Профилактика вредных привычек у младших школьников
план-конспект урока по теме

Белова Лариса Сергеевна

Разговор на трудную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_o_kurenii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание
«Разговор на трудную тему»
Профилактика вредных привычек у младших школьников
Цель:
Объединить усилия семьи и школы в профилактике вредных привычек у младших школьников.
Форма:
Мастерская общения. 
Участники:
Родители, классный руководитель.
Подготовительный этап:
Анкетирование учащихся и родителей по проблеме собрания.
Оборудование, оформление:
плакаты, информационные материалы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
План
1. Возрастные особенности, психологические факторы, способные спровоцировать риск раннего приобщения детей к одурманивающим веществам.
2.
Роль семьи в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста.
З. Обмен опытом
семейного воспитания, рекомендации родителям.
Информация для классного руководителя
Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Взрослые уверены, что ещё рано беседовать со своими детьми на такую трудную тему. Однако современные исследования свидетельствуют, что к
7-9 годам мальчики и девочки неплохо осведомлены в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных налитков. Они неплохо представляют и то, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опята использования этих одурманивающих веществ у них нет. Эта информативность детей носит довольно противоречивый характер. С одной стороны, младшие школьники знают, что употребление алкоголя, курение, а тем более наркотики опасны для здоровья человека. Объяснить же, чем именно они опасны, дети, конечно, ещё не могут.
С другой стороны, они чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся сигаретой. В сознании ребёнка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс — одновременное присутствие противоречивых сведений об одурманивающих веществах. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю.
Ребёкку становится интересно, так что же на самом деле происходит? Опасны или не очень курение и алкоголь? многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь вышить немного пива.

Сегодня возраст начала наркотизма приобщения к одурманивающим веществам — постепенно снижается. Есть дети уже в 6-7 лет, попробовавшие алкогольные напитки за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в укромном месте. Существует убедительное доказательство того, что чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск, что в более <зрелом> возрасте у него возникнет пристрастие к ним.
Родителям необходимо быть более внимательным к своему ребёнку. Если у него возникают проблемы с учёбой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их немедленно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребёнка сформировался комплекс неполноценности, который может привести к тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего. Тут все способы <хороши>, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, взрослость, пробуя сигареты или алкоголь.
Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. дети часто, играя, копируют черты человека, который для них является авторитетом. Как правило, это люди старшие по возрасту. А поскольку взрослых ребёнок видит часто с сигаретой, то и воспринимает курение как атрибут взрослой жизни. В этом возрасте безусловным авторитетом для ребёнка являются его родители. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к пагубной привычке. Зачастую родители (папы, да и мамы) даже не пытаются прекратить курить в присутствии ребёнка. А дети оценивают ситуацию таким образом: если родители курят, ничего страшного в этом нет.
Ещё одна поведенческая реакция это демонстрация своей «взрослостью», отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Таким образом, родители должны уяснить, чтобы ребёнок нашёл другие, не опасные для него способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значимость, самостоятельность. Это может быть спорт, занятия техническим творчеством, помощь родителям по дому, забота о старших или опека младших в семье и т.д. не скупитесь на похвалы! дайте ребёнку шанс почувствовать себя хоть где-то успешным. Не забывайте замечать даже самые маленькие продвижения в учёбе!
Родители должны знать и о том, что есть определённые
психологические факторы, повышающие риск знакомства младшего школьника с одурманивающими веществами.
Так, в зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт.
для таких детей характерны неспособность длительное время сосредоточиться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, новых впечатлений. Поэтому такие дети легко могут попробовать алкогольные напитки, быстрее приобщаются к курению.
Особого внимания требуют в дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является постоянное стремление быть в центре внимания. Часто им не важно, их хвалят или осуждают — главное, привлечь к себе внимание. Чтобы как-то выделиться, они могут закурить, попробовать спиртное. Они больше, чем другие дети, подвержены внешнему воздействию, чтобы показать свою взрослость, могут совершить необдуманный поступок.
Говоря о психологических особенностях, учитель подчеркнёт, что они могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю и курению. Реализуется или нет эта предрасположенность, зависит от взрослых, окружающих ребёнка.
Следующий фактор, на котором следует остановиться особо, -
особенности семейного воспитания.

Важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых (так называемое воспитание по типу гипоопеки).
Причины гипоопеки может быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребёнком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне казалось бы понятная — загруженность на работе. Многие из опрошенных родителей с сожалением говорят, что на общение с собственным ребёнком они могут «выделить» 20-З0 мин. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребёнка, проверить уроки, проследить за чистотой одежды. А разговоры «по душам» со своим чадом уходят на второй план. В такой ситуации находятся многие семьи. И всё же это не тупиковая ситуация. Родители должны понимать, что успех воспитания зависит не только и не столько от количества времени, проведённого с ребёнком, а прежде всего от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребёнка, чем длительные нотации.
Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека, когда родители контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Привыкнув к постоянной опеке, ребёнок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному. Что делать родителям, если они узнали, что ребёнок пробовал курить?
Психологи советуют не делать необдуманных поступков, не паниковать. Некоторые родители предпочитают дать ребёнку несколько некачественных сигарет: «Пусть сразу выкурит столько, сколько сможет». Только вот за последствия такого «учения» никто не отвечает.
Самое главное — поговорите с ребёнком «по душам», попытайтесь понять, почему он решил закурить. Очень важна при этом доверительная атмосфера разговора. Психологи советуют во время такой беседы соблюдать ряд правил:
- Повернитесь к ребёнку лицом. Глаза взрослого и ребёнка должны быть на одном
уровне.
- Соблюдайте при разговоре минимальную дистанцию — сядьте рядом на диване,
отодвиньте стулья, приобнимите ребёнка.
- В беседе важно держать паузу. После каждой вашей реплики дайте ребёнку
возможность собраться с мыслями, понять свои переживания.
Важно, чтобы мальчик или девочка поняли, чем опасно курение для их здоровья. Попросите ребёнка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытывал при курении (он может рассказывать, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза). Объясните, что это явное доказательство того, что курение опасно для здоровья. Расскажите и том, что курение влияет на рост, внешний вид человека и т. д.
Дети должны понять, что родители очень расстроены, но за честным признанием не последует наказание. Пусть родители попросят ребёнка их успокоить, пообещать не совершать подобных поступков.
Нелишне будет напомнить родителям об опасности пассивного курения. Если в семье кто-то из родителей курит, то страдают от этого все члены семьи. Установлено, что курильщику достаётся около 25% «дымного букета», а вот 15% попадает в лёгкие окружающих.
В организме ребёнка молекулы, позволяющие, за счёт работы печени, лёгких, быстро освобождаться от токсичных веществ, только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в З раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Плохой сон, раздражительность, плаксивость — это всё реакции детского организма на табачный дым.
И всё же, чтобы максимально минимизировать влияние курения на ребёнка, можно порекомендовать курящим родителям следующее:
- В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка.
- Квартиру нужно часто и регулярно проветривать.
- Нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма.
Наибольшая концентрация запаха — в одежде курящего человека. Поэтому одежда ребёнка должна находиться в отдельном шкафу. Запах может накапливаться и в мебели. Не пренебрегайте частыми уборками квартиры с пылесосом. Важно научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей. Это касается и детей из некурящих семей. Ребёнок должен знать, что ему нельзя находиться рядом с курящими людьми. Он может выйти из комнаты, лифта, имеет право попросить взрослых прекратить курить в его присутствия. Объясните ребёнку, что если кто-то из его домашних курит, ему это делать ни в коем случае нельзя. Дайте понять, что у взрослых есть плохие привычки, например, курение, а вот избавиться от них очень непросто.
Продолжая разговор о профилактике вредных привычек у младших школьников, классный руководитель предложит родителям обсудить ситуацию: «Семья собралась за праздничным  столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами, и... в этот момент голос ребёнка: «Мама (папа), и я тоже хочу, дайте мне попробовать!»
После обмена мнениями, учитель может привести следующие статистические данные: около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома,
45% сделали это с разрешения взрослых.
Как показывают исследования, формирование алкогольных установок как позитивных, так и негативных происходит в младшем школьном возрасте. Известно, что ребёнок уже в дошкольном возрасте хорошо знаком с алкогольными семейными традициями. Положительное отношение к алкоголю формируется у огромного количества дошкольников и младших школьников.
Многие родители считают, что если ребёнок пробует алкогольный напиток, он удовлетворяет своё любопытство и алкоголь перестанет для него быть чем-то таинственным. Другая точка зрения родителей состоит в том, что если ребёнок постепенно осваивает традиции пятья, это, якобы, поможет предотвратить в дальнейшем неумеренное потребление алкоголя. «Пусть лучше попробует алкогольный напиток дома, под моим контролем. чем где-то на улице» - такое мнение бытует часто среди родителей.
Эти взгляды родителей чреваты далеко идущими последствиями. Родители должны осознавать, что даже самая незначительная, с точки зрения взрослого человека, доза спиртного может вызвать у ребёнка рвоту, тошноту, головную боль и другие негативные реакции.
Очень опасны и психологические последствия таких родительских экспериментов — в осознании ребёнка снимается внутреннее табу на употребление алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешённых, ведь алкоголь попробовать разрешили родители.
Таким образом, родители должны осознать, что ранний опыт употребления детьми алкогольных напитков неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья ребёнка и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкоголю в дальнейшем.
И всё же, стоит или нет приглашать ребёнка за праздничный стол во время семейных праздников? Конечно, ведь семейный праздник это прекрасная традиция. Но родители должны заранее объяснить ребёнку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему они помещают вырасти здоровым и сильным. Но у ребёнка обязательно должен быть свой, любимый напиток.

Психологи советуют родителям использовать следующий приём. Мама или папа может попросить ребёнка налить ему «его» сока, напитка и в тот момент, когда все остальные поднимают бокалы со спиртным, «разделить компанию» с сыном или дочерью. Только делать это нужно естественно, так, чтобы ни у кого не возникло сомнение в том, что вам действительно захотелось сока.
Благодаря этому приёму у ребёнка не будет формироваться представление об алкогольных напитках как о символе взрослости, и не возникнет ощущения собственной «неполноценностью («Всем можно, а мне нельзя»). Ведь взрослый предпочитает «его» детский напиток алкоголю. А значит, ничего особенного в алкогольных напитках нет.
Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да ещё близкий знакомый совершенно недопустимое зрелище для ребёнка, особенно если это отец или мать.
Завершая этот непростой разговор с родителями, классный руководитель подчеркнёт, что семья способна сформировать у ребёнка устойчивость
к пагубным привычкам, но вместе с тем, необдуманная, безответственная позиция родителей вполне может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.
Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у детей свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих детям возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркотизации. В первую очередь, это формирование у детей культуры здоровья. Научить ребёнка бережно относиться к своему здоровью, стоить гармонично свои отношения с окружающим миром важнейшая задача родителей.


Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку не попасть в беду
• Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьёй.
• Организовывайте семейные поездки, которые дети ждали бы с нетерпением.
• Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать.
• Больше доверяйте своим детям.
• Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы.
• Никогда не угрожайте детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотики, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!».
• Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения.
• Внимательно слушайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.
Памятка родителям «от ребёнка» 
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю: Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твёрдым со мной, Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
• Не полагайтесь на сил’ в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить; это ослабит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став <плаксой> и <нытиком».
• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне всё спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом гораздо позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и одобрения.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
• И кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Профилактика вредных привычек школьников"

Данное собрание нацелит родителей на здоровый образ жизни....

Профилактика вредных привычек в младшем школьном возрасте

Семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни - потребности и умения в самореализации...

Родительское собрание "Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста"

Цель родительского собрания: Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте, сформировать воспитательные подходы.Одна из самых актуальных проблем совр...

Родительское собрание.Тема: «Разговор на «трудную» тему» (Профилактика вредных привычек у младших подростков)

Материал поможет классному руководителю в проведении родительского собрания по  теме"Разговор на "трудную тему" (Профилактика вредных привычек у младших подростков)...

Методическое пособие по профилактике и коррекции вредных привычек у младшего школьника

Данное методическое пособие направлено на профилактику и коррекцию вредных привычек у детей младшего школьного ввозраста и предназначено для родителей и учителей начальной школы....