Как воспитать у детей интерес к чтению.
статья по теме

Как читать вместе?  Как полюбить чтение? Совместное чтение вслух сближает родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vospitat_u_detey_interes_k_chteniyu.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

       Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика, но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать - пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

      В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами — все это вызывает подлинный интерес детей к книге.

      Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

     Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого- либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу:

«Вот прочти. Здесь столько интересных историй!»

     Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника-оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора книги.

    Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу, чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.

      Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?»

    Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»

     Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

      Как читать вместе?

      Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра — сын. Чтения вслух — полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность домашнего чтения — не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

     Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.    

     Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Как воспитать у детей интерес к чтению»

В последнее время формирование читательского интереса - одна из насущных проблем современной школы. Данная памятка  поможет родителям воспитать читательский интерес у младших школьников, будет по...

Как воспитать у детей интерес к чтению.

Лекция для родителей. С целью привлечь внимание младших школьников к чтению художественной литературы....

Лекция для родителей:"Как воспитать у детей интерес к чтению.".

Лекция для родителей с целью привлечения младших школьников к чтению художественной литературы....

Родительское собрание по теме «Как воспитать у детей интерес к чтению».

Работа с родителями.Тема родительского собрания: «Как воспитать у детей интерес к чтению»....

Как воспитать у детей интерес к чтению?

Для родителей.Как воспитать у детей интерес к чтению?...

Как воспитать у детей интерес к чтению

Развитие у детей интереса к книге, приемы работы с художественной литературой, совместное чтнение вслух....