Лекция для родителей "Здоровый образ жизни"
материал по теме

Батурина Елена Алексеевна

В этой статье описываются навыки здорового образа жизни, правила общения детей в комьютером, санитарные нормы пребывания младших школьников у компьютера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лекция для родителей24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей

«Компьютер и здоровье школьника»

 

Вопросы для обсуждения

1.Значение компьютера в жизни школьника

2.Негативные факторы влияния компьютерных игр и профилактика

3.Симптомы и профилактика компьютерной зависимости.

4.Правила техники безопасности при работе за компьютером

 Памятки для родителей. Ответы на вопросы родителей.
1. Разогревающее упражнение

2. Значение компьютера в жизни школьника

Мнение родителей «Компьютерные игры: за и против»

Что же думают по этому поводу гимназисты? (Результаты опроса)

Что говорят специалисты?

Компьютерные игры развивают:

Быстроту реакции

Мелкую моторику рук

Визуальное восприятие объектов в комплексе

Память, внимание

Логическое мышление

Зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат:

Классифицировать, анализировать и обобщать

Находить нестандартные решения в сложной ситуации

Добиваться своей цели

Совершенствовать интеллектуальные навыки

Компьютерные игры часто выполняют и важную психотерапевтическую роль.

Они помогают ребенку изживать свои страхи, тревоги, агрессивные состояния ("выпускать пар"), поднимают настроение и дают положительный эмоциональный заряд.

Считается, что увлечение компьютерными играми ограничивает и обедняет общение ребенка со сверстниками. Но это не совсем верно. Часто бывает наоборот. Компьютерные игры помогают даже необщительным детям найти себе приятелей со схожими интересами, так как у них появляется тема для совместного обсуждения. Детям становится интересно встречаться друг с другом, чтобы поделиться своим опытом, достижениями, обсудить новинки, обменяться играми. Встречи по интересам дают повод к обсуждению и других проблем — учебных, межличностных, семейных, а также новостей кино, музыки, спорта.

Компьютерные игры, как и любое увлечение, приучают ребенка к расширению своих знаний о предмете увлечения, к самостоятельному поиску информации. Дети хотят быть компетентными, читают специальные журналы, смотрят тематические телепередачи, пытаются систематизировать свой опыт и знания.

В многообразном мире компьютерных игр каждый ребенок начинает понимать свои возможности и интересы. Кто-то выбирает для себя бродилки, а кто-то гонки, стратегии, квесты. Так вырабатывается собственный стиль, осознается своя индивидуальность. Разнообразные сюжеты игр и эстетика их оформления расширяют и представление ребенка об окружающем мире, а игровой опыт помогает систематизировать эти представления и соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом, с информацией, полученной на школьных уроках, из книг, телепередач, из общения с родителями, сверстниками.

3. Негативные факторы влияния компьютерных игр и их профилактика

При не соблюдении правил работы за компьютером наблюдаются следующие симптомы:

Покраснение глаз, бледность, тошнота, головокружение. Перевозбуждение, излишне эмоциональная, нервная реакция при общении как со взрослыми, так и со сверстниками .Снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания. Потливость (это признак не только общей тревожности, но и виртуальной перегрузки). Онемение пальцев, ощущение, что в подушечках бегают мурашки. Негативного воздействия компьютера на организм человека выражается в следующем:

Нагрузка на зрение. Зрительное переутомление может привести к снижению остроты зрения. Причина близорукости- наследственность, «общение с телевизором, чтение в темноте, работа на компьютере в полной темноте. Важным условием является качество монитора (ж/м). Оптимальное расстояние от экрана до глаз 50—60 см. Нельзя чтобы ребенок сидел спиной к окну, т.к. блики на экране способствуют утомлению глаз.

Нагрузка на организм в целом. Стесненная поза при длительном сидении приводит к искривлению позвоночника. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, что может привести к развитию приступов кашля и астмы. Беспрерывное выполнение мелких движений руками приводит к хроническим заболеваниям суставов. Важным условием является организация рабочего места – специальный стол, регулирующееся кресло.

Излучение. Электростатическое поле. Сам по себе потенциал, имеющийся на электронно-лучевой трубки кинескопа не страшен, но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняет севшие на экран пылинки до огромных скоростей и они «впиваются» в кожу пользователя.

Воздействие на психику.Главный вопрос всех споров и волнений касается пользы и вреда компьютерных игр и игрушек. Результаты исследования показали, что более 92 процентов опрошенных детей регулярно играют в компьютерные игры. Виртуальные увлечения одинаково распространены и среди мальчиков и среди девочек, но мальчики тратят на них больше времени. У мальчиков отмечается рост самоуважения при высоких игровых результатах. Девочки же, наоборот, не связывают самоуважение со своим компьютерным опытом и достижениями в играх.

4. Симптомы и профилактика компьютерной зависимости.

Проблема современности - компьютерная и телевизионная зависимость. Кз - болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.
Родителей может беспокоить нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Одной из причин может являться нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером.В увлечении компьютерными играми имеет место существенный дисбаланс между эмоциональной и физической нагрузкой, при явном перевесе первой вследствие напряжения, порождаемого азартом. Частые переживания, напряжение, не снимаемые физической разрядкой, приводят к существенным нарушениям психического здоровья.. Работа на клавиатуре стимулирует только микродвижения, которых недостаточно для полноценного снятия общего физического напряжения.Цензура компьютерных игр. Компьютерная игра должна развивать, не содержать бранных слов и выражений, не формировать циничного отношения к происходящему, не содержать агрессивной информации, не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям, не учить противозаконным вещам, не искажать (уродовать) внешний облик человека, не содержать сексуальной тематики (рисунков подобного типа)

Простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи.

1-й уровень-просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3й степени.

2-й уровень – в случае, если ребенок вёл себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Выделяют также ряд симптомов КЗ:

равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внеклассным мероприятиям;

чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

быстрый, неряшливый прием пищи, часто прямо перед монитором;

«выпадение» из режима реального времени;

бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;

неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

погружение в Интернет как средство ухода от проблем, плохого настроения, тревоги;

нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Интернет;

отрицание компьютерной зависимости.

Исследователи выделяют несколько этапов попадания в психологическую зависимость:

Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных душевных затрат (которые, например, необходимы при просмотре серьезного фильма). Потом, вместо того, чтобы ходить в школу, подросток идет в компьютерный клуб, где сидит круглые сутки. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.

Подросток избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.

Наступает полная деградация. Успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.

Профилактика КЗ:

Познакомить ребенка с временными ограничениями, нормами;

Контролировать разнообразную занятость ребенка (кружки, секции);

Приобщать к домашним обязанностям;

Культивировать семейное чтение;

5. Ежедневно общаться с ребенком, быть в курсе его проблем, конфликтов. Говорить с ним об отрицательных явлениях жизни, вырабатывать устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения и деградации личности;

Контролировать круг общения ребенка, знать место, где он проводит свободное время.

Учить правилам общения, способам снятия эмоционального напряжения, выходам их стрессовых состояний.

Осуществлять цензуру компьютерных игр и программ;

Контролировать выход в Интернет, установить запрет на некоторые программы;

Привлекать в настольные и другие игры;

Родители – образец для подражания. Необходимо самим соблюдать установленные правила.

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость

1. Не идите путем насилия, не вводите строгих правил и ограничений;

2.Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние;

3.Попробуйте выйти на диалог;

4. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы;

5. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту.

5.ТБ при работе за компьютером:

Глазам помогут очки с перфорацией – этот тренажер для глаз целесообразно использовать несколько раз в день (каждый час) на 5-7 минут. Через 1-1,5 часа – сделать гимнастику для глаз.

Правильно держать «мышку», не зажимая и не сдавливая ее руками. Полезны раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам свободно располагаться на нем.

Регулярная влажная уборка. Монитор способен собирать на себе пыль, что может вызвать высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения;

Перекусы (бутербродами, чипсами, и т.д.) во время длительного пребывания за компьютером, могут привести к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, к ожирению.

Монитор должен находиться в 60-70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз.

Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Или же его пребывание за компьютером не должно быть больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.

 

Для детей 7-12 лет – норма – 30 минут в день, но не ежедневно.

12-14 летние – 1 час в день.

14-17 летние - 1,5 часа в день.

Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов.

Давать организму отдохнуть – целый день не садиться за компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Планирование учебной деятельности. Лекция: «Здоровый образ жизни семьи - залог успеха ребенка»

«Здоровый образ жизни семьи – залог успеха ребенка». Цель:формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства ...

Лекция на тему: "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребёнка"

Материал лекции может быть представлен как выступление на общешкольном родительском собрании в малокомплектной школе....

Лекция на родительском собрании "Семья - здоровый образ жизни".

Лекция для родителей о здоровом образе жизни в каждой семье. О здоровье родителей и детей. Как беречь здоровье в семье....

Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»

Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»...

Лекция "Выбирай здоровый образ жизни"

Лекция "Выбирай здоровый образ жизни"...


 

Комментарии

Ахметова Зульфия Вадигулловна

Елена Алексеевна, спасибо за статью:лекция полная, насыщенная. полезная!