Адаптация первоклассников к школе
статья по теме

Гусейнова Наталья Алексеевна

Речь идёт о подготовке ребёнка к школе, его благополучном переходе на новый этап жизни, адаптации к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе

(лекция для родителей)

       О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все родители. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.  

Трудно все:  режим учебных занятий с перерывами не когда хочется, а через долгих 35 минут, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сидеть в определенной позе, да еще так долго.

    Но первый год в школе – это и испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Порой родителям не хватает  терпения, спокойствия,  доброты. Из «добрых» побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов потому, что, находясь за порогом школы, не всегда понимают: приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему.

    Дети всем своим существом переживают это дисгармоничное время. По данным школьных физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают за едой. Неосознаваемая, но все же возросшая тревожность – естественная реакция всякого живого существа на новизну и резкие изменения привычного образа жизни – снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего могут участиться простудные заболевания, возрастают неврозы. Этот период привыкания к новым условиям и требованиям принято называть школьной адаптацией – переходом на новый этап жизни, следующую ступень психического развития, построением новой, школьной гармонии отношений ребенка и взрослых.

Очень важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были перемещающимися. Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает отличие прав и обязанностей от того, что было раньше до школы. Если вы сомневаетесь в правильности позиции учителя, то не следует говорить при ребенке о ваших сомнениях. Ваше негативное отношение к требованиям учителя только затруднит ребенку его самоопределение в статусе ученика ( ведь учительница для первоклассника всегда «самая-самая»).

      Сейчас в первом классе мы не используем отметки для оценки успехов детей потому, что непривычная отметка может стать сильным психотравмирующим средством, затрудняющим адаптацию ребенка к школе, создает комплекс неполноценности.

На будущее родителям надо не концентрировать внимание на оценке, а ценить в ребенке его желание учиться, его старание в работе, не сравнивать с другими детьми. Часто объективные причины ( недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, дефекты речи и т.д. не позволяют ученику достигнуть желаемого результата. И, конечно, не скупиться на похвалу.

   В первые недели, месяцы привыкания к школе может измениться поведение детей. У одних заметно чрезмерное возбуждение и даже агрессивность; у других – заторможенность, унылость, может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу.
Наблюдение за первоклассниками показали, что большинство( 56%) детей адаптируется в течение первых двух месяцев. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них хорошее настроение. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу 1-й четверти такие дети обычно осваиваются с новым статусом ученика.

    Второй группе (30%) нужно больше времени ( они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, не реагировать на замечания учителя. С освоением программы у них тоже непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится правильным.

   Третья группа (14%) – дети, у которых к трудностям у учебных делах прибавляются трудности поведенческого характера ( негативные формы поведения, выбросы отрицательных эмоций). Таких детей следует показать психологу и врачу психотерапевту.

Психологические нагрузки и перестройка жизни первоклассника реализуется и на физическом уровне. Физиологическая адаптация ребенка к школе проходит в три этапа.
Первый – когда на весь комплекс новых воздействий дети отвечают значительным напряжением практически всех систем организма. Эта физиологическая буря длится 2-3 недели; и только затем наступает второй этап – неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе тратится все, что есть, а иногда ив долго берется. Поэтому родителям надо помнить, какую высокую физиологическую цену платит каждый ребенок в этот период.

И, наконец, третий этап – этап относительно устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения.

   Надо помнить: трудности перестройки испытывают все дети, а еще надо делать оправку на слабое здоровье, и еще многое-многое, что может замедлять приспособление к школьной жизни.

    Итак, вывод может быть только один: не давление) чтобы скорее привык к учению), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых- только этим мы можем  помочь детям.

    О школьном стрессе начали говорить с середины 50-х г. И явление это от года к году проявляется с большей остротой. Под школьным стрессом понимают такое нарушение психического состояния школьника, которое выбивает его из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению здоровья.

    В начале школьных занятий двигательное возбуждение, или заторможенность, плохой сон, снижение аппетита наблюдается почти у всех детей. Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно считать вполне закономерной. А стресс возникает, когда комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребенка. Среди тех, у кого тяжело проходит адаптация к школе, - дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болевшие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, задержка функционального созревания ухудшает состояние нервной системы и обуславливает снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низку. Успеваемость детей, дальнейшее ухудшение их здоровья.
   Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни в течение всего учебного года. Они сохраняют хорошее самочувствие, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.
Однако в настоящее время среди первоклассников таких детей только 20-25%. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. И естественно, вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации к школьному режиму и учебной нагрузки у этих детей значительно возрастает.

   Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – это то, что есть; и быстро изменить в положительную сторону эти показатели невозможно.

Однако есть факторы, облегчающие адаптацию к школе всех детей. Зависят они от учителя и родителей, наиболее важные из них рациональная организация учебных занятий и правильный психологически и медицински обоснованный режим дня. Большинство родителей знает, что этот самый режим важен и необходим, но на практике бывает трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушением режима дня.

    А ведь режим не придуман врачами и педагогами – он основан на закономерностях, по которым живет организм.

Есть показатель, четко отражающий функциональное состояние организма – работоспособность. У первоклассника она снижается довольно быстро; об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство – защитная реакция организация ребенка: он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления. Как же изменяется умственная работоспособность? Закономерность ее динамики учитель и родители должны знать, организуя учебные занятия. При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, вырабатывание.       Затем наступает пик работоспособности, а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Если в этот момент не уменьшить нагрузку, работоспособность резко упадет.

При занятиях дома необходимо так же учитывать эти закономерности: дать время собраться, сосредоточиться. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, дайте ему передохнуть. Не забывайте: письмо и чтение – самые трудные занятия в первом классе, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов и т.д. В математике самое трудное – решение задач. Установлено: продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не более 8 мин. 7-8 лет – 10 минут. Оптимальная продолжительность письма 2 мин 40 сек в начале, 1 мин 45 сек в конце.
   Родителям необходимо знать начальные признаки утомления ( снижения работоспособности).
1)Снижается качество работы, повышается количество число ошибок.

2) Ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным.

3) нарушение координации движения проявляется в изменении почерка.

4) Ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут даже заснуть.

Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Учебный процесс в школе и дома не может вовсе не вызывать утомления, но он должен строиться так, чтобы предупредить возникновение переутомления! Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом, а переключаются на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое – это сказывается на росте и развитии ребенка. В конечном счете все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

   Что же такое рационально организованный режим дня?

Ребенок встал ( за час-полтора до школы), сделал утреннюю зарядку, позавтракал горячим. Пришел из школы на спаде работоспособности. Ему необходимо пообедать, отдохнуть на воздухе, в активных играх, с движениями. Для ослабленных детей лучшим отдыхом является полуторачасовой сон. Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов. Через 15-20 мин перерыв, физ. паузы. Телевизор 40-45 мин в день. Первокласснику необходимо спать 11,5 ч в сутки, включая 1,5ч. Дневного сна. (недосыпание сказывается на ухудшении памяти, внимания, работоспособности.

    Что же еще помогает организму справиться со школьной нагрузкой, сохранить высокую работоспособность? Прежде всего - это движение. Исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физ. упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечается несколько больше прибавка в росте, значительнее увеличивается жизненная емкость легких и сила мышц. Влияет это и на обмен веществ. Такие благоприятные изменения проходят потому, что укрепляется основа нашей деятельности – нервная система, повышается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В результате нервная система приобретает способность быстро приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности, не поддаваться утомлению. С приходом ребенка в школу двигаться он стал гораздо меньше. Даже в те дни, когда в школе проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%. Доказано, что для компенсации естественной биологической потребности в движении суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов. Как же набрать эти два часа? Это: утренняя гимнастика, физкультурные минутки во время приготовления урока, подвижные игры и самостоятельные физические упражнения. Очень хорошо, если ребенок посещает бассейн, или спорт секции.
   Благополучный переход на новый этап жизни требует построения новых отношений между родителями и детьми. В ту область домашней жизни, которая связана со школой     (утренние сборы, приход из школы, укладывание портфеля, а  несколько позже – выполнение домашних заданий), необходимо внести четкость школьных правил с самого начала, предвидя и предупреждая нежелательные формы поведения. Вернувшись из школы, ребенок, скорее всего, бросится играть и носиться, снимая напряженность и усталость, и, конечно, раскидывает форму, а про портфель вспомнит лишь перед сном. Подобные поступки становятся привычками, искореняются с трудом и порождают взаимные неудовольствия и раздражения. Лучшее средство от дурных привычек – их профилактика. Пойти на поводу у ребенка, снисходя к его усталости и занять обычную для бабушки позицию гиперопеки не менее опасно, чем предъявлять к действительно усталому и выведенному из равновесия ребенку жесткие требования, как это нередко делают слишком занятые на службе папы, привыкшие руководить.

    Недооценка возрастных возможностей ребенка столь же вредна для его развития, как и их переоценка. Не надо его собственные школьные дела делать вместо него, не надо от ребенка требовать и полной самостоятельности и ответственности. Сбор портфеля и уход за формой (а первые дня к этому и сводятся домашние дела первоклассника) стоит превращать в торжественный ритуал при участии кого-нибудь из взрослых.
Ваш ребенок вступил в возраст законопослушности и правило сообразности. Восхищаться правильностью этих правил и по возможности не иронизировать, всерьез уважая труд самоподчинения, - вот верное основание для взаимопонимания и эмоциональной общности с первоклассником в пору школьной адаптации.
Как скоро и как успешно ребенок приспособится к новой жизни, во многом зависит от вашего такта, сопереживания и терпения. Не осложняйте для своих детей и без того сложную пору школьной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...