Адаптация первоклассников к школе
план-конспект урока (1 класс) по теме

Родительское собрание в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_pervoklassnikov_k_shkole.docx26.89 КБ
Файл adaptaciya_pervoklassnikov.pptx111.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Адаптация первоклассников к школе»

Педагог-психолог МБОУ ООШ№10 Буханец И.Г.

2 слайд

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

  1. Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием « готовность ребёнка к школе» и включает: адаптацию физиологическую и психологическую. Обе составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, работоспособности и состоянии здоровья первоклассника. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник.

3слайд

Поэтому родители должны помочь своему ребенку:

           вжиться в позицию школьника  (важно показать различие: школьник – не школьник).

  1. простроить режим дня школьника.
  2. ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
  3. научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  4. развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения.
  5. развивать учебную мотивацию.

               развивать навыки общения.

4слайд

По каким критериям можно определить, что ребенок успешно адаптировался к школе?

  1. удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  2. насколько легко ребенок справляется с программой.
  3. степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий
  4. удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

5слайд

Но еще можно выделить  признаки, свидетельствующие о том, что у ребенка адаптация проходит не очень гладко

  1. ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах
  2. ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно
  3. ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу
  4. в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует»
  5. в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест»
  6. в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится

Поэтому, уважаемые родители, вы должны очень внимательно следить за изменениями в поведении ребенка, ведь никто лучше вас не знает вашего ребенка.

6-7 слайд

Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить вам несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее актуальны. Попробуйте выполнять хотя бы их.

           

1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

2. Не торопите. Умение рассчитывать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок»и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» . Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте - это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.

8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь,то..», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудами.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

8слайд

Дорогие родители! Начало школьной жизни – очень непростой период  для Вашего ребенка. Поддержите его, дайте почувствовать поддержку, помощь и полное принятие независимо от того, успешен он в школьной деятельности, или нет.

Если вас что-то начинает беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассников

Слайд 2

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Слайд 3

Для первоклассников особенно важно помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). простроить режим дня школьника. ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь. научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. развивать учебную мотивацию. развивать навыки общения.

Слайд 4

Признаки успешной адаптации удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. насколько легко ребенок справляется с программой. степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Слайд 5

Признаки свидетельствующие о том, что адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко: ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует» в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест» в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится

Слайд 6

Памятка родителям первоклассников Будите своего ребенка спокойно. Не торопите. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок»и т.д Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку После школы не торопитесь садиться за уроки

Слайд 7

Не заставляйте делать все уроки в один присест Во время приготовления уроков не сидите «над душой». В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь,то ..» Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком Помните, что в течение учебного года есть критические периоды Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Слайд 8

Быть родителем - особое искусство. Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...