Часть 1. Ребёнок и компьютер."От общего к частному". Родительское собрание.
методическая разработка по теме

Презентация включает материал на волнующую родителей, педагогов, врачей и психологов тему - "Как сберечь здоровье детей, активно пользующихся компьютером". Не секрет, что количество учащихся с проблемами зрения увеличивается. Материал презентации позволит в доступной форме рассказать родителям и ознакомить их с профилактикой близорукости и дальнозоркости; поможет понять причины  возникающих у ребёнка психологических проблем. Некоторые слайды можно использовать при проведении занятий по ОБЖ и классных часов по теме здоровьесбережения учащихся. К презентации прилагается памятка "Упражнения для глаз", разработанная указанной в ней группой врачей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От общего к частному

Слайд 2

Компьютер и здоровье ребёнка Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, дет и, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.

Слайд 3

→ В различной литературе можно найти разные требования относительно времени работы за компьютером детей определенного возраста. Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. → Точного ответа нет, это зависит от типа личности ребенка – у одного утомление после работы за компьютером наступает через полчаса, у другого – через 10 минут, а третий вообще может отказаться от него.

Слайд 4

Необходимо учитывать особенности личности ребёнка: медлителен он или быстр, впечатлителен или заторможен, уверен в себе или нет и т. д. Нужно понаблюдать за ним, его реакциями и поведением после окончания работы и можно будет определить, время для работы за компьютером. Нормативы для детей: Дети здоровые: Средние ограничения по времени приблизительно таковы: в 3-4 года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут; в 5-6 лет – от 20 до 35 минут; в 7-8 лет – от 40 до 60 минут.

Слайд 5

Нормативы для детей: г руппы риска по зрению; с хроническими заболеваниями, с заболеваниями нервной системы. Д олжны работать за компьютером не более 10 минут в день; не чаще двух раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

Слайд 6

п равила, сохраняющие здоровье : работать за компьютером дважды в день ( например, два раза по 30 минут ); наличия перерыва между сеансами не менее двух часов; первый раз заниматься с утра, а второй - после обеда; не заниматься перед сном; ограничивать работу вечером; нельзя позволять вечером играть в динамичные игры - эмоциональное напряжение может негативно сказаться на сне - ребенок долго не будет засыпать. занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями. Общие

Слайд 7

Компьютер в доме … Исследованиями установлено: Излучение от компьютера находится на уровне фона земли . С боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. Изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26 ° -27 ° , относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода – увеличиваться. Воздух ионизируется, увеличивается число положительных (тяжелых) ионов. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути ( появляется покашливание из-за повышенной сухости слизистых ).

Слайд 8

2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром. 3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. 5 правил безопасности: 1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

Слайд 9

5 правил безопасности: 5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха. 4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

Слайд 10

Следует помнить ... У младшего школьника: продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития, интенсивные преобразования претерпевает такая важная для обучения функция - произвольное внимание, формируется нормальная зрительная рефракция глаза: аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно.

Слайд 11

Глаз, глазное яблоко имеет почти шаровидную форму примерно 2,5 см в диаметре. Он состоит из нескольких оболочек, из них три — основные: Глаз фокусировка вдаль Схематическое представление механизма аккомодации. фокусировка на близкие предметы склера — внешняя оболочка, сосудистая оболочка — средняя, сетчатка — внутренняя.

Слайд 12

Аккомодация Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление, приноровление ) — приспособление органа либо организма в целом к изменению внешних условий. Для зрения - это изменения преломляющей силы оптической системы глаза для ясного восприятия объектов, расположенных на разном расстоянии. Схема аккомодации глаза: ▬ линия обозначает положение хрусталика в состоянии покоя; ▬▬ — при сокращении ресничной мышцы.

Слайд 13

Рефракция ( преломление лучей ) отражает способность оптической системы глаза фокусировать изображение предмета на сетчатке глаза. Различные нарушения преломления световых лучей в оптической системе глаза, приводящие к расфокусировке изображения на сетчатке, называются аномалиями рефракции. При аномалии рефракции острота зрения всегда ниже. Дальнозоркость (гиперметропия). Близорукость (миопия). Три вида аномалии рефракции Астигматизм.

Слайд 14

Близорукость и дальнозоркость обусловлены изменением длины глазного яблока. Близорукость. При миопии (близорукости) продольная ось глаза больше24,4 мм, поэтому лучи от далекого объекта фокусируются не на сетчатке, а перед ней, в стекловидном теле. Чтобы ясно видеть вдаль, необходимо перед близорукими глазами поместить вогнутые стекла, которые отодвинут сфокусированное изображение на сетчатку.

Слайд 15

Дальнозоркость. В дальнозорком глазу продольная ось глаза укорочена, т.е. меньше24,4 мм. Поэтому лучи от далекого объекта фокусируются не на сетчатке, а за ней. Близорукость и дальнозоркость обусловлены изменением длины глазного яблока. Этот недостаток рефракции компенсируется аккомодационным усилием, т.е. увеличением выпуклости хрусталика. Дальнозоркий человек напрягает аккомодационную мышцу, рассматривая не только близкие, но и далекие объекты. Аккомодационных усилий недостаточно и приходится надевать очки с двояковыпуклыми линзами, усиливающими преломление света.

Слайд 16

Дальнозоркость Близорукость без очков без очков с очками с очками

Слайд 17

Чаще всего при работе за компьютером страдает зрение ребенка, т.к. резко увеличивается зрительная нагрузка. При формировании зрительной рефракции глаза происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную. Если смотреть вдаль, то близкие предметы видны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Видеть одновременно одинаково ясно предметы, удалённые от глаза на разное расстояние, невозможно. Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи каждой его точки были сфокусированы на сетчатке.

Слайд 18

При наличии генетических предпосылок или условий зрительной работы, не соответствующих гигиеническим требованиям, возможно развитие близорукости. К этому могут привести неправильное освещение и длительная зрительная работа на близком расстоянии.

Слайд 19

Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы - чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.

Слайд 20

Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции Психологические аспекты. Даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников. Мало изученный аспект контакта ребенка с компьютером – психологический. Этот тип негативного влияния на ребенка особенно опасен.

Слайд 21

В ходе общения с компьютером детям приходится решать пространственные и логические задачи, которые постепенно усложняются. Нервно-эмоциональное напряжение. Для этого необходимо иметь достаточно развитое абстрактное мышление, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, за короткое время проявить все свои знания, умения, навыки. Э то требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана.

Слайд 22

Стадии компьютерной усталости: 3) об утомлении свидетельствует все, даже поза ребенка – он может откидываться на спинку стула, ездить на нем; 4) влияние на эмоции и нервную систему – ребенок излишне возбужден, он может кричать, подпрыгивать, пританцовывать, громко смеяться. 2) большая степень усталости, которая выражается в потере интереса к компьютеру; ребенок отвлекается, обращает внимание на окружающие его предметы; потеря контроля над собой, когда действия ребенка свидетельствуют об усталости, он может гримасничать, кричать, то есть быть раздраженным, однако от компьютера не отходит;

Слайд 23

Рабочее место Большое внимание нужно уделить правильной организации рабочего места. Если у ребенка проявляется подобное поведение, следует сократить время его нахождения за компьютером. Мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы

Слайд 24

Рабочее место Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см.

Слайд 25

Рост ребенка в см Стол Высота поверхности над полом, мм Стул Высота сидения над полом, мм 90 - 100 420 240 101 - 115 460 260 116 - 130 520 300 Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

Слайд 26

Подведём итоги. беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут - у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Слайд 27

Подведём итоги. 15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день! Таковы данные исследований. Доподлинно известно, что сегодня в домах, где родители не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном не 15 минут три раза в неделю, а ежедневно , и по многу часов! Ч то происходит или может произойти с ребенком, часами бесконтрольно просиживающим за компьютером. Дети близоруких (средней или сильной степени) родителей неблагоприятно реагируют уже через 10 минут. Без ущерба для здоровья ребенок может непрерывно работать за компьютером всего 15 минут, а дети близоруких родителей - только 10 минут.

Слайд 28

Подведём итоги. Предупредить переутомление можно, если: ограничить длительность работы ребенка за компьютером, Занятия на компьютере отнимают много сил и у взрослого человека, а дети устают еще больше. Нервное и эмоциональное напряжение и утомление зрения, накапливаясь со временем, отрицательно сказываются на последующей деятельности. проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Слайд 29

Возможно, кого-то из родителей шокируют рекомендации врачей и психологов - ведь для многих из них это попросту сильно меняет устоявшиеся домашние правила.



Предварительный просмотр:

        Людмила Леонова, член-корреспондент Российской Академии образования, доктор медицинских наук, профессор;
Людмила Макарова, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник;
Светлана  Савватеева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник.

                                                        Упражнения для глаз 

   Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому.

  Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!

    Есть  и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет не малая.

1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами: вверх-вправо-вниз-влево, и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично: вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

7.  Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер и ребёнок"(3 класс)

Польза и вред воздействия компьютера для детей младшего школьного возраста...

Родительское собрание "Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения"

Цель собрания: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером. Форма проведения: собрание – практикум....

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени, ч...

Родительское собрание "Ребёнок и компьютер"

Конспект-сценарий собрания, презентация, анкета для родителей....

Федеральный государственный стандарт начального общего образования? (ФГОС) Родительское собрание

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?  (ФГОС)...

Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах, конспект родительского собрания

Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.Задачи: Побудить родителей з...

Сценарий родительского собрания 2 класс. Тема собрания: «Просвещение родителей по теме «Компьютер и здоровье ребёнка»»

Цель собрания: - провести беседу с родителями по теме: «Компьютер и здоровье ребенка», обсудить плюсы и минусы использования детьми компьютера.Подготовительные мероприятия:- анкетиров...