Родительское собрание "Родителям о правах детей"
методическая разработка (3 класс) на тему

Василик Галина Васильевна

Родительское собрание «Родителям о правах ребенка» разработано для родителей обучающихся 1-4-х классов. Цель: расширение правовой компетентности родителей в области воспитания несовершеннолетних.
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно родитель, обязан знать свои собственные права и обязанности, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Однако, большинство родителей не имеют представления о существовании нормативно-правовых документов по защите прав детей и, тем более, об изложенных в них положениях и принципах. В связи с этим, перед образовательным учреждением встаёт задача по правовому просвещению родителей. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_pravakh_rebenka.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Родителям о правах ребенка»

Цель: расширение правовой компетентности родителей в области воспитания несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами по вопросам защиты прав и законных интересов детей.
  2. Способствовать усилению роли семьи в воспитательном процессе.
  3. Содействовать сплочению  родительского коллектива.

СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

  1. Вводная часть (5 мин.).
  2. Теоретическая часть (10 мин.).
  3. Практическая часть (20 мин.).
  4. Рефлексия (5 мин.).

  1. Вводная часть.

Педагог. Здравствуйте уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас всех. Сегодня у нас необычное собрание.  Мы поговорим на актуальную тему «Родителям о правах ребенка». Наше собрание будет проходить в форме семинара-практикума. Давайте знакомиться.

Упражнение «Знакомство».

Инструкция. Педагог предлагает родителям изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, зеленый. Педагог задает вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя - отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде. При этом, каждый участник называет свое имя, имена своих детей, возраст, и все что он хочет рассказать о себе и своих детях.

Упражнение «Мое настроение сегодня»

Инструкция. Родители, выражают свое настроение, используя для этого цветовую палитру: красный – настроение плохое, желтый – настроение не очень хорошее, зеленый – настроение хорошее. Объясняют, почему выбрали именно этот цвет.

Педагог. Хорошо, молодцы. Вот мы и познакомились с вами поближе.

  1. Теоретическая часть

Мини-лекция «Поговорим о правах ребенка».

Педагог. Сегодня мы говорим о защите прав и законных интересах детей. Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. О правах человека начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет.

Детство – надежда и будущее человечества. Ребенок  –  существо,  которому еще только предстоит стать человеком.  Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. 20 ноября объявлено Всемирным днем ребенка. Потому, что в этот день  в 1989 году была подписана Конвенция о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. На  территории  нашей  страны Конвенция  о правах  ребенка  вступила  в  законную  силу  15  сентября 1990  года. Это  значит,  что  наше  государство  должно  соблюдать  все  положения  данной Конвенции. Документ состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право:

  • статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества;
  • статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям;
  • статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации;
  • статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям;
  • статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг;
  • статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми;
  • статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту. На основе Конвенции разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения. Для развития механизма реализации прав ребенка в Российской Федерации принят ряд законодательных актов: Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Президентская программа «Дети России», Национальная стратегия  действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.

Основным нормативным документом в ОУ является Устав образовательного учреждения. В Уставе ОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Мы живем в правовом государстве, поэтому право – это то, что положено нам по закону, то, что мы имеем, не заслуживая и не зарабатывая.

  1. Практическая часть.

Сегодня на семинаре-практикуме мы постараемся закрепить наши знания и опыт практической работой. Для этого, уважаемые родители, необходимо разделиться на две команды.

1 задание. Игра «Волшебный сундучок».

Инструкция. Педагог предлагает из сундучка по очереди достать предметы символизирующие знакомые всем права человека:

  • Свидетельство о рождении (право на имя).
  • Сердечко (право на заботу и любовь).
  • Домик (право на имущество).
  • Учебник (право на образование).
  • Страховой медицинский полис (право на медицинское обслуживание).
  • Детская игра (право на отдых).

2 задание.  Деловая игра «Вопрос-ответ».

Инструкция. Педагог предлагает небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Родители должны выбрать правильный  ответ и поднять карточку с нужной цифрой.

  • Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
  1. педагоги
  2. родители  
  3. члены правительства
  • ООН считает человека ребенком от рождения до:
  1. 16 лет
  2. 18 лет
  3. 21 лет
  • Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права?
  1. таких различий нет
  2. национальная принадлежность
  3. состояние здоровья
  • На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
  1. на благотворительные организации
  2. на иностранных спонсоров
  3. на государство
  • Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
  1.  правильно организованный режим питания, занятий воспитанников
  2.  направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
  3.  создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
  • Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
  1. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
  2. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
  3. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
  • Назовите ФИО Уполномоченного по правам ребенка в Надымском районе?
  1. Воробьев Борис Юрьевич.
  2. Дюкина Яна Константиновна.
  3. Манк Владимир Вениаминович
  • Назовите номер телефона Уполномоченного по правам ребенка в Надымском районе?
  1. 53-33-43
  2. 53-14-56
  3. 52-43-46
  • Назовите номер телефона доверия Центра социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»?
  1. 52-16-55
  2. 53-64-55
  3. 52-30-30

3 задание. Упражнение «Ситуация».

Инструкция. Педагог предлагает каждой команде рассмотреть ситуацию и высказать свое мнение.

  • 1 ситуация. В нашем кинотеатре  идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя.
  • 2 ситуация. Ваня получил по математике «2», родители, узнав о полученной оценке, запретили ходить ребенку на спортивную секцию.

4 задание. Деловая игра «Правовые байки».

Инструкция. Педагог предлагает родителям извлечения из нормативно-правовых актов, регламентирующих защиту прав и законных интересов детей. Родителям необходимо поднять карточку  «да» или «нет».

  1. Защита прав и интересов детей возлагается на школу. (нет)
  2. Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке. (да)
  3. Обучающиеся в праве не выполнять устав общеобразовательного учреждения. (нет)
  4. Право жить и воспитываться в семье наступает с года. (нет)
  5. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). (да)
  6. Конвенция о правах ребенка принята ООН 20 ноября 1989 года признала ребенком каждое человеческое существо до достижения 16-летнего возраста. (нет)
  7. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. (да)
  8. Родители (законные представители) учащихся не обязаны соблюдать Устав школы. (нет)
  9. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. (да)
  10. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования…в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. (да)

  1. Рефлексия.

Педагог. Уважаемые родители! А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенному семинару. Как вы считаете, все ли удалось на сегодняшнем семинаре?

Игра «Собери солнышко»

Инструкция. На доске нарисовано солнце. На столе лежать лучики. Каждый родитель берет лучик, пишет право ребенка и с помощью магнита прикрепляет к солнцу свой лучик. Цветовая палитра: желтый - удалось, красный - не совсем удалось, зеленый - совсем не удалось.

Педагог. Ну, вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо за работу. Мы много с вами сегодня говорили о правах детей. Давай те прислушаемся к словам Белинского В.Г.: «На родителях, только на родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но, кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давай те же вместе будем делать наших детей человеками… ».  И помните, если ребенок смеется, значит, мы все сделали правильно!

Здоровья, удачи Вам  и Вашим детям!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 1-2-х классах. (Серия «Сердце отдаю детям») – Ростов н/Д: изд-во «Фенекс», 2004.
  2. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 3-4-х классах. (Серия «Сердце отдаю детям») – Ростов н/Д: изд-во «Фенекс», 2004.
  3.  Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Конвенция о правах ребенка: Конвенция  ООН. – М.: РИОР, 2007.
  5. Родительские собрания. 5 класс. /Сост. А.В. Ефимова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.
  6. Родительские собрания: 5 класс / Авт. – сост. О.В. Дюкина. – М.: ВАКО, 2008. – 256 с. – (Учебный год).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания с участием детей «Права ребенка»

План:1.      Знакомство с родителями.2.      Вступительное слово учителя по теме родительского собрания.3.      Выступление у...

Общешкольное родительское собрание "Права детей - ответственность родителей"

Собрание проводила  для родителей МБОУ "Селенгинская средняя общеобразовательная школа" в декабре 2013 года....

Родительское собрание "Права детей"

Родители в интерактивной форме знакомятся с правами детей....

Права детей - детям

Мероприятие представлено в виде игы, с элементами театрализованности...

Родительское собрание с участием детей «Есть ли права у ребенка?»

Доверие - основное правило.Всегда ребенку Вы говорите правду.Стараетесь быть примером для ребенка.Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.Советуйтесь с ребенком.Не обманывайт...

Сценарий родительского собрания с участием детей «О правах ребенка»

Сценарий  родительского собрания с участием детей «О правах ребенка»...

Родительское собрание "Права детей- обязанность родителей"

Родительское собрание направлено на ознакомление родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в различных документах, законах с целью пополнить знания родителей (законных представителей) о ...