Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.
план-конспект урока по теме

Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного  учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Содружество семьи и школы – залог успеха в  формировании ЗОЖ»

Цель:  

- способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью

Задачи:

- дать информацию о направлениях сохранения здоровья школьника

- сформулировать рекомендации по сохранению физического, психического и душевного здоровья детей

Форма:  информационный лекторий с элементами практикума

Подготовительный этап:

  1. Провести опрос учащихся по теме «Твой режим дня»
  2. Провести анкетирование родителей по проблеме собрания

Участники:

  1. Родители
  2. Классный руководитель

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые  родители, дорогие наши  помощники и единомышленники. Я рада видеть всех вас.

Какие бы проблемы в нашей работе  не возникали,   мы всегда можем их решить только вместе, только сообща. И сегодня  перед нами проблема государственной важности. Проблема сохранения  здоровья наших детей, а значит здоровья нации. И поэтому тема нашего собрания: « Содружество семьи и школы – залог успеха в  формировании ЗОЖ»

       Классный руководитель объявляет цель и задачи .

        Для создания психологического настроя родителям предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. Затем классный руководитель предлагает родителям поиграть в детскую игру – «Кричалка». Если родители согласны с высказыванием, то им необходимо крикнуть «да», в противном случае – «нет».

               Крикните громко и хором, друзья
              Деток своих все вы любите?                   (да)
              С работы пришли, сил совсем нет,
              Вам хочется лекции слушать здесь?      (нет)
              Я вас понимаю… Как быть, господа?
              Проблемы детей решать нужно нам?     (да)
              Дайте мне тогда ответ
              Помочь, откажитесь нам?                       (нет)
              Последнее спрошу вас я
              Активными все будем?                            (да)

Мы часто задаем вопрос: «Что такое здоровье?»  Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам составить кластер «Здоровье»  

Заполняют кластер

  режим дня, правильное питание, здоровый сон, зубы, профилактика вредных привычек, физические упражнения, слух, зрение, правильная осанка.

    По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Учитель:                                 

    Забота о сохранении здоровья учащегося – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива, родителей  и самого ребёнка.

  Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».  С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной нервной системы.

    Ребёнок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться.  Педагоги и родители должны помочь им справиться с этими трудностями. Только здоровый человек может достичь своей цели в жизни.

    Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

С учащимися  2 классов было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты

  №

вопрос

да

нет

1

Я просыпаюсь сам или нет

22

16

2

Я всегда смотрю телевизор перед сном

27

11

3

По утрам я всегда делаю зарядку.

12

26

4

Ложусь спать не позже 22 часов.

28

10

5

Полноценно питаюсь.

13

25

6

Ежедневно гуляю на воздухе.

28

10

7

Как я отдыхаю в выходные

Гуляю, играю, читаю, помогаю родителям, играю в компьютер, как получится

Результаты анкетирования родителей

  №

вопрос

да

нет

1

Важно ли формировать у ребёнка ответственное отношение к своему здоровью

100%

2

Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня

79%

21%

3

Мы  закаляем ребёнка

3%

97%

4

Ложится спать не позже 22 часов.

55%

45%

5

Делает ли ваш ребёнок зарядку

31%

69%

6

Увлекается ваш ребёнок телевизором, компьютером

71%

29%

7

Какова роль родительского примера в формировании у ребёнка привычки заботиться о своём здоровье

1.Огромная-17

2.Важная – 9%

3.Ребёнок всему учится, глядя на родителей – 74%

В свою очередь школа и каждый педагог в отдельности всё делает для здоровья учащихся, проводит уроки согласно СанПину РФ и включает в учебный процесс

  1. Дидактическую игру;
  2. Частую смену деятельности;
  3. Организует групповые формы деятельности;
  4. Проводятся физкультминутки;
  5. Уроки здоровья;
  6. Объём домашних заданий соответствует нормам
  7. Упражнения и задания соответствуют возрастным нормам.

В помощь родителям хочу предложить памятку: «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»

                                   Памятка для родителей:

«Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»

- Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью.

- Формируйте у ребёнка положительное отношение к физическому Я.

- Помните, что ваше отношение к здоровью влияет на отношение к своему здоровью у ребёнка: «Учи показом, а не рассказом».

- Помните, что для закрепления привычки хвала взрослого имеет гораздо большее значение, чем порицание.

Учитель:   Одно из направлений этого вопроса принадлежит соблюдению режима дня школьника. Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка? Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценное и своевременное питание и сон помогают ребёнку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно и в одни и те же часы. При нарушении режима  дня ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Постоянные  стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

Вашему вниманию представляю примерный вариант режима дня       младшего школьника:

Режим дня (примерный вариант)

7.30 – подъём (пробуждение).

7.30 – 8.15 – утренняя зарядка, самообслуживание, умывание, одевание, уборка постели, завтрак.

8.15 – 8.30 – дорога в школу.

8.30 – 12.50 (13.20) – занятия в школе.

14.00 – 15.00 – обед, отдых (дневной сон).

15.00 – 16.00 – прогулка.

16.00 – 17.30 – приготовление уроков.

17.30 – 19.00 – свободные занятия.

19.00 – ужин.

19.30 – 20.30 – свободное время.

20.30 – 21.00 – душ, подготовка ко сну.

УЧИТЕЛЬ:

Иногда профилактики и здорового образа жизни может не хватить. Тогда на помощь приходят природные способы улучшения здоровья.

Закаливание -это образ жизни: Ваш и Вашего ребенка! Если Вы хотите, чтобы ваш маленький человечек был сильным и здоровым, полным энергии и чтобы ему легко все удавалось - ведите здоровый образ жизни и закаляйтесь! И приобщайте к спорту вашего малыша!

Учитель:

Человек — великое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимодополняемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.

Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Эти привычки называют вредными. А: «Привычки ли это?»

Известно, что под привычкой понимают поведение, образ действий, склонность к чему-либо, что стало для человека в его жизни обычным явлением, например привычка рано вставать и делать утреннюю зарядку. Это хорошая привычка. Привычку бесцельно просиживать у телевизора, просматривая все передачи подряд, хорошей признать трудно. Но самое главное заключается в том, что формирование той или иной привычки находится во власти самого человека и он в любое время может без больших усилий отказаться от нее.

В настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании.

Хорошая учеба, успехи в спорте, участие в совместной с родителями работе по выполнению определенных домашних работ, работа на дачном участке, посещение спортивных секций, занятия в кружках технического творчества и т. д. Все это нужно для подготовки к благополучной взрослой жизни, а успехи в учебе, спорте, домашней работе приносят постоянное удовольствие и способствуют вашему духовному и физическому развитию.

Значит, необходимо твердо сказать «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпрепровождению. Чтобы этого достичь, режим вашего дня должен быть заполнен полезными мероприятиями, а вы должны постоянно стремиться выполнять их все до конца и хорошо. Такая ежедневная установка поможет вам сформировать силу воли, воспитать уверенность в своих силах и ответственное отношение к любому делу, которое вы взялись сделать. Поэтому, давайте вместе, дружно скажем Вредным привычкам; «Нет!» 

Следующим  фактором сохранения здоровья является полноценное питание.Питание ребенка должно быть рациональным, т. е. количество и качество пищи
должно соответствать потребностям организма. Правила рационального питания:режим, умеренность, разнообразие.

Если ребенок правильно и хорошо питается это залог хорошей успеваемости в школе, крепкого физического и нормального умственного развития. Дети дошкольного и младшего школьного возраста должны принимать еду не менее 4-5 раз в день в одно и то же время. Перерывы между приемами пищи не должны быть более четырех часов.

  С пищей, также в организм ребенка поступают все необходимые организму минеральные вещества. Это соли калия, натрия, кальция, магния, железа, меди и другие. Эти вещества играют значительную роль в процессе построения тканей, в обменных процессах и многих других жизненно важных для организма ребенка процессах.
     Витамины, поступающие как с пищей, так и принимаемые отдельно не менее нужны для нормальной жизнедеятельности ребенка. Они относятся к незаменимым для организма ребенка продуктам. Витамины повышают сопротивляемость организма болезням, физическим и умственным нагрузкам, повышают выносливость. Ребенок для нормальной жизнедеятельности всегда должен получать в достаточном количестве такие витамины, как  А, В2, В4, В5, С, D, Е, РР и некоторые другие не вошедшие в этот перечень.
     Только здоровое и правильно сбалансированное питание поможет ребенку справиться с недугами и возросшими нагрузками и вырасти здоровым.

Но очень важно знать какой продукт вы покупаете. Показ таблицы Е и продуктов.

Положительные эмоции.

Нужно научить детей радоваться всему вокруг – солнцу, хорошей погоде, новой прочитанной книге, встрече с друзьями, приближающемуся празднику. Хорошо об этом сказал А. С. Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного».

Очень важно воспитывать у детей оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций.

Формируем правильную осанку.

Осанка – это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. О школьнике, имеющем хорошую осанку, без ошибки можно сказать, что он гармонично физически развит. Ведь правильная осанка – это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств.

Например, нередко можно встретить школьника, у которого ширина или высота плеч различна. Причина этого – неравномерная нагрузка. Так чтение, письмо, шитье и многие другие действия производятся преимущественно правой рукой. Домашняя работа (подметание пола, резание хлеба и др.) опять таки осуществляется правой рукой при относительной пассивности левой, в результате чего усугубляется неодинаковое развитие верхних конечностей. Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, сумку на одном плече. Такая преимущественная активность одной руки способствует выработки однобокости, значительной асиметрии в физическом развитии. Врачи констатируют, что более 60% школьников, которым необходима специальная корригирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезни, а в результате асимметрии привычных положений и движений.

Профилактика близорукости.

Ученые утверждают, что 70% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз.

А. М. Горькому во время болезни пришлось несколько дней пробыть с повязкой на газах. Он так писал о своем состоянии: «Ничего не может быть страшнее, как потеря зрения, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате у них возникает близорукость. Ее причиной могут быть также неполноценное питание, длительные болезни, особенно инфекционные, ослабляющие организм.

Дадим некоторые рекомендации, выполнение которых поможет предупредить развитие близорукости.

- Прежде всего надо правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Поработали 20-25 мин. , посмотрите в течение нескольких секунд на потолок комнаты, в окно. Через 45 мин. Устраивайте, как в школе, перемену на 5-10 мин.

- Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50-60 Ватт, с них регулярно вытирается пыль) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой. Иначе глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности, а это вредно для них.

- Может стать вредным для глаз и телевизор, если не соблюдать такие правила: смотреть передачи можно не чаще 2 раз в неделю и не более чем по два часа, сидеть перед экраном следует на расстоянии не ближе чем 2-2,5 м; надо следить за тем, чтобы изображение было четким.

Несколько слов об общих правилах сохранения зрения. Здоровый, закаленный человек реже болеет, у него более острое зрение. Поэтому для того, чтобы зрение было хорошим, необходимо заниматься спортом, закаливать свой организм.

Полезны такие упражнения для глаз: лягте на диван, закройте глаза. Затем мысленно произнесите три раза:»Мои глаза закрыты. Они становятся все тяжелей и тяжелей. Теперь я вижу темноту, полную темноту, мои глаза спокойны.»

Учитель: А сейчас мы проведем игры

  Мозговой штурм

1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и  здоровья ?  (да_

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3.Верно ли, что кактусы  поглощают излучение от компьютера? (нет)

4.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)

5.Верно ли, что морковь замедляет старение организма (да)

6.Отказаться от курения легко? (нет)

7.Правда ли , что молоко полезней йогурта? (нет)

8.Врослые чаще, чем дети, ломают ногти? (да)

9.Правда ли , что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)

10.Правда ли,  что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

11.Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока? (да)

12.Правда ли что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (да)

13.Правда ли, что ребенку достаточно спать 8 часов? (нет)

14.Развитие техники, медицины, создание искусственных и синтетических материалов может повредить здоровью человека? (да)

15.Чтобы утолить голод между приемами пищи можно съесть  батончик «сникерс»? (нет)

16.Чтобы продукты питания дольше хранились, в них добавляют ингредиенты для консервации, которые вредны для здоровья? (да)

17.Правильно питаться – это значит,  есть то,  что любишь? (нет)

18.Чтобы было больше сил для учебы, надо питаться горячими обедами. (да)

Игра с клубочком.  Родители делятся мыслями о том, что же нужно делать, чтобы ребенок был здоров.

  1. У меня в руках клубочек, на месте которого вы можете представить своего ребенка, он такой же мягкий, теплый, нежный. Для нас он будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал клубочек продолжает предложение. А предложение будет у нас одно для всех:

                       «Мой ребенок будет здоров, если я…»

Учитель: Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.

     Опыт работы образовательных учреждений по здоровьесбережению показывает, что без участия самого человека, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью.

     Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровья у обучающихся в течение всего учебно-воспитательного процесса.

А я хочу  узнать каково ваше впечатление, положительные или отрицательные  эмоции, принесло ли вам это собрание на самом деле пользу, и если хоть один из вас пересмотрит, хотя бы один пункт из сегодняшнего общения – я считаю поставленную цель достигшей.

   Возьмите термометры на вашем столе (они не совсем обычны) и нарисуйте шкалу своего удовлетворения и общения на том уровне, на каком прошло сегодняшнее собрание – чем выше шкала, тем выше уровень и польза собрания.      

А в заключение  стихотворение

          Здоровый образ жизни.

  1. Здоровый образ жизни. А что это такое?
  2. Хочу я все, что знаю, об этом рассказать.
  3. Здоровый образ жизни - это ничто иное,
  4. Как дружба с физкультурой, умение мечтать.
  5. Мечтайте! Фантазируйте! И просто будьте лучше!
  6. И сразу вы заметите - уйдут проблемы худшие.
  7. Делайте добро и будьте милосерднее,
  8. На злобу, страх и ненависть не стоит тратить нервы.
  9. А вместе со спокойствием придет здоровье к вам,
  10. Войдет уже в привычку пробежка по утрам.
  11. Питанье станет правильным, и вес ваш
  12. будет в норме.
  13. И вот тогда вы будете всегда в отличной форме!  

 В заключении классный руководитель подводит итоги работы:

Предлагаю в заключении подвести итог нашего собрания:

  1. Контролировать в семье режим дня
  2. Использовать рекомендации по сохранению физического, психического и душевного здоровья детей;
  3. Укреплять здоровье детей.

Учитель, приводит слова Льва Кассиля:

Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…                                                                                               

Предлагаю сказать фразу: «Мы вместе» шёпотом, для себя, чтоб услышали    все присутствующие, чтобы услышала вся школа.

Мы вместе, а это значит мы – сила!

Учитель:  СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"

Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального  марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...

Родительское собрание: "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению".

Родительское призвано способствоать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье....

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"...

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению"

Разработка родительского собрания "Роль семьи в формировании у ребенка интереса к учению"...

Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"

Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....

Родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению».

В данном материале прослеживается мысль о роли семьи и школы в формировании интереса к учению, о том, что ребенок должен стать главным содержанием наших мыслей и чувств. Ребенок не может быть дополнен...

родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива"

Родительское собрание на тему: Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива...