Родительское собрание Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
материал (1 класс) по теме

Собрание проводится для родителей первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Роль семьи, родителей для развития

потенциальных  возможностей ребенка»

Форма работы: круглый стол.

Участники: родители одаренных детей; учителя начальных классов; школьный психолог.

Подготовительный этап: провести анкетирование одаренных детей,   обработать анкеты, изучить

психолого-педагогическую  литературу по данной теме, подготовить выставку творческих работ детей.

Оборудование: бланки анкет  для родителей; выставка творческих работ детей, научно-методическая литература по вопросу одаренности детей.

                                        План.

            1). Психологические особенности одаренного

                 ребенка.

                                 (Школьный психолог).

            2). Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

                 Советы родителям одаренных детей.

                                              (Учитель).

             3). Анализ анкетирования детей.

                                 (Школьный психолог).

           3). Анкетирование родителей «О талантах ребенка»

                                 (Школьный психолог).

           4).  Выставка творческих работ детей, обмен

               Мнениями, решение спорных вопросов.

                                 (Учитель).

           5). Рефлексия собрания, оценка родителями его

               результативности.

                                           

                                                                           

                                      Ход собрания.

        Учитель. Вступление.

       Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители. Вам повезло, что ваши дети неординарны, что они наделены удивительной способностью учиться, петь,  танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение

родителей к  неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка,

подчеркивать в нем его индивидуальность.

            Психолог.

1. Психологические особенности  одаренного ребенка.

Под термином «одаренность», понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающийся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том, или ином виде деятельности, творчества.

        Одаренных детей отличает повышенная познавательная деятельность, а также  готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное

упорство и трудолюбие. Но в то же время может оборачиваться  безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки  одаренности

связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремиться завершить начатое дело. Причем он  не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству.  Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

        Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных
способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.  Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.

        Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием  принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

         В заключение хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот настороженное поведение. Бывают так же случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные говорят о том, что одаренные дети, в большинстве своем, не отличаются болезненностью, или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются  неуместными  как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом радости и гордости. Единственное, что следует поощрять в ребенке,-

это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению  индивидуальных склонностей и проявлений.

Учитель.

2. Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

  • он очень любознателен;
  • любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
  • его речь очень развита, большой словарный запас;
  • во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда

    воспринимает уже готовый родительский ответ;

  • настойчив в достижении поставленной цели;
  • у него повышенные математические способности в сфере

    вычисления и логики;

  • может концентрировать внимание на интересующем предмете

    или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или

    наскучило;

  • обладает  богатой фантазией и воображением;

    рано определяет свое призвание, реально оценивает свои

    возможности, особенности характера;

  • его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия,

    игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других,

    подражая взрослым и т. д.-

    все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

          И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

      Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.           

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным — значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи — связи между родителями и детьми.

         Поэтому, родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как  можно чаще высказывать свои творческие идеи,  быть восприимчивым слушателем, одним словом понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

И.П. Павлов писал, что «дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда, необходимы одаренному ребенку для свободного развития, заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще  родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Советы родителям одаренных детей:


  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;


  • помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;


  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;


  • не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;


  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;


  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;


  • не забывайте уделять внимание физической активности малыша;


  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему,


учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;



считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка


3). Анализ анкетирования детей.

                                 (Школьный психолог).

4). Анкетирование родителей.

                                 (Школьный психолог).

5). Выставка творческих работ детей, обмен мнениями,

                 решение спорных вопросов.

                                 (Учитель).

6). Рефлексия собрания, оценка родителями его

               результативности.

Анкета для родителей «О талантах ребенка»

Ф.И.О. ребенка ________________________________

Оцените по трехбалльной системе интерес вашего ребенка к следующим видам деятельности.

Виды деятельности

Балл

Суммарный балл по разделу

Первый раздел:

- решает занимательные задачи, логические игры, головоломки;

- любит задания на смекалку и находчивость;

- стремится раскрывать различные закономерности

Второй раздел:

- любит рисовать, лепить;

-конструирует;

-играет в шашки или шахматы;

Третий раздел:

-любит физические упражнения, подвижные игры;

- танцует;

- пластичен;

Четвертый раздел:

-любит петь;

-играет на музыкальном инструменте;

-сочиняет мелодии;

Пятый раздел:

-любит читать;

-сочиняет рассказы, стихи, истории;

- с удовольствием занимается русским или иностранным языком

Шестой раздел:

-любит общаться;

- является лидером в играх;

- умеет сопереживать и понимать другого человека.

Укажите, какие качества  вы бы, хотели развить в своем ребенке?_____________________________________________________

Список использованной литературы:

 Прохорова С. Ю. Организация работы с одаренными детьми

в сельской начальной школе полного дня;

 Алоева М.А., Бейсова Е.В. Родительские собрания в 1-2

 классах.-- Ростов на Дону, «Феникс», 2004;

Рабочая книга школьного психолога/ под редакцией доктора

психологических наук  Дубровиной И. В.-- Москва, «Просвещение»

1991;

Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. – Москва,

1974;

Одаренные дети/ Общ. ред. Бурменской Г.М. и Слуцкого В.М. – Москва,

1991;

Психология одаренности детей и подростков/  Под ред.  Лейтеса Н.С. –

Москва,2000;

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей, Просвещение, Учебная литература, 1996.- 136с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде дея...

Родительское собрание для родителей одаренных детей. Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

План родительского собрания. Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»...

родительское собрание " Роль семьи в развитии возможностей ребенка"

родительское собрание " Роль семьи  в  развитии  возможностей ребенка"...

Родительское собрание для родителей одаренных детей: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренност...