Родителям первоклассников
материал (1 класс) на тему

Михайлова Ольга Феликсовна

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

В первую очередь в подготовке ребёнка к школе родители должны задуматься о воспитанности своего чада, о его выработанных привычках. Потребностях, его режиме дня… что же можно посоветовать?

  1. Приучить (желательно с ранних лет) соблюдать режим дня, когда у них ещё легко вырабатываются привычки ( особенно организованности и порядка, аккуратности и ответственности). Неправильно построенный распорядок дня и частое его нарушение вредно сказываются на здоровье ребёнка, на работоспособности.
  2.  «Безрежимные» дети бывают вялыми, быстро утомляются, апатичны, не успевают за одноклассниками. Школьные требования, школьная программа для всех одинакова, хоть учитель и находит индивидуальный подход к каждому ученику. Перед товарищами, одноклассниками такие дети чаще всего попадают в неловкое положение, чаще всего они получают замечания… Внутренние переживания или приводят ребёнка к неврозам, или ребёнок по- своему начинает протестовать, становится агрессивным, озлобленным, теряя уверенность  в себе, или начинает самоутверждаться среди одноклассников своим вызывающим поведением.
  3. Хочется подчеркнуть, что психологическая подготовка к школе не должна быть спонтанной, сама по себе. Решающую роль играет в этом духовный мир семьи – какой пример подают члены семьи, на каком уровне их общение…
  4. - общение должно быть ровное, тактичное, спокойное
  5. Надо чаще ставить перед собой цель понаблюдать за ребёнком (не только глазами мамочки, папочки, но и как педагог) со стороны, изучать его как психолог, анализировать каждое действие, попытаться помочь. Минусы ребёнка хорошо проявляются в игре, со взрослыми ли, со сверстниками, один ли…

- умеет ли ребёнок преодолевать трудности;

-умеет ли соотносить свои действия с действиями товарищей, считаться с их интересами;

- доводит ли начатое дело до конца;

- аккуратно ли делает любое дело.

  1. Необходимо научить ребёнка переживать радость хорошо, аккуратно выполненного дела, сопереживать.
  2. Готовя ребёнка в школу, не нужно пугать школой, учителями…Да, объяснять нужно, что в школе, как вообще, в жизни, без трудностей не бывает, что любой труд предполагает трудности – это радость, удовлетворение.
  3. Не лениться, или не считать второстепенными беседы с детьми об окружающем мире, о поступках людей, о добре и зле, об обязанностях и ответственности с малых лет. Нужно заставлять ребёнка думать, размышлять постоянно на интересные, познавательные темы.
  4. Важным показателем (кроме умственного и речевого развития) о готовности к школе является уровень образных представлений. Прежде всего обращать внимание на рисунки детей. Хорошо помогают настольные игры, разрезные картинки (способствуют формированию усидчивости).
  5. Нелегко будет ребёнку учиться, если у него плохо развиты движения. Мелкие движения кистью и пальцами руки необходимы для письма. Основные пути развития мелкой моторики руки – рисование, конструирование, лепка, штрихование, закрашивание карандашами, рукоделье, нанизывание мелких бус, работа с бисером, вышивание и любой бытовой труд – застёгивание и расстёгивание пуговиц, крючков и кнопок, шнуровка ботинок – это всё не только воспитание самостоятельности, но и хорошая тренировка пальцев.
  6. Самое главное! О чём бы мы не говорили, - всё сводится к следующим главным принципам и родителей, и учителей – это сохранить здоровье детей. И хотение учиться, и желания, искры в глазах, радости от полученных знаний, успехов – всё зависит от одного понятия «здоровье», физическое, нравственное, духовное, душевное, психологическое.[21-23с.]

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Необходимые предпосылки для успешного перехода:

  1. физическая, эмоционально-личностная, интеллектуальная и коммуникативная готовность;
  2. наличие у ребёнка мотивов учения;
  3. развитие любознательности и умственной активности;
  4. интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления;
  5. социальный аспект готовности определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  6. самостоятельность мышления, для развития которого личность должна иметь потребность в этом, стремление к самостоятельному поиску решений и самостоятельной деятельности как интегративного показателя личностно-интеллектуального развития в период перехода школьника от младшего школьного  к младшему подростковому возрасту.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во–вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе.

Если коротко…

Не готов: ребёнок не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения ( ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Готов: умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий. [33, 35 с]

С.Г.Игнатьева Ребёнок и школа. Роль семьи и школы в здоровьесбережении ребёнка. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, «Новое Время», 2012.-144 с.



Предварительный просмотр:

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослым и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития.

Очень часто результатом неуспеваемости, школьных нервозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления чаще, чем хотелось бы, сохраняются и надолго закрепляются у многих детей, поступивших в школу.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом  зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Многие родители считают,  что подготовить ребенка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная, современных школьных требований, родители рискуют научить ребенка так, что учитель будет вынужден не учить, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребенка к школе.

Конечно, научить ребенка читать, считать можно, но очень важно научить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа. Немаловажную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые пять – шесть свое жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или селе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к школе.

«Матвей пришел в школу с большим желанием учиться, но не прошло и двух недель, как от этого желания не осталось и следа. Мальчик заявил дома,  что ходить в школу больше не намерен: «Сиди и сиди, урок длинный – предлинный. А перемена за одну минутку кончается. И бегать по классу не разрешают.»

Ученик – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

Не менее важно условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успех в обучении напрямую зависит от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку ее дня, учтся выполнять требования учителя.  Частые заболевания выбивают ребенка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.

О чтении до школы. Легко заметить, что возраст детей, обучаемых грамоте неуклонно снижается. Совершенствуются навыки чтения. Как правильно организовать дошкольную подготовку ребенка по изучению языка? Для этого сейчас очень много методических материалов, доступных и для родителей: «Уроки Кирилла  и Мефодия» из серии «Начальная школа», «Азбука», где имеется небольшая статья с изложенными основными положениями методики обучения грамоте. Внимательно изучив брошюру, можно готовиться к домашнему уроку чтения.

Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки русского языка неправильно, с призвуками: [мэ] -  вместо [м], [нэ] – вместо [н] и т.д. В школе эта ошибка затрудняет им составлять схемы, которым сейчас при обучении грамоте уделяется немаловажное значение. Но в основном, ребята приходят подготовленными к чтению. Конечно, если учить этому правильно.

О письме. Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем дается это легко. замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешнее овладевали навыками письма. При этом нужно научить правильно держать ручку. В работе участвуют тир пальца: большой, указательный, средний. Конец шариковой ручки смотрит вверх. Учите детей обводить клеточки, палочки др. в тетрадях в клеточку и в линейку. Это способствует развитию ритма, плавности движения – это главное условие, способствующее выработке красивого почерка.

О математике.  Есть у этого предмета одна особенность – здесь играет роль система знаний, отсутствие пробелов. Что же должны знать дети до школы:

- прямой и обратный счет до 10, количественный (сколько) и порядковый (который) счет;

- предыдущее и последующее числа в пределах десятка, уметь составлять числа первого десятка;

- умение разделить предмет на 2 – 4 равные части, измерить высоту, длину, ширину, при помощи палочки или веревочки, умение сравнивать  предметы;

- изображать треугольник, четырехугольник, круг.

Понятие числа составляет основу математики. Важно не то, какие предметы, а сколько их. Как же надо учить ребенка счету? Один из приемов – пересчет предметов. этим можно заниматься по пути в детский сад или вечером, когда ребенок убирает свои игрушки. Многие из ребят с удовольствием помогают по дому. Именно здесь уместно попросить: «Достань пять картофелин. Поставь на стол столько чашек, сколько будет человек за столом». Когда дети будут зрительно видеть количество предметов, им будет легче усвоить состав чисел.

Подготовка детей к школе включает в себя не только информационную подготовку ребенка. Она заключается в гармоничном развитии всех его способностей. Надо помнить, что общее развитие  ребенка определяет в большинстве случае и его социальное развитие, но последнее требует особого внимания. недостаточно просто знакомить ребенка с правилами поведения и общения с другими людьми, с нравственными нормами и законами, существующими в обществе. Необходимо формировать его нравственные качества, развивать нравственную устойчивость к благоприятным условиям и негативным условиям, с которыми может столкнуться школьник.

Ребенок должен научиться быть внимательным к другим людям, добрым, чутким, ответственным. Конечно, процесс нравственного становления человека идет длительное время, но фундамент этого процесса закладывается в дошкольный период.

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребенок  подчиняться требования старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки первоклассника к обучению.

Постарайтесь создать атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

И очень важно, чтобы дети и вы, их родители, летом хорошо отдохнули, окрепли, набрались новых впечатлений и с нетерпением ждали  сентября.



Предварительный просмотр:

Ребенок пошёл в школу.

Советы педагога

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. В поддержании у первоклассника»внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям.

  1. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их значимость, необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если первоклассников, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец», « Ты так хорошо справился») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

Советы конкретно к семейным будням.

  1. Будите ребенка спокойно; проснувшись,  он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки, даже если «вчера предупреждали».
  2. Умение не торопить, правильно рассчитать время – ваша задача, и это если вам плохо удаётся, то вины ребёнка в том нет.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака6 до школьного завтрака ему придётся много поработать. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён , если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, - это не займёт много времени.
  5. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устранять взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.
  6. После школы не торопите садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2-3 часа отдыха для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придётся начинать всё сначала.
  7. Не заставляйте все уроки делать в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте работать самому, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай, разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  8. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в сложной ситуации.
  9. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние занятия, телепередачи, общение с другими членами семьи.
  10. Вырабатывайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.
  11. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головные боли, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учёбы.
  12. Учтите, даже совсем большие (7-8 летние) очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную…[81,82 с.]

С.Г.Игнатьева Ребёнок и школа. Роль семьи и школы в здоровьесбережении ребёнка. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, «Новое Время», 2012.-144 с.



Предварительный просмотр:

Список школьных принадлежностей, для первоклассника

  1. Тетради в клетку;
  2. Тетради в косую линейку;
  3. Обложки для тетрадей, учебников;
  4. Пенал;
  5. Ручки шариковые;
  6. Карандаши простые;
  7. Карандаши цветные;
  8. Краски (акварель, гуашь);
  9. Альбом или акварельная бумага для рисования;
  10. Кисточки для рисования разной толщины;
  11. Цветная бумага;
  12. Картон белый;
  13. Картон цветной;
  14. Ножницы с тупыми концами, в футляре;
  15. Клей ПВА;
  16. Пластилин;
  17. Стеки и дощечка для работы с пластилином;
  18.  (Линейки лучше деревянные или не прозрачные) до 15 см до 25 см;
  19. Касса цифр, счетные палочки;
  20. Точилка для карандашей;
  21. Ластик;
  22. Школьный ранец, портфель или рюкзак;
  23. Сменная обувь;
  24. Спортивные форма и обувь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...