Современный бальный танец в жизни современного человека
статья по теме

Описание значимости бальных танцев в воспитании школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Современный бальный танец в жизни современного человека

Оглавление

Введение        

Глава 1: Из истории бального танца        

Глава 2: Бальный танец как средство воспитания        

Заключение        

Список литературы        


Введение

Термин - «бальный танец» появился вследствие интереса к танцам в быту в эпоху Возрождения. Многие связывают его с названием танцевальных залов, для которых приспосабливались помещения.

Бальные танцы исполняются на специальных вечерах, в клубных учреждениях, в специальных школах, кружках, студиях. Танцевальная образованность и воспитанность наполняют атмосферу вечеров и праздников чувством дружбы, товарищества, взаимного уважения, увлечённости, радости творчества.

Всё это свидетельствует о том, что школами и коллективами, в которых обучают бальному танцу, решают важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык искусства. А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного.

Исполнение бальных танцев предполагает также определённый уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки.

Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения бальных танцев.

Цели автора работы:

•        Рассмотреть историю возникновения бального танца

•        Анализ влияния бального танца на уровень воспитанности младших школьников.

Глава 1: Из истории бального танца

Бальный танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определённом этапе расслоения общества на классы появились салонные, или бальные, танцы.

Первые танцевальные каноны и светские танцы возникают в 12 веке, в эпоху средневекового Ренессанса — расцвета замковой рыцарской культуры. До 16 века бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра. С возвышением городов, возникновением университетов открывается новая страница искусства средневековья. В этот период окончательно отшлифовываются и танцевальные выразительные средства. В танцах появляются лёгкие прыжки и повороты, их характеризуют более быстрый темп и изящество поз.

В середине 18 века парные танцы уступают место массовым. Особенно подвижными были танцы, появившиеся после французской буржуазной революции.

В 19 веке сохраняются многие танцы прошлых веков. 19 век - время массовых бальных танцев. Всё больше начинают входить в моду балы, маскарады. Ведущее место в 19 веке принадлежит вальсу. Проникновение вальса на балы шло постепенно. Известно, что вращательное движение в танцах появилось задолго до специальной вальсовой музыки.

Появление вальса отвечало новым нормам общественной жизни. Это был лёгкий, непринуждённый танец, дававший большую возможность импровизации, потому он и полюбился широким кругам городского населения, которым был чужд придворный этикет. Но долгое время церковь и светские власти запрещали исполнение даже самых элементарных фигур вальса: в близости танцующих, в соединении рук они усматривали безнравственность. Вальс разрешалось исполнять только на свадьбах. Родился и расцвёл вальс в Вене, но в разных странах этот король танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс — мазурка и т.п.

Указ Петра I об Ассамблеях (1827 год) положил начало публичным балам в России. Этот указ обязал придворных устраивать поочерёдно у себя в домах открытые собрания. На ассамблее можно было поиграть в шахматы и шашки, побеседовать со знакомыми, а главное - потанцевать. В 19 веке бальный танец в России занимает прочное место в программе воспитания: преподавание ведётся во всех крупных учебных заведениях, окончательно формируется русская школа бального танца и утверждаются педагогические принципы русских учителей.

В настоящее время продолжается процесс формирования советской школы бального танца. Процесс сложный, но естественный и закономерный.

Сложившиеся в нашей стране стиль и манера исполнения бальных танцев соединяют в себе такие черты, как простота, благородство и жизнерадостность, с элегантностью и изяществом. Это проявляется как в исполнительском стиле, так и в характере танцевального образа.


Глава 2: Бальный танец как средство воспитания

Бальный танец играет немаловажную роль в воспитании молодёжи. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средство музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Освоение бальных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определённой тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Особенностью танца является гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц.

Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому целесообразно организованному грациозному движению.

Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятие бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятие танцем помогают воспитывать характер человека.

Бальный танец — одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Человек, который хорошо танцует испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умений владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па. Всё это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение.

Бальный танец является эффективным средством организации досуга молодёжи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии молодёжи, наполняет её бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище. Бальный танец выступает также как средство массового общения людей, даёт возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться. Танец несёт людям радость, украшает их жизнь и быт. Это делает интерес к бальному танцу неизменным.


Заключение

Практическая значимость бальных танцев заключается прежде всего в воспитании школьников. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувства ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Активным, творческим побуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явления жизни и искусства - более зрелыми.


Список литературы

1.        Васильево-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М. Искусство 1980

2.        Стриганова В.М. Современный бальный танец. Пособие для студентов, учащихся и руководителей коллективов бального танца. М. Просвещение 1990

3.        Уразгильдеев Р.Ф. История и сущность танцев. Пермь. Книжное издательство 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?"Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техн...

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени, ч...

Программа по современному бальному танцу

Для учащихся детских школ искусств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Современный спортивный танец"

Программа расчитана на детей с семи до одиннадцати лет. Срок реализации четыре года....

Мода в жизни современного человека

Конспект занятия Мода в жизни современного человека будет интересен педагогам дополнительного образования, учителям технологии. Представлен материал готовый к использованию....

«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».

Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4  класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой  преподобный Сергий Радонежский -...

Проект "Зеркальные иллюзии в жизни современного человека"

Проект "Зеркальные иллюзии в жизни современного человека"...