ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ: КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ
материал (1 класс) на тему

Ушкова Оксана Ивановна

Как работать с медлительными, активными, леворукими детьми, рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

[Введите название документа]

[Введите подзаголовок документа]

[Выберите дату]

Андреева


            ИНФОРМАЦИОННО—ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ                    

                                              СОБРАНИЕ  ПО ТЕМЕ :

             ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ: КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ.

Дата проведения:

Цели: повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по данному       вопросу; выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе, искать совместные пути решения проблем.

                                                             Подготовка к собранию:

                          -- продумать форму приглашения родителей;

                          -- оформить класс;

                          -- разработать анкету для родителей;

                          -- провести диагностику учащихся по сформированности навыков письма и чтения;                                      

                          -- выяснить причины трудностей;

                          -- разработать рекомендации для родителей относительно каждого ребёнка.

                                                                  ПЛАН СОБРАНИЯ:

                                1  Вступительное слово классного руководителя.

                        2 Знакомство с диагностиками детей.

                        3  Обсуждение групп риска.

                        4 Рекомендации родителям.

                        5 Оценочная анкета собрания.

                        6 Индивидуальные беседы с родителями.

                                                     СПИСОК ЛИТЕРАЕУРЫ:

  1. Как проводить родительские собрания в школе/ О. С. Олендарь.—М.:АСТ, 2005;
  2. Лекционный материал по курсу «ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»/М.М . Безруких;
  3. Гиперактивный ребёнок в школе/ О. Каунова—газета» Начальная школа», 17/2009;
  4. Родительское собрание. –газета «ПедСовет», 8/2оо5.

                                                                                  1

  Письмо и чтение --  базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Мы, взрослые, чаще считаем причиной трудностей «неспособность» , «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть и такие дети. Но чаще от того, как относятся взрослые к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.

    Школа, педагог, родители должны уметь помочь, уметь адекватно реагировать на проблемы трудностей обучения письму и чтению.

             Возникновение трудностей может быть связано с самыми разными причинами :

  1. Условия жизни и организации обучения (экзогенные факторы риска);
  2. Индивидуальные и возрастные особенности развития и состояния здоровья ребёнка (эндогенные факторы риска).

    Чаще всего влияние экзогенных и эндогенных причин –совместное, комплексное. Среди          комплексных факторов можно выделить особые группы риска:  

  1. Часто болеющие дети;
  2. Дети из социально неблагополучных семей;
  3. Медлительные дети;
  4. Гиперактивные дети;
  5. Леворукие дети.

                                                                                2

Остановимся на некоторых более подробно. Перед Вами лежат диагностики по сформированности навыков письма и чтения Вашего ребёнка, а так же результаты исследсваний по принадлежности Вашего ребёнка к одной из этих групп.

(знакомство с результатами диагностики)

                                                                               3

                                                   ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

  По мнению специалистов, почти 50 % детей страдают гиперактивностью. От чего испытывает трудности не только ребёнок, но и его окружение.

  Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность. Такие дети импульсивны, невнимательны. Эмоциональная неустойчивость и агрессивность ребёнка часто приводят к конфликтам в семье и школе.

  Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей (диагноз «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА  ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ» ставится , если не менее 8 признаков проявляются в поведении ребёнка постоянно) :

  1. Недостаточно внимателен к деталям;
  2. С трудом удерживает внимание;
  3. Как бы не слушает говорящего;
  4. Не может довести дело до конца;
  5. С трудом организует свою деятельность;
  6. Избегает выполнения заданий;
  7.  Теряет предметы;
  8. Отвлекается на внешние раздражители;
  9. Всё забывает;
  10. Совершает беспокойные движения кистями и стопами, крутится;
  11. Не может усидеть на месте;
  12. Чрезмерно разговорчив;
  13. Всегда «заведён», «как будто внутри мотор»;
  14. Носится и лезет куда –либо, когда это не разрешается;
  15. С трудом может тихо играть;
  16. Выпаливает ответы;
  17. Прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

  РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ                                     ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

  1. Не допускайте грубости, злости в отношениях с ребёнком, к этому привыкают;
  2. Не разговаривайте между делом; извинитесь, если не можете отвлечься;
  3. Научите ребёнка обращаться за помощью;
  4. При объяснении заданий Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой; инструкция – ясной и однозначной: ребёнок не поймёт сложных заданий и длинных предложений; в инструкции должно быть понятно каждое слово;
  5. Не начинайте говорить , пока не убедитесь, что ребёнок слушает Вас и смотрит Вам в глаза;
  6. Не акцентируйте внимание на неудачах; ребёнок должен быть уверен, что трудности преодолимы, а успех возможен;
  7. Следите за правильной посадкой, положением тетради и ручки;елесообразно разделить большое задание на части и к каждой давать новую инструкцию; не приступать к выполнению последующей части не закончив с предыдущей;
  8. Если что –то из работы необходимо отложить до завтра, стоит записать это задание;
  9. Подбадривайте ребёнка по ходу выполнения задания;
  10. Во время отдыха используйте игры для гиперактивных и агрессивных детей.

   

                                                  МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК

   Медлительные дети –особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Таких детей примерно 10 –20%. Это дети, у которых в 1,5 –2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий (письма, чтения). Но качество выполнения может быть высоким.

   Медлительность –это индивидуальная особенность человека, особенность нервной системы.Такого ребёнка нельзя заставить читать и писать быстрее, с возрастом скорость может увеличиться, но всегда будет меньше, чем у сверстников. Даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребёнка на школьные успехи.

                             РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ВЫПОЛНЕНИИ                             ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ МЕДЛИТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ:

  1. Относитесь к медлительности ребёнка спокойно , без раздражения; помогите сделать что –то , терпеливо ждите;
  2. Ребёнок боится одиночества. Будьте его другом, партнёром, не оставляйте одного в комнате;
  3. Продлёнка –не для медлительного ребёнка. После школы лучше побыть дома, в спокойной обстановке. Не ограничивайте ребёнка временем на отдых;
  4. Между выполнением заданий делать паузы на отдых;
  5. Не предъявляйте чрезмерных требований;
  6. Скорость работы мало зависит от медлительного ребёнка. Торопить , подгонять его не только бесполезно, но и вредно.  

                                              ЛЕВОРУКИЙ  РЕБЁНОК

           Практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукость не является признаком особых способностей. Леворукие дети ничем не отличаются по своим психологическим особенностям от праворуких.                            

                                                      Можно определить 2 вида леворукости:

        Г Е Н Е Т И Ч Е С К А Я                                              К О М П Е Н С А Т О Р Н А Я

( в семье есть левши, ребёнок                               (паталогия при беременности или

       Развивался нормально)                                           родах, травмы правой руки,

                                                                                          Отсутствие семейного левшества)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ЛЕВОРУКИМ РЕБЁНКОМ:

  1. Не допускать ситуаций, когда ребёнок нервничает, волнуется, спешит. Это ведёт к нарушению письма и ошибок при чтении;
  2. Леворукость  --не ущербность, это особенность вашего ребёнка;
  3. Не укоряйте за неудачи в письме, не «тренируйте» в написании букв;
  4. Не требуйте безотрывного письма, не торопите;
  5. Рекомендуется проговаривание при письме;
  6. Следите за посадкой и правильностью держания ручки.

       При преодолении трудностей важна не только работа педагога, но и сотрудничество с родителями, которое при систематической и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны.

         Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Нужно знать как организовать занятия , как взаимодействовать с ребёнком. Главные условия при оказании помощи –наличие времени, терпение и вера в успех.

   

   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПИСЬМЕ И ЧТЕНИИ:

  1. Работать регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;

  1. Начинать занятия следует с 20 минут. Трудность и сложность следует уменьшать;

  1. Занятия можно отменить, если ребёнок устал или произошли какие –то события;

  1. Во время занятий должны быть паузы для отдыха;

  1. Для занятий брать лёгкие упражнения, с которыми ребёнок справится. Использовать принцип положительного подкрепления: «У тебя всё хорошо получилось».

  1. Нужны периодические встречи с учителем по осуждению тактики работы на следующий период.

  Особенно эта работа необходима когда ребёнок какое –то время не посещает школу (например, по болезни).Отсутствие психологических трудностей, влияние большого коллектива, режима, значительных нагрузок позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий. Индивидуальная работа даёт ещё и возможность учесть все особенности ребёнка.

                    Уважаемые родители! Ещё раз ознакомьтесь с рекомендациями.

                                          Ответьте на вопросы предложенной анкеты.

                                                                    5

                               

                                ОЦЕНОЧНАЯ АНКЕТА ПОСЛЕ СОБРАНИЯ

  1. Ваше мнение о проведённой встрече:

    Бесполезная ____                                        Полезная ___

    Ваше разъяснение_____________________________________________ ________________________________________________________________

  1. Ваше мнение о предоставленной информации:

     Бесполезная___                                           Полезная__

     Ваше разъяснение______________________________________________

________________________________________________________________

  1. Согласны  ли  Вы с мнением классного руководителя относительно Вашего ребёнка:

     Да____                                                            Нет___

     Ваше мнение_________________________________________________



  1.  Как Вы думаете, благодаря этой встрече будет ли Вам проще справляться с проблемами ребёнка возникающими в учёбе:

      Да ___                                                            Нет ___

     Ваше разъяснение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваше пожелание классному руководителю :_____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребёнку хорошо учиться"

Родительское собрание на тему: " Как помочь своему ребёнку хорошо учиться "  разработано  с целью интеграции усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащих...

Родительский лекторий "Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом

сДанный материал поможет сформировать  у родителей представления  о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....

Работа над скоростью чтения. Как помочь своему ребёнку?

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился? Учёные доказали, что скорость чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость....

Рекомендации для родителей и как помочь своему ребёнку в изучении английского языка.

Рекомендации для родителейКак родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знаетЗнание английского языка в наше время открывает двери в лучшие вуз...

как помочь своему ребёнку

Как помочь своему ребенку в школьные будни?1. Не требуйте от школьников хороших отметок. Лучше проявите к нему больше внимания. Замените вопрос: «Какую отметку ты сегодня получил?» на «Что нового ты с...

Родительский лекторий "Школьные трудности или как помочь своему ребёнку"

План родительского собрания:1.      Понятие «Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 2 класса2....

«Школьные трудности или как помочь своему ребенку»

Причины возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе. Школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников. Рекомендации родителям по о...