Семья + школа = счастливый ребёнок
статья (3 класс) по теме

Тюрина Оксана Ивановна

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Прошедшее десятилетие было периодом построения новых форм государственности и экономики, основанных на принципах демократии, федерализма, рыночной экономики, уважения прав человека.

Семья как социальный институт общества особенно чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_shkola_schastlivyy_ryobyonok_tyurina.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тюрина О.И.

МОУ «Любинская СОШ № №3»

Семья + школа = счастливый ребёнок

Тюрина Оксана Ивановна

«Поистине воспитывать – это значит решать судьбу не только одного человека, но и всей державы».

В.Г. Белинский

За последние годы в России произошли  политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Прошедшее десятилетие было периодом построения новых форм  государственности и экономики, основанных на принципах демократии, федерализма, рыночной экономики, уважения прав человека.

Семья как социальный институт общества особенно чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Сегодня мы являемся свидетелями острых социальных противоречий и конфликтов, вызванных стремительным разрушением существовавших при социализме идеалов и ценностей, определённой ценностной анархии, дезориентации большинства людей в социальном пространстве.

Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытывала переход в новое качество жизни, неожиданно оказавшись в совершенно иных социально-экономических условиях. Институт семьи, лелеемый веками человеческим обществом, разваливается на наших глазах как карточный домик. Вместе с тем без семьи невозможно полноценно воспитывать человека. Семья – это малый мир, малое общество, которое наши православные предки величали « малой Церковью». Только в полноценной семье человек может быть по- настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". В семье впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он не случаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода.

Печально, что сегодня в нашем обществе не осознана закономерная взаимосвязь между здоровой семьёй и здоровым обществом. Это тем более парадоксально, если вспомнить, что именно России, с её исторически патриархально - семейным укладом принадлежат благородные мысли Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, П.Ф. Каптерева. Сегодня наше общество, к сожалению, не видит в семье нравственной силы, способной преобразовать и оздоровить духовную жизнь. Общественное сознание ещё не готово принять идею семейного счастья в качестве высшей человеческой ценности. А ведь семейная общность – единственная, с которой человек связан всю жизнь, и именно ей он обязан своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Человечество накопило такое богатство знаний, используя которые миллион семей могли бы стать счастливыми, но родители мало что знают об этом. Я считаю, что мы должны не только давать знания детям, но и учить их главному – искусству создания домашнего очага, умению передавать  педагогический опыт от поколения к поколению. Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания. На первый план должен быть выдвинут приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Исходя из выше сказанного, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу  ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий  характер «вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой стороны – целенаправленно формировать опыт и личные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Особое место в духовно-нравственном воспитании отведено начальной школе, так как именно в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У детей начинают интенсивно развиваться моральные нормы:  чувство товарищества, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.

Многолетние искания, изучения педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили мне создать особую воспитательную систему класса. Я,  как классный руководитель, стараюсь быть помощником и хорошим советчиком для родителей, помогаю приобрести опыт в воспитании ребёнка. И, конечно же,   создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия.

Как педагог со стажем, я стараюсь использовать различные формы работы с родителями: круглый стол, где каждый родитель может высказать своё мнение, задать интересующий вопрос, родительские чтения, родительские вечера,  родительские лектории, тематические консультации. Такие  формы работы помогают мне лучше узнать семьи и их проблемы, а родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребёнку; детям – получить правильное ориентирование, становление личности. Вместе с членами родительского комитета мы посещаем семьи, изучаем микросоциальную среду, в которой развивается подросток. С учащимися проводятся тренинги «Обучение жизненно важным навыкам», практикум «Я и жизнь», « Что бы я хотел изменить в своей жизни», « Как мне живётся в школе» и т.д.

Созданию духовно-нравственного и психологического климата в общешкольном коллективе способствуют праздники, конкурсы, проведению которых предшествует тщательная и длительная подготовка. Учащиеся вместе с родителями готовят подарки, благоустраивают кабинет, создают праздничную обстановку, организуют выставку творческих работ. С целью воспитания у учащихся глубокого уважения к родителям, повышения их авторитета, прошли мероприятия: круглый стол «Трудовая биография родителей», конкурс « Мама, папа, я - трудовая семья», спортивный праздник « Мама, папа, я -  спортивная семья», праздник «Это всё для вас, родные!», посвящённый 8 марта, конкурс для девочек « А ну-ка, девочки! А ну, красавицы!», КВН для пап « Мой папа лучший!», конкурс для мальчиков « Рыцарский турнир». Ежегодно проводится конкурс сочинений и рисунков на тему: «Моя семья», классные часы: «Расскажите о своей семье», на одном из которых ребята составляли древо семьи. Дети узнают о наиболее ярких фактах из жизни своих родителей,  о делах и подвигах дедушек и бабушек в годы Великой Отечественной войны, что приводит ребят к мысли о необходимости беречь честь семьи, честь фамилии. Такие мероприятия сближают родителей и детей, помогают им лучше понять друг друга. Эти праздники  становятся заметными и памятными событиями в их жизни.

Учащиеся моего класса принимают активное участие в благоустройстве и озеленении территории школы. Наша школа неоднократно занимала призовые места в районных конкурсах по благоустройству школьных территорий. В районном экологическом субботнике «За чистоту родного села» мои четвероклассники вместе со старшими ребятами  наводили порядок в центральном сквере нашего поселка. Каждый ученик следит  за порядком в своем  дворе, и поэтому звание «Образцовый двор», в основном,  присуждено тем домам, в которых проживают мои ученики.

Родители активно принимают участие в жизни нашего класса, поэтому осуществляется тесное сотрудничество с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений в подростковой среде, так как один из родителей работает в районном отделе милиции. Организуются профилактические беседы на тему «Поговорим об ответственности», «Ребенок и закон», «Об уголовной и административной ответственности». В рамках операции «Внимание, дети» прошла «Неделя правовых знаний», классные часы на темы: «Я и закон», «Законы нашей жизни», «Об ответственности детей», « Мои права и обязанности».  Правильно организованная деятельность всех структур предполагает ориентацию на индивидуальность, раскрытие возможностей ребенка, оказание ему комплексной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.

Успешно идёт  сотрудничество с работником школьного  медпункта, районной больницей. В течение года организуются встречи учащихся с педиатром детской поликлиники, с наркологом, которые выступают с лекциями по пропаганде здорового образа жизни. Совместно с медработниками проводятся мероприятия в рамках акции «Наше здоровье в наших руках», «Мы за здоровый образ жизни», конкурс плакатов и рисунков «Здоровью - ДА!», практические занятия по оказанию первой помощи.

Нравственно и физически  тяжело от реальной действительности, когда многим нашим детям сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Для меня становится наиболее важным пробудить в детях «доброе сердце», милосердие и сострадание,  научить чувствовать чужую боль. Поэтому ежегодное участие в акции « Забота» становится важным для меня и моих воспитанников. Ребята приносят книги, игрушки, учебные вещи, одежду, и это всё искренне, от чистого сердца.

Особую помощь семье в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении личности ребенка, отрыву его от улицы оказывают учреждения дополнительного образования. Содержание работы кружков, спортивных секций строго подчинено учебно-воспитательным задачам школы и направлено на формирование развития личности, на приобщение каждого ученика к любимому делу. Учащиеся моего класса  посещают кружки, спортивные секции, музыкальную и художественную школу. Ребята попробуют свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себя, не потерять заложенные природой творческие задатки. Занятия в кружках дают нужный эффект, повышается творческая активность учащихся, появляется инициатива, разнообразнее становится урочная и внеурочная жизнь школы, создается особый эмоциональный фон, складывается оптимистическое восприятие школы.

В классном коллективе  традиционно проходят посиделки с чаепитием, праздники именинников,  где  осуществляется неформальное общение детей. Школьники с большим интересом участвуют в праздниках «В гостях у сказки», «Здравствуйте, пожалуйста», «Путешествие в страну Читалию». Ежегодно проводится праздник «Неделя детской книги», читательские конференции, утренники, театрализованные представления. Все мероприятия проходят в доступной форме, с учетом возраста учащихся, это позволяет в системе решать проблему читателя, воспитывать культуру чтения.

В своей воспитательной работе стремлюсь приобщить детей к истокам народной духовности, возрождению православной семьи. Сентябрь и октябрь посвящаем праздникам Пресвятой Богородицы, объединяем одной идеей материнства и почитания родителей. Богородица-мать и заступница всех православных. В эти месяцы мы проводим православный праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы». Любимы детям праздники « Масленица пришла», « Пасха». Каждый год проходит конкурсы рисунков, поделок, посвященные Рождеству Христову, для маленьких и взрослых, рождественские викторины для детей и родителей, конкурс колядок. В нашей стране 15 мая отмечается День семьи». Теперь такой праздник мы проводим ежегодно, он объединил усилия семьи, родителей и учителя.

На протяжении этих  лет рядом со мной были родители моих учеников. Но они были не только моими партнёрами. Они стали для меня настоящими друзьями, старшими наставниками,  поддержку которых я чувствую всегда. Я благодарна им за их помощь, за поддержку, за тёплые слова. За эти годы было проведено много праздников, семейных вечеров, постановок спектаклей, были поездки в театр, цирк, музеи. Вместе мы делали жизнь наших детей интересной, содержательной и доброй.

Я уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить благодаря  искренности, взаимопониманию, взаимодоверию. Я благодарна судьбе за то, что отношения между мной и моими учениками, их родителями  – это радостная дружба, полная фантазии и доверия. Если дети видят моё открытое сердце, то с любопытством и интересом войдут в мир и начнут жить жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины. Я люблю свою работу, своих учеников и принимаю их такими, какие они есть, защищаю их с любовью просто за то, что они – дети! Идут дни, месяцы, годы, но всегда дети остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их  души, воспитать достойных граждан нашей страны.

Библиографический список:

  1. Начальная школа № 11, 2005, Родительская неделя – эффективная форма сотрудничества семьи и школы, М.Н. Григорьева.
  2. Начальная школа № 1,2008, особенности нравственного воспитания на уроках чтения, О.В. Шарапова.
  3. Как на самом деле любить детей, Росса Кэмпбелла, перевод с английского Р.Д. Гавич.
  4. Начальная школа № 7, 2008, Младший школьник и его ценности, Г.Ф. Гаврилычев.
  5. Начальная школа № 8, 2004, Семья + школа= счастливый ребёнок, И.И. Мартынов
  6. Начальная школа № 12, 2006, Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников, Н.П. Шитякова.
  7. Начальная школа № 12, 2003, Воспитание души, Л.М. Курганская
  8. Начальная школа № 3, 2004, Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений, Н. П. Иванова
  9. Начальная школа № 1, 2009, Содружество семьи и школы – залог успеха в воспитании здорового образа жизни.
  10. Начальная школа № 1, 2007, Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи, М.Н. Недвецкая.
  11. Начальная школа №7, 2004, Возможности курса « Гражданское образование» для семейного воспитания, Л. П. Васенёва