Готовимся к школе
статья (1 класс) на тему

Куцаева Елена Анатольевна

В статье, псвящённой проблемам предшкольной подготовки, раскрываются основные аспекты формирования умений и навыков, необходимых длля более безболезненной адаптации первоклассников. Даются практические рекомендации родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-gotovimsya_k_shkole-.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

                               ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

         На современном этапе модернизации образования проблема подготовки детей к школе занимает одно из важных мест как в развитии педагогической науки так и в гражданском обществе в целом. Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности его обучения  прежде всего определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности дошкольника к новой форме организации жизни и деятельности. Безусловно , важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
           
Личностная готовность состоит способности  находить контакт  со сверстниками в классе и учителями. Даже дети,  которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
            Умение ребенка общаться с одноклассниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые помогут  ему безболезненно  адаптироваться  в  новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

     
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит.У таких дети ей часто обучение происходит скачкообразно : успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет неаккуратно, второпях.  Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо формировать положительное эмоциональное представление о школе, уважительное  отношение к учителям, любовь к книгам. Личностной готовности к школе родителям следует  уделять особое внимание. В семье необходимо создать такую обстановку , чтобы малыш чувствовал себя уверенно в общении и со взрослыми, и со сверстниками, и ему хотелось идти в школу.
     
 Волевая готовность. Учёба в школе это напряженный труд. От ребёнка потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, необходимо  для соблюдения  школьного  режима, овладения  программой.
     Оформление основных структур волевого действия происходит у дошкольника к шести годам. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Естественно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
           Понимающие родители, которые понимают все особенности и нюансы формирования необходимых качеств личности ребёнка во время работы по дому комнату превращают в палубу корабля, космодром, сказочный терем, больницу, и тогда любые задания выполняются с удовольствием, без угроз и насилия. В шестилетнем возрасте  ребенок  уже может  анализировать собственные движения и действия и поступки. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности             Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей смелости преодоления трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии  дружеских и партнёрских взаимоотношений  между взрослыми и ребёнком.

     
Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. При исследователи способностей  дошкольников учёные установили, что шестилетний ребенок   способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Однако достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Но даже  не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и навязывание ребенку готовых  знаний. Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
             К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

         
Дети способны и  должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но когда рядом  нет понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому очень важно обсуждать с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задавать вопросы о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей. 
    Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
     Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении.
    Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

      Многообразие аспектов готовности ребёнка к школе не должно пугать прежде всего родителей будущих первоклассников. Вам, уважаемые мамы и папы, могут помочь учителя, работающие в группах  предшкольной  подготовки.

      На базе МБОУ СОШ №3 города Суража уже осуществляется обучение будущих первоклассников по специально разработанной программе, при создании которой были учтены возрастные,  психологические и физиологические особенности детей. Первый этап – пропедевтический – включает: введение в школьную жизнь, рисование и конструирование – как этап, предваряющий занятия письмом, занятия по развитию фонематического слуха.  Второй этап – собственно подготовительные занятия: с психологом – развивающие игры, развитие мелкой моторики руки, развитие речи и логического мышления.   Занятия проводятся  в здании дошкольного отделения, где располагаются и просторные светлые помещения для первоклассников. Оборудованы аудитории в соответствии с требованиями  ФГОС:  классная комната для организации учебной деятельности, спальня, зоны отдыха, раздевалка, санузел, туалетная  комната. Созданы прекрасные условия для осуществления внеурочной деятельности. Ребята с большим желанием, с интересом учатся, принимают участие в конкурсах, олимпиадах, участвуют в творческих праздниках.

     Мы с удовольствием занимаемся с детьми, посещающими наше дошкольное отделение,  и с радостью принимаем всех будущих первоклассников, которые хотят учиться в нашей школе. Ждём вас с нетерпением.

                       Принимаем мы детишек:

                       И девчонок, и мальчишек,

                       Тех, кто до шести дорос,

                       Кого мучает вопрос:

                        «Отчего и почему?

                          Ничего я не пойму…»

           Дорогие мальчики и девочки, уважаемые родители, пора в школу!

                                                                                                    Е.А. Куцаева

                                                                          учитель начальных  классов

                                                                             МБОУ СОШ №3 г. Суража

                                                                                 

                       

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Быть готовым к школе"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».  Венгер Л.А.Родительское собрание по теме «Быт...

Выступление на собрании в детском саду "Готовимся к школе вместе"

Предлагается выступление на родительском собрании в детском саду о подготовке ребенка к школе....

Родительское собрание: "Быть готовым к школе"

Цель родительского собрания:  создание  условий для включения  родителей будущих первоклассников  в процесс  подготовки ребенка к школе. Проведена  анкета, где ...

Готовимся к школе

Презентация о всесторонней подготовке ребенка к школе. Подготовлена и проведена педагогом Будерецкой И.В....

Готовимся к школе.

Игры для адаптации первоклассников к школе....

Готовимся к школе. Обзор некоторых дидактических пособий для дошкольников.

В настоящее время издаётся большое количество разных пособий для развития ребёнка. В книжном магазине бывает трудно сориентироваться и оценить книгу с точки зрения её качества и развивающего потенциал...

готовимся к школе...

http://uchit.rastu.ru/education/1/http://www.kindergenii.ru/http://www.7ya.ru/pub/prepare/...