Лекция для родителей
статья по теме

Калаева Елена Николаевна

Данный материал можно целиком использовать на одном из первых родительском собрании "Ожидания родителей от поступления ребёна в школу" (1 класс), а можно разбить на несколько отдельных частей и дополнять информацией конкретно по классам. Главная мысль -  жизнь детей не ограничивается стенами школы. За её пределами ребёнок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_dlya_roditeley.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей

-   Ни за что! Я не стану взрослым! Я

     лучше навсегда останусь маленьким и

     буду играть! Не хватало ещё, чтобы у

      меня вдруг выросла борода!

  1. Это всё взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно.  Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребёнка.

      Первая реплика в этом литературном споре принадлежит Питеру Пэну – герою одноимённой книги Дж.Барри. «Мальчик, Который не Хотел Расти, решил не покидать золотое детство, розовое детство, светлое, сияющее, лучезарное, безоблачное детство». Питеру мрачно возражает Оля – тринадцатилетняя героиня повести В.Киселёва «Девочка и птицелёт», рисующая детство в гораздо более хмурой и сдержанной гамме. Забавно, что эти  крайности сходятся в одной точке: неприязни к школе. Чтобы этого не произошло, надо увлечь детей познанием.

     Школьные годы – волнующая, пленительная пора познания детьми окружающего мира, постепенного накопления ими знаний, умений и навыков, социального и жизненного опыта.

     В младших классах ребята обычно учатся охотно, старательно выполняют требования учителей и школьные правила. В классе им всё интересно, и они довольны, что с каждым днём узнают что-то новое, радуют родителей тем, что научились читать, писать, считать. Со временем ребёнок осознаёт, что он учится для пользы общества. Сознательное отношение школьника возникает, когда он начинает глубоко осознавать ответственность за свои действия и поступки. Тот, у кого сформировалась такая ответственность, учится прилежно и не нарушает правил школьной жизни.

     Но не всегда и не у всех детей интерес к учению постоянный. Нередко у школьника возникает неудовлетворённость, желание избавится от новых обязанностей, а порою даже оставить школу. Вот и возникает такое настроение, как у Оли.

     Почему у некоторых детей так резко меняется отношение к школе и учению? Это происходит главным образом вследствие психологической и практической неподготовленности ребёнка к выполнению важных и сравнительно трудных обязанностей. Многие  бунтуют против ограничения их  естественной свободы. Не так просто находится в течение целого урока в помещении, да ещё за партой, когда за окнами бушует жизнь. Начало школьного обучения является для каждого ребёнка стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

     Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

     Многие родители, готовя детей к школе, часто забывают прививать им самостоятельность, усидчивость, аккуратность, умение соблюдать определённый режим. Даже простая привычка вовремя подниматься с постели имеет не последнее значение.

     Школьная программа не может дать ответ на всё, что хочет узнать ученик младших классов. Да и учитель не всегда имеет возможность поговорить с каждым учеником по интересующим его вопросам. Таким образом, ученик не удовлетворяет полностью своих запросов в школе – он ждёт ответа от взрослых дома. Поэтому чаще разговаривайте с сыном или дочерью на разнообразные темы. Ваши беседы продлят процесс познания за стенами школы, расширят интересы, помогут ребятам найти ответ на многие вопросы. Помните: очень полезны экскурсии в музеи, на природу. Впечатления, вызванные непосредственным наблюдением новых предметов и явлений, сам факт наблюдений и разговор о них содействуют расширению объёма знаний, развитию интереса.

     Когда сын или дочь становятся школьниками, иным мамам и папам хочется, чтобы они сразу обнаружили исключительные знания в учёбе. Желая улучшить отношение детей к учению и не зная их действительных способностей, родители нередко прибегают и к ремню, стремясь ограничить свободу ребёнка, не чураются и других жестоких мер наказания. Дико звучат напутственные слова: «С тройкой домой не приходи!»

     Стремление родителей, чтобы их дети всегда были первыми, похвально, и их можно понять. Но когда это нереально, то приносит только вред. Представьте себе ребёнка, который прилагает много сил и старания в учёбе, а у него получается не всегда гладко. И к тому же – неприятности с родителями. Именно на этой почве, как правило, возникают чувства собственной неполноценности, неприязни к родителям, апатия, нежелание учиться. Отрицательно сказывается и педагогически непродуманная помощь родителей, когда они, скажем, решают за школьников задачи, забывая о том, что надо развивать у ребёнка стремление преодолевать трудности в учёбе, прививать ему навыки самостоятельной работы.

     Желая улучшить успехи ребёнка в школе, не забывайте, что ему необходим и отдых. После занятий он должен интересно провести время. Ведь у каждого ребёнка есть определённые стремления, потребности, интересы, любимые виды деятельности. Он хочет побыть со сверстниками, заняться собственным творчеством.

     Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Теперь маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что его ждёт в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».

     Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Дети считают себя «умными», «хорошими» и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно. Во втором же классе у многих детей самооценка  резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

     Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают осознанно относится к учению, проявлять активный интерес к познанию.

     Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребёнка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. К четвёртому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребёнка к её выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период.

      В заключении хотелось бы сказать, что не следует забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За её пределами ребёнок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция для родителей

Предлагаемый материал можно испорльзоавть учителям для родителей учащихся 1-6 классов. Он состоит их лекции, презентации....

Лекция для родителей будущих первоклассников по ФГОС НОО

Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как эт...

курс лекций для родителей "Здоровье школьника"

В наше время родители в сельской местности всегда заняты. Им не до книг и журналов. Для учителя его ученики как и его дети родные. О них надо заботиться и беречь. Взяв за основу периодическое издание ...

Лекция для родителей о режиме дня

Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.ДемокритЗадачи собрания:  1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2....

Лекция для родителей о развитии личности

Лекция для родителей на тему: «Развитие личности младшего школьника» Цели:1) выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах содействия развитию личности м...

Лекция для родителей:"Как воспитать у детей интерес к чтению.".

Лекция для родителей с целью привлечения младших школьников к чтению художественной литературы....

Лекция для родителей на тему: Что делать родителям, если ребёнок не хочет идти в школу?

Ребёнок не хочет учиться, боится и не хочет идти в школу. Что делать родителям?Попробуем вместе с вами найти ответы на эти вопросы....