Золотые правила при работе за компьютером.
материал по теме

Бамбан Татьяна Владимировна

 

ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Сегодня представить будущее без компьютера невозможно. Работа на нем обучает детей новому, более простому и быстрому способу получения и обработки информации. А умение найти необходимый для деятельности материал и эффективно его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления. Компьютер может стать помощником в интеллектуальном развитии ребенка, освоении им профессии, а может разрушить здоровье и привести к социальной дезадаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotye_pravila_pri_rabote_za_kompyuterom.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Сегодня представить будущее без компьютера невозможно. Работа на нем обучает детей новому, более простому и быстрому способу получения и обработки информации. А умение найти необходимый для деятельности материал и эффективно его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления. Компьютер может стать помощником в интеллектуальном развитии ребенка, освоении им профессии, а может разрушить здоровье и привести к социальной дезадаптации.

Особенно опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютерами настолько маскирует утомление, дети, подростки настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия и, в результате, наносят существенный вред своему здоровью. Как результат — мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса.

Рабочее место

Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту.

Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50—70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3—3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Помните, занятия на компьютере принесут пользу, если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям и будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребенка.

Ступни стоят на попу

Рост ребенка в см

Стол

Высота поверхности над полом, мм

Стул

Высота сидения над полом, мм

90—100

420

240

101—115

460

260

116—130

520

300

Полезно!

Инструкция по правильной посадке за компьютером

  1. Сядьте прямо.
  2. Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитору (нельзя сидеть вполоборота).
  3. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку.
  4. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.
  5. Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.
  6. Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.
  7. Линия плеча должна располагаться прямо над линией бедер.
  8. Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.
  9. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.
  10. Руки выпрямите более чем на половину (угол в локте должен быть больше 90 градусов).
  11. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см, от корпуса.
  12. Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне.
  13. Голову держите прямо, по желанию — с небольшим наклоном вперед.

Полезно!

Упражнения профилактики нарушений зрения при работе за компьютером

  1. Плотно закройте глаза руками так, чтобы через них не проходил свет. Следите при этом за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание — на спину и шею, они должны быть прямыми и расслабленными. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть перед глазами абсолютно чёрный цвет. Скорее всего, постоянно будут возникать цветные полоски, ромбики и кляксы. Чем чернее будет цвет, тем лучше расслаблены глаза. Многие из людей со слабой близорукостью могут добиться полного восстановления зрения сразу после выполнения этого упражнения.
  2. Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце (или на яркую лампу), поворачивайте глаза вправо-влево, делая круговые движения. После окончания упражнения крепко сожмите веки на несколько секунд. Упражнение носит скорее не расслабляющий, а возбуждающий характер, поэтому после него рекомендуется делать упражнение № 1.

Комплекс упражнений для снижения утомления глаз

  1. Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица, 10—15 с.
  2. Выполнить движение глазными яблоками; 1 — вправо — вверх; влево — вверх; вправо — вниз; влево — вниз; 18—20 с.
  3. Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу 20—30 с. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10—15 с.
  4. Сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговыми движениями глазными яблоками, по 2—3 раза в каждую сторону.
  5. 1 — с напряжением закрыть (зажмурить) глаза. 2 — раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 3—5 раз. Посидеть с закрытыми глазами 10—15 с.
  6. Сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10—15 с.
  7. Смотреть вдаль 2—3 с. 2 — перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25—30 см, и смотреть на него 3—5 с. Повторить 10—12 раз.
  8. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.
  9. Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево 15—20 с.
  10. Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево 15—20 с.
  11. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко 2—3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2—3 с. Повторить 3—4 раза.
  12. 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, слева — направо.
  13. 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх — вниз, вниз — вверх.
  14. 15 вращательных движений глазами слева — направо.
  15. 15 вращательных движений глазами справа — налево.
  16. 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».

Комплекс упражнений по методу Г.А. Шичко

  1. Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (и правой, и левой руки) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

  1. Вверх-вниз. Влево-вправо

Двигать глазами вверх — вниз, влево — вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

  1. Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

  1. Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла, в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Золотые правила при работе за компьютером

Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.

Правило второе: когда работаешь, сиди расслабленно.

Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе.

В среднем, раз в 10 минут рекомендуется отвлечься от работы, сделать 1—2 упражнения — простых и привычных. В том числе, из числа обозначенных выше.

Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.

Очень важно не допустить перегрузку суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Правило пятое: закончил занятие — сделай разминку.

Цель проведения разминки — обеспечить восстановление после завершения занятий, когда значительную нагрузку испытывали органы зрения, опорно-двигательный аппарат, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для разминки составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.

Общеразвивающие, корригирующие и дыхательные упражнения должны быть детям хорошо знакомы. Выполнение комплексов упражнений с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к их выполнению, улучшает качество выполнения, способствует формированию правильной осанки. Детям можно предложить упражнения с такими предметами и природными материалами, как флажки, кубики, ленточки, мячики, эспандеры, природный материал (шишки, желуди, орехи). Упражнения выполняются сидя и стоя. Исходное положение для ног (обычно — стойка, ноги на ширине ступни параллельно) должно быть удобным, обеспечивая устойчивое положение и способствуя равномерному распределению тяжести тела. Особенно важно обращать внимание детей на то, что, выполняя упражнения, включенные в комплекс разминки после занятий, нужно правильно сочетать движения с ритмом дыхания, не задерживая его. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш» — как сдувается лопнувший шарик и т. д.

Правило шестое: при работе на компьютере необходимо постоянно заботиться о зрении.

Влияние видеоигр на развитие интеллекта

Между девятью и двенадцатью годами происходит всплеск развития предлобной части коры головного мозга, подготовка к взрослому поведению. Значительное количество времени, проводимое с банальной, жестокой или социально изолирующей компьютерной технологией и программами, искажает этот процесс. Дети более чувствительны, не всегда зная, что для них лучше, поэтому многие компьютерные игры могут оказывать более глубокое воздействие, чем осознает игрок. Повторяющиеся ощущения формируют устойчивые модели, которые, в конечном счете, могут оказаться губительными. Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т. д. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т. е. своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным. На практике же люди обычно злоупотребляют этой возможностью ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Советы по использованию видеоигр:

  1. Просмотрите и критически оцените содержание игры: наличие насилия, антисоциальных посылок, половых стереотипов и других существенных, на ваш взгляд, моментов.
  2. Обсудите содержание игры с ребенком; выскажите свою зрелую точку зрения по вышеперечисленным вопросам. Можно подтолкнуть ребенка к нахождению правильных ответов, не становясь при этом деспотом (например: «Ты бы действительно сделал что угодно, чтобы выиграть?»; «В жизни есть что-то более важное, чем победа?»).
  3. Домашнее задание и домашние обязанности должны стоять на первом месте.
  4. Разработайте в семье разумные ограничения времени, проводимого за видеоиграми.
  5. Не позволяйте кибермирам заменить реальное общение или физические ощущения.
  6. Внимательно следите за возникновением симптомов «отстраненного» поведения, которые могут указывать на редкие случаи возникновения приступов, вызванных видеоиграми.

Ищите для ребенка игры, которые поощряют чтение и нахождение оригинальных решений вместо запоминания определенной последовательности действий.