Родителям первоклассников
статья по теме

Афонюшкина Анна Сергеевна

Родителям будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_pervoklassnikov.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

По материалам статьи М.А. Павлинской и  О.В. Малецкой 

«Диагностика готовности ребенка к школе.

Пособие для педагогов и родителей».

Родителям будущих первоклассников

Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.

Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:           

  1. здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;
  2. уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;
  3. выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);
  4. знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;
  5. навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:

Школа — это нужно!    Школа - это трудно!   Школа - это интересно!


  1. ЧТО РЕБЕНОК ЗНАЕТ О СЕБЕ И СВОЕЙ СЕМЬЕ?

Следующие вопросы помогут выявить уровень данных представлений:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.        

2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?

3. Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.

4. Где они работают?

5. Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы, бабушки...

6. Если родителей нет дома (вечером и в выходные дни), где они могут быть? Как их найти?

7. Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?

8. Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?

9. Отгадай загадки о себе:

  1. один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);
  2.  между двух светил и в середине один (нос);
  3.  всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут (ноги);
  4. если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

Ответы на нижеследующие вопросы выявят степень знаний и отношений к программе «Забочусь о себе сам»:

1. Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.)?

2. Сформирована ли потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т. д.?

3. Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.

4. Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно в больших количествах (сахар, соль, жиры и т. д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?

5. Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

6. Знание о пользе свежего воздуха, вредности пыли, потребности жить в чистом помещении. С этой целью принимать посильное участие в уборке квартиры,

7. Представления об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т. д.

8. Знакомы ли шестилетке некоторые приемы релаксации?

9. Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать потраченную энергию?

II. УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ

  1. Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь

При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок? (См. рисунок.)

 папа

мама

 

Если ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть отдельно куда-то в угол - малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.

2. Уровень трудолюбия        -

  1. Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребенок?
  2. Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел?
  3.  Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на легкие, интересные дела?
  4. Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.
  5. Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.

3. Выражение себя и своего отношения к окружающему в изобразительной деятельности

Очень хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.

Кроме того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.

Предложите шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:

  1. с удовольствием взялся – любит свою семью, дом, в котором он живет;
  2.  отказывается рисовать семью – с ней связаны неприятные ассоциации;
  3.  кого первого нарисовал – самая большая значимость для ребенка;
  4. нарисовал сам себя большого – ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;
  5.  наоборот, сам очень маленький – показатель малозначимости в семье;
  6. гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье. Мама значима;
  7.  все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, подавленность, тревога;
  8.  ноги большие – признак места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;
  9.  голова заштрихована, спиной к родителям – ушел в себя;
  10. закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;
  1.  рот, губы большие, яркие – признак агрессии;
  2. девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться;
  3.  пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – испытывает страх перед этим человеком;
  4.  все члены семьи в ячейках – семья недружная, многие отчуждены;
  5.  наличие телевизора, ковра – этому отдает предпочтение ребенок;
  6. рисует просто дом вместо семьи – испытывает нежелание идти туда, дом для ребенка – источник угроз;
  7. присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, ребенок ищет общение с животными и игрушками;
  8. много мелких деталей в рисунке – не хватает общения с близкими;
  9. много черных штрихов – испытывает тревогу;
  10. отказывается использовать цветные карандаши – низкая самооценка у ребенка, ощущение тревожности;
  11. если ребенок нарисует себя в центре листа, значит, чувствует себя  значимым, если вниз, значит, самым зависимым.

4. Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику

ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ

Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, посуда …), правила поведения, дорожного движения и т. д.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Ребенок должен знать:  

  1. цифры, знаки «+» и «-»;
  2. смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);
  3. количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);        
  4. простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

  1. читать числа до 20;
  2. считать до 20 (прямой и обратный счет);
  3. решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «-»;
  4. ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
  5. решать примеры в пределах 10 (или 20);
  6. пользоваться часами без секундной стрелки.

УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ребенок должен знать:

  1. средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
  2.  ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

  1. проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
  2. различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
  3. выделять ударение в словах;
  4.  устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста).

Речь как показатель готовности к школьному обучению:

  1. ясное произношение всех звуков родного языка;
  2. умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;
  3.  использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;
  4.  уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей; 
  5. без длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
  6.  умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

  1. развитие мелкой моторики пальцев рук;  
  2. умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и  кисти;
  3. умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

  1. умение выполнять действие классификации;
  2. умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
  3. умение строить простейшие умозаключения.

5. Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:

  1. умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
  2.  обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);
  3. усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе: основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения; умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать,
  4. умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
  5. каков уровень организованности и самостоятельности;
  6.  каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...