Главные вкладки

    Родительское собрание "Ребенок и компьютер"
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Шереметьева Светлана Николаевна

    Совсем недавно детей ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация несколько изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора, лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок куда-то «уходит» и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим. Компьютер из друга превращается во врага. Почему же дети так легко поддаются соблазнам компьютерных игрушек?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rebenok_i_kompyuter.docx21.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    «Ребёнок и компьютер. Друзья или враги?»


    Совсем недавно детей ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация несколько изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора, лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок куда-то «уходит» и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим. Компьютер из друга превращается во врага. Почему же дети так легко поддаются соблазнам компьютерных игрушек?

    Причины возникновения компьютерной зависимости:

    1. Первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия.
    2. Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
    3. Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
    4. Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
    5. Взрослеющий ребёнок сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, он уходит в придуманный «свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.
    6. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
    7. Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
    8. Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.
    9. Замкнутость ребенка. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости.
    10. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
    11. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.
    12. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

    Чрезмерное увлечение компьютером - индикатор состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием ребёнка могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности. В случае выраженной компьютерной зависимости эти переживания обнажаются и становятся заметными.


    Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

    1. Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет — 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет — 1,5 часа).
    2. Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
    3. Приобщайте к домашним обязанностям.
    4. Культивируйте семейное чтение.
    5. Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
    6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.
    7. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
    8. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
    9. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
    10. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
    11. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
    12. Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
    13. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
    14. Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.

    Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребёнок во время увлечённой игры на компьютере. Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: у ребёнка в игре создается иллюзия овладения миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность. Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

    Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

    1. Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).
    2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
    3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
    4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
    5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
    6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.
    7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
    8. Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
    9. Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание.

    Технический прогресс не стоит на месте, и современные дети легко обращаются с новой техникой и также легко эта новая техника затягивает их в свой мир. Задача взрослых не позволить этому виртуальному миру заманить детей и сделать из них бездушных, безвольных, одиноких и равнодушных людей. Покажите ребёнку всю красоту, привлекательность, загадочность и непредсказуемость окружающего мира.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Первоклассник и компьютер"

    Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши гостиные, спальни, а иногда даже на кухне можно встретить компьютер в соседстве с телевизором. Если же пока в комнате вашего ребенка к...

    Родительское собрание "Дети и компьютер"

    Материал содержит разработку  родительского собрания "Дети и компьютер", а также анкеты, буклет,  тесты для родителей....

    Родительское собрание «Телевидение и компьютер: друг или враг?"

    Материал поможет провести родительское собрание в начальной школе....

    Презентация к родительскому собранию "Дети и компьютер"

    Презентация к родительскому собранию "Дети и компьютер" раскрывает вопрос влияния компьютера на здоровье, развитие, жизнь ребёнка....

    Родительское собрание в начальной школе на тему: «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»

    «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»Цель выступления – познакомить родителей с влиянием телевизора и компьютера на здоровье детей.Задачи собрания: учить  родителей анализирова...

    Родительское собрание( 1класс ) "Компьютер и дети"

    Данное родительское собрание помогает родителям найти приёмы, способы, пути  борьбы с компьютероманией, даёт рекомендации, как компьтер сделать другом ребёнка, знакомит с правилами работы с компь...

    Родительское собрание в 1КЛАССЕ. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.

    Третье собрание. Тема: Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника....