме

Нестерова  Елена  Анатольевна

 

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

1.

2.В ближайшем сентябре ваш ребенок торжественно отправится в первый класс. Вы уже определили его собственную готовность к школе.

      Несомненно, это первое сентября - праздничный день для всей вашей семьи. Но за первым сентября наступит второе, третье, и так далее - для вашего ребенка начнутся обычные школьные трудовые будни. Что ждет его именно в эти первые учебные годы? Как помочь маленькому ученику перейти от детсадовского уклада жизни к школьному? И, вообще, каковы особенности именно того периода, который называется "начальной школой"?

В психологии существует такое понятие - сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом.

      Знание сензитивных периодов позволяет нам давать ценные практические советы. Так, например, известно, что становлению каждого звука речи соответствуют определенные возрастные рамки,  основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет.
Дошкольный возраст является
сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

3.

  1. Готовность ребёнка к школе определяется  совокупностью его  общей,  интеллектуальной  и психологической, подготовки. 
  2. Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. 

Готовность  к  школе

4.Ориентация в окружающем мире

Дети седьмого года жизни должны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, обладать сведениями о предметах окружающего мира, иметь элементарные знания о закономерностях природных явлений, о своем месте в окружающем мире (в семье, в детском коллективе и т.п.)

5. Развитие психических функций

Мышление

         Мышление – это неоднородный процесс, который состоит из операций и в своем развитии проходит несколько этапов.

         Причины неуспеваемости ребенка могут корениться не только в его интеллектуальных нарушениях, но так же в его индивидуальных особенностях – например таких, как неумение принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению, неумение сосредоточиться или организовать свою деятельность. Поэтому особенно важно определить уровень развития мышления ребенка для того, чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребенку их преодолеть.

Память

                Непосредственная, или механическая, память Характеризуется объемом запоминаемого материала, скоростью и точностью запоминания и длительностью хранения.

             При определении готовности к школе исследуются такие виды памяти, как образная (зрительная) и словесно-логическая (слуховая).

Внимание

     Определяется уровень развития произвольного внимания, которое является необходимым условием успешной учебной деятельности.

Восприятие

        Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что дети не умеют выделять информативные точки и рассматривают весь предмет целиком. Поэтому процесс восприятия у них может длиться достаточно долго. В результате нарушается систематизация образов, что в дальнейшем может являться препятствием для успешной учебы в школе.

Речь

     Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (от 3,5 до 7 тыс. слов), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений.

Развитие крупной и мелкой моторики

     При низком уровне развития крупной моторики – то есть движений рук, ног, тела – у ребенка часто возникают трудности на уроках физкультуры, а также проблемы коммуникативного характера из-за невозможности полноценно участвовать в совместных играх со сверстниками.

     При низком уровне  развития мелкой моторики – то есть движения пальцев рук – у ребенка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда.

6. В чем  же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало  инициативы,  тяготеет  к  шаблонным  действиям  и   решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

  1. настроен исключительно на игру;
  2. недостаточно самостоятелен;
  3. чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  4.  не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  5.  мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
  6. имеет серьезные нарушения речевого развития;
  7. не умеет общаться со сверстниками;
  8. не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

      При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс.

Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
    В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей.

     Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это проблемы для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

7. Как же психологически

подготовить ребенка к школе?

Слайды 15 – 24

8.Для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем,   в это должны поверить мы и успех не заставит себя ждать!

      Мы с вами знаем, насколько важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику.

       В последние годы идет усложнение школьных программ. И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой

Программа "Гармония" хорошо подходит детям, приученным к систематическому труду. Она ориентирована на достаточно высокий уровень овладения теорией и практикой по основным предметам. Дети, которым дома оказывается помощь и поддержка, успешно с ней справляются.

9. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

      Ведь что такое школа в первую очередь? Не только  развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

      Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

      Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

       



Слайды 1,2

Слайд 3

Слайд  4

Слайд  5

Слайд  6

Слайд  7

Слайд  8

Слайд  9

Слайд  10

Слайд  11

Слайд  12

Слайды 13, 14

Слайды 15 – 24

Слайд 25

Слайды 26-29

Слайды 30-32

                                     

                 

       

(1 класс)

Собрание подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ СОШ  п.Усть-Уда

Нестерова Елена Анатольевна



Предварительный просмотр:

                                             

Писатель С.Соловейчик перечислил правила детского общежития. Следуя им, взрослые могут подготовить своего ребёнка к школе. Попробуйте и Вы.

  1. Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.
  2. Попросили – дай, попытаются отнять – защищайся.
  3. Не дерись без обиды.
  4. Не обижайся без дела.
  5. Сам ни к кому не приставай.
  6. Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
  7. Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  8. Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.
  9. Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  10. Не ябедничай за спиной у товарища.
  11. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдём.
  13. И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть  она тебе будет в радость, а я буду ждать, и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись!

                                       

                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Родительское

собрание – практикум

1 класс

                                                     

     Цели: 

1) познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;

2) изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

     Участники: классный руководитель, родители учащихся 1 – го класса

     Подготовка:

I. Приглашение  родителей на собрание.

II. Проведение анкетирования родителей.

III. Тестирование детей.

Анкета для родителей

1. Часто ли Ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните  ответов)?

- да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

2. Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

- да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?

IV. Анализ результатов анкетирования родителей, которое проводится классным руководителем совместно со школьным психологом.

V. Подготовка выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

VI. Обсуждение методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.

VII. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

     Оформление, оборудование и инвентарь:

А) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка;

Б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленного цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);

В) листы с описанием игр;

Г) реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;

Д) в центре классной доски название темы родительского собрания.

Ход собрания

1. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным или зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

2. Здравствуйте, уважаемые родители!

Цель сегодняшней встречи - консультация по развитию познавательных процессов ребёнка и практикум по овладению методикой развития произвольного внимания младших школьников. Тема встречи – «Как помочь ребёнку стать внимательным?» (Слайд 1).

А сейчас вспомните, как ваш ребенок работает, выполняет тренировочные задания, играет, и ответьте на вопросы (игра)

Игра  “Почтальон”. 

(Родители достают вопросы из большого конверта, предложенного учителем)

– Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?

– Может охватить взглядом несколько слов или целое предложение?

– Медленно или быстро входит в работу?

– Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?

– Быстро ли устает?

– Когда допускает больше ошибок – в начале задания, в середине или в конце?

– В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированной у него способности быть внимательным.

Слайд 2

3. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это …»  (Слайд 3).

(Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу)

4.Кл. руководитель  выступает  с сообщением о результатах анкетирования родителей (Слайды 4,5).

5. Экпресс - диагностика.

Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях.      Слайд 6

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
  2. Не может сидеть спокойно на месте, когда требуется это.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
  5. На вопросы часто отвечает  не задумываясь, не выслушав до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
  14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14 симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  1. Признаки черезмерной двигательной активности (1,2,9,10)
  2. Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
  3. Импульсивности (4,5,11,14 

Совет: в  воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

1.Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

2.Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

  1. общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья.
  2. Ухудшение состояния здоровья
  3. Физическое и умственное переутомление
  4. Нарушение режима занятий и отдыха
  5. Нарушение дыхания (хронические простуды, аденоиды т.е. если ребенок часто дышит ртом)
  6. Причины психологического характера, может быть в отношении ребенка к занятию (страхи, повышенная тревожность)
  7. Наличие тяжелых переживаний, травм
  8. Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
  9. Недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получивший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость внимания)

Проанализировав причины, вы сделаете полдела, теперь будете знать, над чем именно вам предстоит работать.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

6.Выступление

     Успехи нашего ребёнка в учебе и других видах деятельности во многом зависят  от сформированности  у него способности быть внимательным.

     Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

 В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки …

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

     Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

     Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Слайд 7

Из окружающего мира на  нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данным момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психологической деятельности выполняет ВНИМАНИЕ: произвольное и непроизвольное. Слайд 8

Непроизвольное. (Проявляется уже на 10–12 день жизни. Ребенок увидел яркую лампу и дальше все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание, но погас интерес, ослабло внимание.)

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше нужных дел. Требует от человека волевых усилий, и чем раньше мы будем его развивать, то разовьются и трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность такие необходимые в учебной деятельности.

     Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся:

Концентрация;

Объем;

Устойчивость;

Распределение;

Переключение.  (Слайд 9).

     Концентрация – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способности вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью и, наоборот, человек, у которого слабо развить это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Слайд 10

     Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.  Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточным объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны. Слайд 11

     Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.  Слайд 12

     Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и  наблюдать за окружающим  и т.п. Слайд 13

     Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельность на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое – либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих  мыслях или действиях. Слайд 14

7.Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!    Слайд 15

     К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю познакомиться на нашем родительском собрании.  

8. Группам родителей раздаются листы с описанием двух игр или игровых упражнений для развития внимания каждой группе. В течение 15 – 20 минут члены каждой группы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр группа демонстрирует. В ней могут принять участие члены данной группы или все участники родительского собрания.

          Предлагаются следующие игры.

Птица - не птица (проводит учитель)

Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
"А муха - это кто?"

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи, 
Чайки и моржи

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и ужи.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чайки, пеликаны, 
Майки и орланы. 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи. 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки, коровы. 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Палки и стрижи, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди и утки - 
и спасибо шутке!

(Проводит учитель)  (Слайд 16)

- Давайте проведём небольшой тест, немного шуточный, на проверку Вашего внимания.

-  Детям в садиках была дана следующая задачка: 
В какую сторону едет автобус, который Вы видите на картинке? 

 

Посмотрите внимательно! Уже видите ответ? До сих пор не знаете ответ?? Дети в садике ответили моментально... Итак:
 Автобус едет вправо.

 Автобус едет влево.

 Ну не знаю... я в садик не ходил!

Можно попытаться наверстать упущенное. Автобус едет влево, потому что не видны двери. 

 - Как видите, проблемы и у нас существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Игры для групп

1. Кто внимательный?

 (для тренировки объема внимания и развития устойчивости внимания).

 Задание. Необходимо внимательно прослушать отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. И. Чуковского и подсчитать в нем количество слов со звуком «л» (или «у», или «с» и т. д.)

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

 И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня...

2. Сколько чего?

     Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «К» (или «М», или «С» и т.д.). Можно называть не только  целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые и полукруглые предметы, квадратные и прямоугольные, деревянные, металлические и т.д. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.

3. Полслова за вами

     Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого – нибудь слова, а тот, кто ловит должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле – фон и т.д. Бросать мяч можно любому игроку и быстро отвечать.

4. Игра “Повтори быстро”

     Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повторите”. Далее идет быстрый диалог-“перестрелка”:

- Ну начали! Повторите – “стол”.

Играющие повторяют: “Стол”.

- Повторите – “Окно”.

Играющие говорят: “Окно”.

- Скажите – “Улица”. Быстро – “кошка” и т.д.

5.Игра «Не пропусти хлопок»

Все играющие дети садятся в кружок. Каждый игрок кладет свои руки на бедра своим соседям — слева и справа. Выбирают игрока, который начинает игру. Затем, по команде ведущего, первый игрок легко хлопает по бедру соседа, сидящего справа. Получивший хлопок игрок быстро хлопает по бедру первого, а затем хлопает своего соседа, сидящего справа. Следующий игрок «возвращает» хлопок тому, от кого его получил, и хлопает соседа справа и т. д. Получается как бы эстафета  хлопков. По мере развития игры темп ее возрастает. От детей требуют как можно быстрее «вернуть» хлопок и «передать» соседу справа. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется победитель.

6.Игра "Маленький жук"

 "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

7. Игра «Съедобное – несъедобное»

Если услышите название съедобного – руки ко рту, если несъедобного – руки за спину.

   

      Морковь, тарелка, лук, книга, каша, котлета, хлеб, мяч, арбуз, тетрадь, стол, котлета, цветок, снег, солнце, яблоко, горох, сумка, шуба, суп, стол, ложка, банан, мороженое, стакан, скатерть, сало, телефон, салфетка, торт, клубника, колбаса, ручка, печенье, вилка…

8.Игра «Внимание!»

Если услышите название маленького предмета – ладошки вместе, если большого – разведите руки в стороны.

   

    Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф,  пуговица, конфета, дверь, кнопка, озеро, изюм, море, гараж.

 

9.Заключительный этап.

     1. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям        (Слайды 18-19)

  1. Помогите вашим детям стать внимательными.
  2. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие  развитию внимания.
  3. Играйте вместе с детьми в различные  развивающие игры.
  4. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
  5. Учите детей быть наблюдательными.

2. Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание …». (Слайды  20-21)

Семья – это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовительный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

                                                  Э. Асадов.

3. Минута благодарности. Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.

(Слайд 22)

Учитель: Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было, когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

 Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна. Возможно, придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы "поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ?» Учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Усть-Уда Нестерова Елена Анатольевна 1 класс

Слайд 2

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» К.Д. Ушинский

Слайд 3

Внимательный ребёнок – это …

Слайд 4

Результаты анкетирования родителей

Слайд 6

Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. Не может сидеть спокойно на месте, когда требуется это. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому. Не может играть тихо, спокойно. Болтливый. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.) Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Слайд 7

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях

Слайд 8

Виды внимания Произвольное Непроизвольное

Слайд 9

Основные свойства внимания - концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение

Слайд 10

Концентрация внимания- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задач у

Слайд 11

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов

Слайд 12

Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

Слайд 13

Распределение внимания- это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними

Слайд 14

Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи

Слайд 15

Внимание можно и нужно развивать!

Слайд 16

Игры на развитие внимания

Слайд 18

Памятка для родителей - помогите вашим детям стать внимательными; - приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; - играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

Слайд 19

- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; - не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; - учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

Слайд 20

«Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание… »

Слайд 21

Семья – это крохотная страна. И радости наши произрастают, Когда в подготовительный грунт бросают Лишь самые добрые семена! Э. Асадов.

Слайд 22

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

Анкета для родителей

1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

Анкета для родителей

1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?



Предварительный просмотр:

– Сколькими делами может одновременно заниматься Ваш ребёнок?

– Может охватить взглядом несколько слов или целое предложение?

– Медленно или быстро входит в работу?

– Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?

– Быстро ли устает?

– Когда допускает больше ошибок – в начале задания, в середине или в конце?

– В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?



Предварительный просмотр:

«Кто внимательный?»

 (для тренировки объема внимания и развития устойчивости внимания).

 Задание. Необходимо внимательно прослушать отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. И. Чуковского и подсчитать в нем количество слов со звуком «л» (или «у», или «с» и т. д.)

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

 И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня...

«Сколько чего?»

     Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «К» (или «М», или «С» и т.д.). Можно называть не только  целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые и полукруглые предметы, квадратные и прямоугольные, деревянные, металлические и т.д. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.

«Полслова за вами»

     Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого – нибудь слова, а тот, кто ловит должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле – фон и т.д. Бросать мяч можно любому игроку и быстро отвечать.

Игра “Повтори быстро”

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повторите”. Далее идет быстрый диалог-“перестрелка”:

- Ну начали! Повторите – “стол”.

Играющие повторяют: “Стол”.

- Повторите – “Окно”.

Играющие говорят: “Окно”.

- Скажите – “Улица”. Быстро – “кошка” и т.д.

Игра «Не пропусти хлопок»

      Все играющие дети садятся в кружок. Каждый игрок кладет свои руки на бедра своим соседям — слева и справа. Выбирают игрока, который начинает игру. Затем, по команде ведущего, первый игрок легко хлопает по бедру соседа, сидящего справа. Получивший хлопок игрок быстро хлопает по бедру первого, а затем хлопает своего соседа, сидящего справа. Следующий игрок «возвращает» хлопок тому, от кого его получил, и хлопает соседа справа и т. д. Получается как бы эстафета  хлопков. По мере развития игры темп ее возрастает. От детей требуют как можно быстрее «вернуть» хлопок и «передать» соседу справа. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется победитель.

Игра "Маленький жук"

 "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

Игра «Съедобное – несъедобное»

Если услышите название съедобного – руки ко рту, если несъедобного – руки за спину:

   

      Морковь, тарелка, лук, книга, каша, котлета, хлеб, мяч, арбуз, тетрадь, стол, котлета, цветок, снег, солнце, яблоко, горох, сумка, шуба, суп, стол, ложка, банан, мороженое, стакан, скатерть, сало, телефон, салфетка, торт, клубника, колбаса, ручка, печенье, вилка…

Игра «Внимание!»

Если услышите название маленького предмета – ладошки вместе, если большого – разведите руки в стороны:

   

       Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф,  пуговица, конфета, дверь, кнопка, озеро, изюм, море, гараж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в школе "Дошкольника"

Разработка лекции родительскогое собрания по теме "Как подготовить ребенка к школе",поможет провести первое   собрание с родителями будущих первоклассников посещавших школу "Дошкольника...

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Презентация к родительскому собранию: "УМК "Школа России".

Презентация для родителей будующих первоклассников, которая знакомит их с УМК "Школа России"...

Родительское собрание "Здравствуй, школа! здравствуй, класс!"

Цель:согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создание условий для развития духовно богатой, нравственно чистой, физически здоровой личности ребенка...

Родительское собрание в "Школе будущего первоклассника".

Как подготовить ребенка к обучению в школе? Рекомендации для родителей....

Авторская программа родительского всеобуча «Здоровая Школа будущего».

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. Задачи:-     фор...

Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов

Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов...