Главные вкладки

    Педагогическая диагностика готовности детей к школе
    статья по теме

    Мельникова Елена Алексеевна

    Педагогическая диагностика  готовности детей к обучению в школе  и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskaja_diagnostika_gotovnosti_detej_k_ob.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая диагностика

    готовности детей к обучению в школе

    и методические рекомендации

    по преодолению выявленных трудностей

    Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА

    1. Сущность и задачи педагогической диагностики

    В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

    Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллектуальной и личностной готовностью.

    Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем, запас ею знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение yстановить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие),   состояние   развития   образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицированного психолога никак не снимает острой потребности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Но учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при приеме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированное предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в I классе.

    Каковы же предпосылки успешного овладения языковой и математической грамотностью? Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние пространственного восприятия, в том числе осознание схемы собственного тела, состояние зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координации); соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухоречевой памяти, состояние словарного запаса и грамматического строя речи, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обучаемость ребенка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления). Кроме того, существует еще и некоторый минимум специфических элементов готовности к школьному обучению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных дочисловых представлений, овладение представлениями, лежащими в основе счета и самим счетом, хотя бы в пределах 6, представления об операциях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

    Большое число общих компонентов, определяющих готовность ребенка к обучению чтению, письму и математике, позволяет осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики и тем самым затратить минимальное время на получение необходимой учителю информации.

    Задания педагогической диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

    Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения фронтальной педагогической диагностики необходимо провести индивидуальную дополнительную беседу с теми детьми, которые допустили существенные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с помощью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает возможность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, "зону его ближайшего развития", т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это позволяет сделать заключение о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т.е. способность к усвоению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.

    Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

    2. Особенности проведения педагогической диагностики Педагогическая диагностика включает и себя два   взаимосвязанных  этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных, им рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.

    Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, так как целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

    Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребенка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования (см. ниже).

    При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

    1. Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

    2. На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть заранее подготовлены   рабочие листы  и   набор  карандашей:
    красный, синий, зеленый, желтый и простой.

    3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.

    4. Рассаживая детей, но местам, необходимо обратить, особое внимание на тех, кто плохо  видит или слышит.

    5. Работа начинается с краткого объяснения: «дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала тать следующее, не расстраивайтесь, оставьте задание и сразу переходите к работе над новым.  Будьте внимательны. Слушайте первое задание»

    6. Каждое задание дается в точном соотвествии с инструкцией, никаких слов "от себя добавлять не нужно.

    7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повтор текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.

    8. Переходить к чтению следующего задания: следует только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущее.

    9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".

            10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

    11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут (с учетом 3-5-минутной паузы).

    12. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!",
    Вижу, у вас все замечательно получается!"

    Второй этап педагогической диагностики  (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

    При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

    1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

    2. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше – если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы  они не вмешивались в беседу, не подсказывали, но комментировали ответы своего ребенка, не делали ему замечаний.

    3.        Приглашая ребенка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

    4. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

    5. Данные индивидуальной педагогической диагностики    результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи - необходимо сразу же заноешь в протокол обследования.

    6. Общая   продолжительность   индивидуального обследования не должна превышать 20 - 25 минут.

    В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, 'записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и г.д. ) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.

    Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.

    3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.

    2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

    1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе

    Данные педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

    3. Диагностические методики, определяющие готовность детей

    к школьному обучению

     Первый  этап - фронтальное обследование.

    Задание 1

    Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

    Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.

    Текст  задания: "Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание.  Вы  видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.»

     Оценка

    3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры и основном сохранены.

    2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

    1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

    0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

    В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу.

    Задание 2

    Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

    Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена черным цветом.

    Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

    1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

    2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.

    3. Возьми  зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее  закрасьте зеленым карандашом.

    4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".

    Оценка

    При оценивании данного задания за каждых 2 неверных шага снимается один балл из расчёта общих 3 баллов. К неверным шагам отностятся ошибки в направлении, счете, начале отсчёта. В случае, если клетки плохо  раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-

    Задание 3

    Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи.  Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

    Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.

    Текст задания: "Здесь вы будете вьполнять третье задание (указывается место для выполнения задания № 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание".

    "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке". (Текст задачи можно повторить)

    "В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине." (Текст задачи можно повторить)

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - выполнены верно обе задачи.

    2 балла - одна задача выполнена верно (и рисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), ее попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

    1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

    0 баллов - есть попытка решить одну задачу, по число кружков или квадратов неверно!

    Задание 4

    Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания термин*, "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание.

    Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры:

    Текст задания: "Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я начертил треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок(указывает рисунок к заданию №4) На своих листах найдите круг, найдите квадрат»

    1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
    2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
    3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
    4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".

    Оценка выполнения задания:

    3 балла — все выполнено верно.

    2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания.

    I балл - выполнен верно только I пункт задания.

    О баллов - задание не выполнено.

    Задание 5

    Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

    Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине один круг пустой.

    Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию № 5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один крут; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - сравнение проведено верно.

    0 баллов - сравнение проведено неверно. ' Сравнивая два множества (круги и треугольники), ребенок оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с требованием инструкции "Если кругов больше, дорисуйте еще один круг". Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребенка  точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, т.е. об уровне его произвольности.

     Задание 6

    Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.

    Материал для выполнения задания: на листе бумаги даны схематические изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и ворона), в другой 5 зверей (лиса, заяц, еж, кот и бобер). Между двумя рамками - белка.

    Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию № 6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию".

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связан с характеристикой класса.

    1        балл - линия проведена неверно.

    0 баллов - задание не выполнено (линия не проведена).

    Задание 7

    Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации, умения копировать заданный письменными буквами образец.

    Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: "Ann can play".

    Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.

    2        балла - достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы.

    1 балл - с образцом coвпадают  2 -3 буквы.

    0 баллов  -   каракули.

    Задание 8.

    Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

    Материал для задания: картинки: солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса,  роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один чист бумаги, под каждой нарисован флажок.

    Текст задания: "Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии  звук [с]. Первая картинка "солнце", в слоне "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|. поэтому не зачеркиваем кружок. Теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания".

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - правильное выполнение задания.

    2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.

    I балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з])

    0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [cl - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.

    Задание 9

    Цель: выявление степени овладения звукобуквенным анализом на уровне определения количества звуков в слове.

    Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава слова: Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.

    Текст задания: "Вы видите домики с разным количеством окошечек и рядом с ними картинки. Каждое окошко - это звук слова. Постарайтесь определить, какой картинке соответствует каждый из этих домиков. Вот, например, картинка "рак". В слове "рак" три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка. Попробуйте теперь продолжить работу самостоятельно".

    Оценка выполнения задания:

    3 балла - правильное выполнение задания.

    2 балла - наличие единичных ошибок.

    1 балл - наличие большого числа ошибок.

    0 баллов - неприятие задачи: полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

    На этом первый этап педагогической диагностики - групповое обследование - заканчивается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужно дать дополнительные задания в ходе индивидуальной беседы (второй этап педагогической диагностики - индивидуальная беседа) для выяснения причин допущенных ошибок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Презентация по теме "Педагогическая диагностика как условие дифференциации в начальной школе"...

    ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

    "Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы"

    Статья содержит обобщение и анализ накопленного опыта по проведению диагностических работ с 1 по 4 класс. Диагностика выполнялась по программе "УМК школа XXI века" (под ред.Н.Ф.Виноградовой)....

    Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

    Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования,  материалов  г...

    Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе

    Презентация к родительскому собранию по результатам проведения диагностики в 1 классе МБОУ СОШ с. Куймань 2012 г....

    Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

    Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на пр...