Родительское собрание «Как помочь ребёнку хорошо учиться?!»
методическая разработка (1 класс) на тему

Батурова Татьяна Владимировна

 

Как быть, если ребёнок не хочет учиться? Пожалуй, это самая сложная проблема. Действительно, если мы хотим, чтобы у него появились не только знания и умения, но и стремление познавать мир, готовность реализовать свои природные задатки, творческий потенциал, перед нами стоит задача создать условия, способствующие этому.

Для ребёнка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценку ребёнка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребёнку так важна ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.

Часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помним ли мы в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребёнка? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.s.kak_pomoch_rebenku_horosho_uchitsya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Брюховецкий район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 ст. Брюховецкой

муниципального образования Брюховецкий район






«Как помочь ребёнку хорошо учиться?!»

Родительское собрание.1 класс.











Учитель начальных классов МОУ СОШ №1: Т.В.Батурова

Ст. Брюховецкая. 2010год.

Как правило, школьные проблемы ребенка возникают вследствие ряда физиологических, социальных и психологических причин, связанных с состоянием его здоровья, особенностями личностного развития, недостаточной готовностью к обучению, неблагоприятными социально-бытовыми условиями.

Дам только один совет. Постоянно присматривайтесь к ребёнку: как изменилось его настроение с началом школьных занятий, не нарушился ли аппетит, спокоен ли сон; не жалуется ли он на усталость, головные боли, нет ли тошноты, головокружения; не начал ли ребёнок сильно потеть, краснеть или бледнеть, не появляются ли у него без явной причины слёзы, излишнее возбуждение, чрезмерная двигательная активность, проявления агрессии, злости, грубости, раздражительности или депрессии, вялости, апатии, равнодушия; нет ли у него признаков пугливости, тревожности, страхов; не начал ли он постоянно грызть ногти, сосать пальцы, заикаться; не появились ли у него непроизвольные подергивания век, мышц лица, шеи, ночное недержание мочи.

Всё это признаки внутреннего напряжения, невротизации, нарушения функционального состояния нервной системы. Значит,  требуется снижение учебной нагрузки, строгое соблюдение режима, контроль и коррекция состояния здоровья.

 Особенно важно внимание, чуткое и терпеливое отношение к ребенку со стороны взрослых. Помните, когда речь идёт о здоровье, имеет значение каждая мелочь! Ваша роль тут крайне велика. Если вы не скорректируете учебную нагрузку, не обратитесь вовремя к психотерапевту. Невропатологу – здоровье ребенка пострадает.

Но как быть, если ребёнок не хочет учиться? Пожалуй, это самая сложная проблема. Действительно, если мы хотим, чтобы у него появились не только знания и умения, но и стремление познавать мир, готовность реализовать свои природные задатки, творческий потенциал, перед нами стоит задача создать условия, способствующие этому.

Для ребёнка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценку ребёнка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребёнку так важна ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.

Часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помним ли мы в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребёнка? Мы ежедневно спрашиваем у него, что он сегодня получил. Хвалим и одобряем именно за хорошие оценки и совершенно не интересуемся тем, что ребёнок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно. О радости познания никто и не вспоминает!

Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребёнка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть нужно в чем-то пересмотреть собственные требования к ребёнку, отношение к его учебным занятиям, к организации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?

Напомню вам ещё одну особенность младшего школьника: любую работу он должен выполнять «на успехе». Поэтому так важно поддерживать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость. Психологи утверждают, что развивающим является только такое влияние, которое опирается на уже достигнутый результат (что он может сейчас сам) и учитывает зону его ближайшего развития (что он может выполнить с помощью взрослого). Однако у школьников даже одной возрастной группы этот уровень и зона ближайшего развития весьма различны. Н-р, одни ученики довольно быстро усваивают материал, другие – испытывают серьёзные трудности в обучении. Каждый работает в своём темпе усвоения нового материала. Его закрепления, выполнения самостоятельной работы в классе и дома. Несоответствие между фронтальным методом обучения в школе и индивидуальным характером усвоения знаний детьми от класса к классу обостряется. И основная причина этого – ориентация при обучении на средний темп усвоения детьми учебного материала. При этом развитие детей, у которых темп выше среднего, мы искусственно тормозим, а у других ребят, чей темп ниже среднего, развиваем стрессовую ситуацию. В результате и у тех и у других теряется интерес к учению. Вот здесь и необходима помощь семьи. Многие родители, так или иначе, занимаются с детьми: играют в шахматы, шашки, решают кроссворды, логические задачи. Всё это, конечно, хорошо. Но, к сожалению, чаще всего подобные занятия носят случайный, бессистемный характер.

Как помочь ребёнку научиться красиво писать.

Итак, можно выделить следующие предпосылки овладения письмом:

  1. Хороший уровень развития устной речи, произвольное владение ею, способность выделять последовательность звуков в слове по порядку;
  2. Сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений, иными словами, способность называть предметы, находящиеся справа или слева, умение показывать свою правую руку, левое колено, и т.д.;
  3. Развитие точных движений рук;
  4. Умение регулировать свои действия, применять волевые усилия.

Следует поощрять желание ребёнка работать руками, будь то помощь по дому, шитьё, вышивание, аппликация. Огромное значение имеет рисование различными материалами: красками, карандашами, фломастерами. Для развития ребёнка роль рисования трудно переоценить.

Приучайте ребёнка правильно сидеть при письме!

С первых дней работы ребёнка за столом следите за его посадкой. Научив малыша сразу сидеть правильно, вам не придётся потом переучивать его. Правильная поза, положение руки и координация движений позволяют сформировать технику письма, наиболее целесообразный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, чётким, быстрым.

Итак, перечислю основные правила и положения. (Показ с комментарием).

На первый взгляд все перечисленное кому-то может показаться несущественным. Но цена за невнимание к выполнению этих требований велика – искривление позвоночника, нарушение зрения. Лучше сейчас потратить силы и время на то, чтобы научить ребёнка сидеть правильно, чем тратить их потом на визиты к врачам и лечение.

Не менее важно научить ребёнка правильно располагать тетрадь на столе. От этого зависит не только качество письма, но и поза пишущего. Советую вам посадить ребёнка правильно и обвести на столе цветным мелком «Живопись» контуры тетради так, как она должна быть расположена во время работы.

Как правильно держать ручку? (Показ с комментарием).

Ручку нужно держать свободно, не зажимая её слишком крепко и не прогибая указательный палец, чтобы не увеличивалось мышечное напряжение.

Отрабатываем основные виды движений при письме.

Необходимо последовательно отработать с ребёнком навык рисования:

  1. Прямых вертикальных линий;
  2. Прямых горизонтальных линий;
  3. Прямых наклонных линий.

Важное умение – написание полуовалов: верхних и нижних, правых и левых, с разными направлениями движений.

Необходима отработка умений рисовать зигзаги, плавно передвигая руку по листу бумаги. Научите свободно передвигать руку по листу слева направо, правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья при рисовании и письме.

В процессе изучения элементов букв ребёнок должен освоить основные правила красивого письма:

  1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты, ширины;
  2. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки;
  3. Расстояние между буквами должно быть одинаковым;
  4. Все линии при письме должны быть параллельными;
  5. Прямые линии при письме должны быть ровными.

Письмо – сложный вид деятельности, и для первоклассника все не так просто, как кажется с высоты нашего опыта и знаний. Ваша задача – помочь ребёнку обрести уверенность в своих силах и возможностях, освоить процесс написания курсивных букв шаг за шагом, постепенно. Вы должны быть спокойным, терпеливым помощником.

Помогаем изучать родной язык.

           К числу стойких, повторяющихся ошибок могут быть отнесены:

  1. Замены букв, обозначающих сходные в произношении или восприятии звуки, а также замены букв, сходных по начертанию, или букв, начинающихся с одного и того же элемента;
  2. Пропуски гласных и согласных букв, слогов;
  3. Перестановки букв и слогов;
  4. Вставки гласных букв.

Современным детям трудно дается сам процесс письма, они допускают множество ошибок, пропуская, заменяя, вставляя «лишние» буквы. Почти треть ошибок – звуко-фонетико-графические. Объясняется это тем, что зачастую первоклассники все свое внимание, все усилия тратят на саму технику письма, на списывание текста. Родителям следует иметь в виду, что списывание не должно представлять собой механическое срисовывание букв, буквосочетаний, слов. В школе учат правильно списывать, помогают ему овладеть некоторыми приёмами действий в определённой последовательности. Если вы помогаете ребёнку выполнять домашнее задание, предложите вспомнить, что и зачем он должен делать:

  1. Правильно прочесть слово, предложение и понять его смысл;
  2. Обратить внимание на трудные слова;
  3. Сопровождать процесс письма послоговым проговариванием;
  4. Сверить свою запись с оригиналом (в книге или на классной доске).

Старайтесь до начала процесса письма предупредить все возможные ошибки. Н-р: «Это начало предложения. Пишу с заглавной буквы».

После написания работы ее нужно обязательно проверить по слогам. Будет очень хорошо, если ребёнок сам обнаружит ошибку, -  и сам ее исправит. В этом случае следует поощрить ученика, сказать, что он молодец, не ругать его за ошибку. Если ошибка не найдена, подчеркните слово или укажите строку, в которой она допущена.

Трудности при изучении математики.

Анализ школьной неуспеваемости показывает, что трудности в овладении математикой могут возникнуть уже на первом этапе обучения и, постепенно накапливаясь, приобрести устойчивый характер.

  1. Если ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий, требующих ориентировки на листе бумаги, предложите ему игровое упражнение «Путешествие клеточки» (показ с комментарием). Можно даже устроить семейные соревнования: чья клеточка быстрее закончит путешествие. Пусть ребёнок иногда выигрывает. Это придаст ему уверенность в собственных силах.
  2. Если вы работаете над устранением трудностей в решении задач, важно не упустить существенный этап в работе: представление содержания задачи в виде модели. (Показ с комментарием). Дети могут выкладывать или рисовать фишки. Условие составлять и записывать не нужно. Задачи со многими вопросами позволяют быстрее научиться ориентироваться в тексте, отбирать те числовые данные, которые необходимы для ответа на тот или иной вопрос. Приучайте ребёнка анализировать условие задач.
  3. Еще одна трудность связана с усвоением состава чисел. Такую работу следует проводить на протяжении всего первого года обучения. Её можно разнообразить игровыми упражнениями: «Засели домик», «Разложи в две ладошки». Для этого подойдут фишки, или счетные палочки.
  4. Стремясь помочь ребёнку первый десяток, можно возвратиться к использованию пальцев на руках как своеобразной счётной машине, которая всегда рядом.
  5. Одним из эффективных способов помощи в освоении сложения и вычитания является использование шкалы линейки. Важно, чтобы ребёнок умел быстро находить данное число на шкале линейки, чётко ориентировался в направлении отсчёта. Решение примеров с использованием линейки приучает детей внимательно относиться к знакам действия.
  6. Чтобы действия сложения и вычитания чисел были усвоены в пределах не только 10, но и 20, важно помочь ребёнку овладеть различными способами вычислений. Тогда при затруднении он сможет выбрать тот, который наиболее удобен для него.

Последовательность способов вычислений следующая:

  1. С использованием счетных фишек;
  2. С помощью шкалы линейки;
  3. С преобразованием числа в виде удобных слагаемых (прибавление или вычитание по частям).

       Разнообразить работу, направленную на прочное усвоение действий сложения и вычитания в пределах 20, можно с помощью игральных кубиков. Сначала используйте два обычных кубика, из детских настольных игр. Играющие по очереди бросают их и складывают выпавшие числа. Одно очко получает тот, у кого выпало большее число. Правила игры постепенно усложняются, и т.д. Элемент соревновательности, стремление выиграть являются стимулом. Чем игра оживлённее, тем больше увлекает участников, и тем успешнее решаются скрытые дидактические задачи, которые заложены в содержании игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

Сегодня наш разговор пойдет  о том, как  родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятель...

Выступление на родительском собрании. «Как помочь ребёнку хорошо учиться»

    Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родит...

Родительское собрание. Как помочь ребёнку хорошо учиться. Выполняем домашнее задание.

Конспект  родительского  собрания  во  втором  классе. Рекомендации  по  организации труда  ребёнка  дома. Особенности выполнения  домашних  зада...

Родительское собрание «Как помочь ребёнку хорошо учиться»

Родительское собрание в 1 классе на тему «Как помочь ребёнку хорошо учиться»....

Родительское собрание " Как помочь ребёнку хорошо учиться"

На собрании даются рекомендации, как помочь ребёнку осваивать учебный материал, оказывать помощь в обучении....