Физическое и умственное воспитание школьников - определяем профиль таланта ребенка
методическая разработка (1 класс) по теме

В статье вы узнаете как опредилить профиль таланта ребенка - первоклассника, предотвратить перегрузку ребенка, развить его умственные и физические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_i_umstvennoe_vospitanie_shkolnika.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое и умственное  воспитание школьника – определяем профиль таланта ребенка.

                                                                                    Петлякова Э.Н.

Вашему ребенку 6 лет. До того дня, когда он станет первоклассником, остается не так уж много времени. Не много, но и не мало. И за это время можно успеть кое-что сделать, чтобы получше подготовить сына или дочь к школе.

Конечно, вы и раньше задумывались над тем, сможет ли он хорошо учиться, что нужно делать вам, чтобы подготовить сына или дочь к этому серьезному, новому для него труду. Теперь же это становится особенно важным. Успешное обучение во многом зависит от их физической, психологической, эмоционально-волевой, нравственной и умственной подготовки.

Физическое воспитание

Одним из условий успешной учебы ребенка является его здоровье. Поэтому родителям нужно охранять и укреплять здоровье детей, нервную систему, слух, зрение, голос, приучать к правильной осанке, учить хорошо двигаться.

Воспитанию здорового ребенка способствует правильно организованный режим его жизни. Режим укрепляет здоровье ребенка, организует его жизнь, приучает к распределению времени на занятия, игры, отдых, помогает воспитанию умения управлять своими желаниями, ценить время. В ритм жизни ребенка, готовящегося к поступлению в школу, должно быть правильное чередование подвижной, умственной деятельности и отдыха, пребывание на свежем воздухе 4–5 часов в сутки, сон продолжительностью 11 часов (10 часов – ночной сон и желателен дневной сон – 1–1,5 часа), питание ребенка 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и то же время.

Надо, чтобы спокойные занятия детей чередовались с движениями. Ничто так не утомляет, как однообразные занятия. Частые переутомления постепенно истощают нервную систему детей. Разумная организация необходима и для свободного времени ребенка; беспорядочная и шумная беготня не улице не только бесполезна, но и вредна. Детей нужно научить играть в коллективе.

Обязанность родителей – приучить ребенка к ежедневным занятиям утренней гимнастикой. Правильное физическое развитие обеспечивается также созданием соответствующих условий для различных видов деятельности детей.

Когда ребенок рисует, рассматривает картинки, требуется такая поза: ноги устойчиво стоят на полу, поясница опирается на спинку стула, локти лежат на столе, плечи приподняты. Ребенок должен быть приучен сам контролировать свою позу. Не менее важна нормальная освещенность места, где занимается ребенок. При плохом освещении мышцы глаза меняют форму хрусталика, что повышает внутриглазное давление, а это может привести к близорукости.

Ребенка необходимо научить самостоятельно быстро и аккуратно обслуживать себя (одеваться, есть, мыть руки, чистить зубы). Особое внимание следует обратить на детали туалета, с которыми должен научиться справляться будущий школьник (шнуровка ботинок, застегивание пуговиц и т.д.).

Умственное воспитание

В дошкольный период ребенок должен овладеть некоторыми специальными знаниями и навыками, которые обычно относятся к собственно школьным. Это –  навыки чтения и счета, знание элементарных математических зависимостей, ориентировка в родном языке, в окружающей жизни и природе. Это знания о нашей стране (как она называется, кто ее населяет, какой город является столицей). Как называется город, где мы живем, что есть замечательного в нем, где работают взрослые, о своей улице (адрес), семье (как зовут родителей и кем они работают), о школе, где ребенок будет учиться, о правилах уличного движения.

Ребенок должен знать наиболее часто встречающиеся в данной местности растения (деревья, цветы), животных, птиц, наиболее характерные признаки каждого времени года. Все это дети узнают от родителей во время прогулок по улицам родного города, на природу, из книг, которые им читают.

Дошкольника надо многому научить, иначе он окажется неспособным усваивать школьную программу. О том, чему учить и как учить написано немало. И все же родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать. Какую книжку прочесть, какую игрушку купить. И бедные дети – под давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд до неизвестных величин, заучивают наизусть длинные, непонятные им стихотворения и многое, многое другое.

Но что это даст для их психического развития – развития восприятия, мышления, самостоятельной речи?

Рассказывает доктор психологических наук:

Давайте присмотримся к такому ребенку. Оля добросовестно повторяет за бабушкой 1,2,3…,21,22,23…,31,32,33. Конечно, Оле это не очень интересно, но у нее хорошая память, а бабушка не скупится на похвалы и обещания: «Вот мама придет, мы ей покажем, какая ты умница, можно уже идти в школу!». И мама, вернувшись с работы, вторит ей: «Ах, какая умница–разумница! Завтра суббота, пойдем в Детский мир, я тебе новую куклу куплю».

Ну как тут не стараться? И бабушка с Олей стараются – считают уже до 50. Но вот мы приходим к Олиным родителям, и нам, конечно, демонстрируют чудо-девочку. Она бойко считает до 50, с нетерпением ждет восхищения окружающих. Однако я кладу перед ней 10 спичек и прошу посчитать их. Оля этого сделать не может – она повторяет названия чисел, совсем не глядя на спички.

«Сколько же тут спичек?» – продолжаю настаивать я.

– Давай пальчик, посчитаем. И ставлю Олин палец против первой спички. Но девочка меня не понимает, ей невдомек, что счет – средство определения количества, что все эти слова, которые она выучила и говорит «по порядку», имеют отношение к реальным предметам. Тогда я говорю: «Оля, давай поиграем. Я возьму 4 спички, и ты возьми столько же». И беру 4 спички. Она с удовольствием вступает в игру и берет все остальные (6). Оля не знает слова «столько же» – недовольно говорит мама, а бабушка и вовсе смотрит на меня, как на коварного врага. Но дело здесь не в слове; у Оли просто нет никаких количественных представлений, она не может действовать, даже подражая мне. Не менее печальное зрелище – знание ребенком букв, не связанных со звукобуквенным анализом слова, а тем более с умением составлять из букв слоги и слова. Такое знание может оказаться серьезным тормозом на пути к овладению грамотой. Но даже там, где таких грубых ошибок родители не делают, где ребенок посещает детский сад и действительно умеет считать до 10, сравнивать предметы по количеству и знает многое другое, набор знаний и сведений, полученных ребенком дома, оказывается таким разрозненным, что учителю очень трудно на них опереться. Конечно, бывает, родители заранее проходят с детьми программу первого класса, но и это далеко не всегда благо. Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: учить правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно научить действию.

Детей в 6-летнем возрасте интересует все происходящее вокруг них, они сами обращаются к взрослым с бесконечными вопросами, но неплохо, если родители будут стимулировать заинтересованность детей, задавать вопросы, требующие размышлений. «Почему так думаешь?» «Как ты узнал?». Не следует однако стремиться дать ребенку как можно больше знаний и впечатлений. Обилие впечатлений лишь утомляет.

Нужно учить детей рисовать, лепить, вырезывать, наклеивать, конструировать. Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудищ, ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает свое эмоциональное состояние.

К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребенка. Ребенок рисует, лепит, конструирует. Перед ним встают совсем новые задачи: чтобы сделать рисунок, фигурку, аппликацию, постройку, нужно хорошо видеть, правильно воспринимать образец или представлять себе то, что будешь строить, лепить, рисовать. Нужно увидеть, что даже самый простой дом состоит из стен и крыши, увидеть их форму, взаимное расположение в пространстве, соответствие по величине. Одним словом, нужно произвести сложный (для ребенка) анализ. Но и это не все: затем то, что увидел, надо уметь воспроизвести, т.е. сделать такой же дом.

Значит, лепка, рисование, конструирование, вырезывание открывают возможность научить ребенка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их форму, цвет, величину, соотношение частей, их пространственное расположение. Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результат с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Если ребенок умеет планировать свои действия в каком-то одном виде деятельности, например, конструировании, ему много легче перенести умения в новую ситуацию, в новую деятельность. Если дошкольник умеет сравнивать результат своего труда с заданным образцом или с реальным предметом, то сопоставление результата своих действий с требованиями учителя или учебника окажется для него не таким уж сложным делом.

Общеизвестно, что труднее всего дети овладевают письмом. Подготовка к письму помогут разнообразные доступные дошкольникам ручные занятия: аппликация из цветной бумаги, лепка, рисование, штриховка, изготовление игрушек– самоделок из картона, дерева, коры, шишек. Выполняя такие операции, ребенок приобретает твердость руки, учится ориентироваться в пространстве места, соотносить силу нажима на карандаш с толщиной линии и просто правильно держать карандаш. И все это ему пригодится, когда он начнет учиться писать. Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата, учат настойчивости, в общем, развивают те качества, которые так необходимы в школе.

В дошкольном возрасте ребенка нужно научить смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

Очень важно, чтобы каждый из поступающих в школу детей усвоил необходимый минимум дошкольных математических представлений и был готов к успешному освоению школьной программы.

Во время прогулок родители без особых затруднений научат детей ориентироваться во взаимном расположении предметов окружающей действительности, сравнивать их. Говоря о школе, детям предлагают определить, где она находится, направо или налево от нас? А библиотека? А магазин? А аптека? Можно предложить ребенку назвать в окружающей обстановке предметы, которые длиннее, короче, выше один другого. К моменту прихода в школу дети должны сознательно пользоваться этими определениями, понимать их относительность.

В процессе разнообразных повседневных видов деятельности детей, родители могут их подготовить к сознательному счету. В ходе игр дети могут наблюдать, что 5 игрушек, это 4 и 1 игрушка, 2 и 3; 2, 2, и 1. Надо только обратить на это внимание. Главное же в подготовке ребенка к овладению навыками счета – это разнообразные поручения поставить на стол 4 больших и 2 маленьких тарелки, отнести папе 7 гвоздей, измерить шагами дорожку от дома до сарая, принести с огорода 3 морковки для супа. Полезно спрашивать ребенка, сколько не хватает: «Ты положил 3 ложки, а нас четверо. Сколько еще ложек надо положить?»

«Тетя Оля принесла 4 яблока, а нас четверо. Как ты думаешь, всем хватит?»

Для освоения порядкового счета хорош следующий игровой прием: ставят игрушки в ряд, и ребенок правой рукой слева направо считает 2, 2, … После пересчета, он закрывает глаза или отворачивается. Одну из игрушек убирают. Ребенок должен ответить, какую по счету игрушку спрятали. Для закрепления этого умения, т.е. порядкового счета, используют поручения типа: «Принеси с полки 2, 5-ю книгу, просчитай в ней первые 10 страниц». Иногда можно дать более сложные комплексные задания, где счет сочетается с пространственными представлениями или умением выполнять эту работу по образцу. Перед ребенком кладут лист бумаги и предлагают показать, где верх, низ, правая, левая стороны, левый нижний, правый верхний углы. После этого ребенок по заданию взрослых должен разместить на листе бумаги различные фигуры или предметы. Ему предлагают поместить в левом нижнем углу 3 зеленых кружочка, а на правой стороне положить 5 желтых кружков.

Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для успешного овладения грамотой и счетом является развитие устной речи.

Необходимые ее качества: чистое произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.

Если ребенок не выговаривает звук «р», шипящие звуки, надо поупражнять его в этом, использовав книгу Радиной и Рождественской «Воспитание правильной речи». Если не удастся самим исправить речь ребенка, надо обратиться к логопеду.

В целях формирования звуковой культуры речи детей,  родителям следует в разговоре с ребенком намеренно употреблять некоторые трудные слова (например, аквариум, тротуар…). Надо следить за речью ребенка, поправлять его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.

Способность произвольного запоминания, столь необходима в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса взрослых). Ребенок до прихода в школу должен знать на память 10–15 небольших стихотворений поэтов–классиков.

Заучивание небольших стихотворений, загадок, пословиц, поговорок имеет значение не только для эстетического воспитания. Отгадывание загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием, словом на разнообразные вопросы и поручения.

Ребенка нужно научить любить книгу и бережно с ней обращаться. Он должен знать, что над созданием книг для детей трудятся многие люди: писатели пишут повести и рассказы, поэты пишут стихи, художники делают рисунки, рабочие печатают книги на машинах, переплетчики делают переплет. Хорошо, когда родители берут ребенка в библиотеку, рассказывая, что здесь много книг, из этих книг взрослые и дети узнают новые интересные сведения. Книгами надо пользоваться бережно, вовремя возвращать их. Этот навык бережного отношения к книгам поддерживается и дома. У ребенка должно быть место для книг (полка, папка) и воспитано умение содержать в порядке книги и картины.

Дети дошкольного возраста много играют, и игра им помогает ориентироваться в окружающей жизни, выявлять свои вкусы, потребности, склонности. Игра – самостоятельная детская деятельность.

Шестилетним детям нужны сюжетные игрушки: куклы, зверюшки, машины, наборы строительных материалов. Настольные игры, лото (ботаническое, зоологическое) имеют большое значение для развития усидчивости (игру надо довести до конца), смекалки и внимания (в ходе игры надо внимательно слушать, что объявляет ведущий, следить за картинками), для развития устной речи.

Важно приучить ребенка содержать в порядке свои игрушки и пособия.

Гарантия от перегрузок

Как правило, большинство родителей первоклассников беспокоят именно перегрузки. «Не перегружен ли мозг ребенка? Не приведет ли такое переутомление к расстройству сна, раздражительности?» – такие сомнения и опасения приходится слышать нередко.

И действительно, перегрузки опасны прежде всего тогда, когда родители по своему усмотрению определяют, чем, когда и как должны заниматься их сын или дочь. Бывает, стремясь ничего не упустить, не жалея средств, силой тянут ребенка в «вундеркинды»: учительница по музыке, учитель по английскому, с бабушкой на фигурное катание, с дедушкой в бассейн… Ребенок в такой ситуации сам себе не хозяин, за него решают все другие, к тому же нередко против его желания, без учета его интересов и сил, помимо его собственной воли. Да–да, и у шестилетнего мальчугана есть воля, желания, интересы. И все это нужно обязательно учитывать.

Как же найти оптимальную дозировку и по времени, и по количеству материала для занятий? Ведь надо включить еще и школьные уроки в распорядок дня, и приготовление домашних заданий. Переборщить очень легко. А какой же будет результат? Порой страшен: ребенок начинает тихо ненавидеть все, чем приходится заниматься по указке взрослых, и рвется на улицу, в свободную стихию, никем не контролируемых отношений и дел.

Ответ прост: идите от ребенка. Старайтесь заинтересовать, увлечь, а не принудить, заставить, настоять.

И еще. Очень важное значение имеет обстановка. Обстановка в школе, дома. Постарайтесь быть более терпеливее, внимательнее к своему ребенку, не жалея времени на помощь, и у вас, поверьте, будет значительно меньше проблем, а ребенок будет все делать спокойно и с удовольствием.

Режим дня

В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. И дело здесь не только в увеличении нагрузки. Новые обязанности, которые появились у маленьких школьников, требуют от них большей собранности, дисциплинированности. Режим дисциплинирует, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.

На соблюдении режима настаивают врачи, утверждая, что это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня на протяжении всего учебного года. Работоспособность не одинакова на протяжении дня. Исследования врачей0гигиенистов установили два пика трудоспособности. Первый – с 8 до 11 часов утра. В это время наступает снижение качественных показателей трудоспособности. Второй подъем – между 16 и 18 часами, а затем интенсивный спад. Не считаться с этим нельзя. И если родители, пытаясь осуществить более жесткий контроль за выполнением домашних заданий, переносят их на вечер, им очень скоро приходится признать, что вечернее сидение за уроками для малыша очень малопродуктивная работа.

Теперь давайте попробуем вместе рассмотреть обычный день первоклассника с утра до вечера.

Сложнее всего утром. Особенно в тех семьях, где все спешат. Здесь время уплотнено до предела. Но спешить, оказывается, можно по-разному. Можно то и дело подгонять, одергивать детей, покрикивать на них. А можно постараться сделать утро рабочего дня школой общения в сложных условиях. Если ваш ребенок умеет самостоятельно быстро умыться, аккуратно одеться, тщательно убрать свою постель, то утро пройдет у вас в бодром, рабочем темпе. Эти умения должны быть выработаны, стать естественной привычкой задолго до того, как ребенок пойдет в школу.

Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Небольшая прогулка помогает ребятам взбодриться.

Дорога до школы. Изучить ее и запомнить нужно заранее. Проверьте «официальные» подходы к школе, где висят предупреждающие дорожные знаки «Осторожно, дети!».

Порой ребята надолго растягивают обратную дорогу домой. У школы поиграют в салочки, приятеля проводят до подъезда… А дома, остывает обед. В окне все чаще показывается лицо встревоженной бабушки: уж не случилось ли чего?.. Требование должно быть постоянным: после школы – домой. А прогулка – после обеда.

Переодевание после школы, обязательно для всех ребят. И дело, конечно, не только в необходимости беречь школьную форму. Нужно приучать ребенка к собранности, аккуратности.

После обеда – свободное время. Ребенок может отдохнуть, погулять. Настаивать на сне нужно только в том случае, если вы уверены, что ребенок в школе устает.

У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Что можно поручить семилетнему ребенку? Мытье посуды, пола (крашеного, кафельного или покрытого линолеумом), покупку хлеба, молока, сахара. Список обязанностей каждая семья может продолжить, соблюдая принципы посильности регулярности, контролируемости.

Не подготовку домашних заданий отводится 1 час: дело это для первоклассников новое. Этого времени вполне достаточно для приготовления уроков.

Вечер в семье. Если вы заняты хлопотами по дому, постарайтесь вовлечь в них и ребенка. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к общению с вами.

Но вот дела завершены. В квартире вспыхивает «голубой огонек». Телевизор. В каждой семье – к нему свое отношение.

В одних семьях дело сводится к прямому запрету – в будни детям смотреть телепередачи не разрешают. В других обсуждают программу передач на неделю и отбирают передачи, которые будут смотреть дети (и это, на наш взгляд, наиболее верный путь), стараясь не превысить рекомендуемой нормы – до 7 часов в неделю. В третьих семьях взрослые сами бездумно оказываются пленниками телевидения. И дети здесь все свободное время проводят у телевизоров и сильно устают. Особенно от просмотра недетских передач. Этот вид сидения перед телевизором, по утверждению врачей, особенно опасен для младших школьников.

Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах – обязательно. До того момента, пока первоклассник не привыкнет к новому ритму. Но вот процесс привыкания закончился. После этого не будите ребенка утром! Он и сам долго не заспится. Завтрак в этот день проходит, как правило, чуть позже. И обед затягивается – за столом собирается вся семья. А вот лечь спать первоклассник должен вовремя: ведь завтра в школу!

Когда же начинать приучать ребенка к новому режиму дня? Заблаговременно, до 1 сентября. На привыкание к новому распорядку может уйти от 2 недель до 2 месяцев. Это зависит, конечно, не только от характера и темперамента вашего ребенка, но и от вашего умения твердо и спокойно предъявлять требования к будущему школьнику.

Точность режима должна быть естественной, выполнимой.

Как помогать ребенку в учении

С первых дней обучения первоклассники нуждаются в серьезном контроле и поддержке. Поэтому будет очень правильно, если в нынешнем году вы возьмете отпуск в сентябре и проведете его дома: именно сейчас ваша помощь особенно необходима.

В первые дни учебы домашних заданий первоклассникам не задают. В классе идет планомерная работа по приучению детей к самостоятельности. Как и всякая другая, эта работа предусматривает ряд упражнений. Задача упражнения – приучить ребенка удерживать в памяти школьные заботы. Вот домашнее задание, с точки зрения некоторых родителей «ни на что не похожее», но очень характерное для первых недель обучения: нарисовать на листе из альбома свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, а еще подготовить рассказ о том, давно ли у тебя эта игрушка, как она к тебе попала, как ты с ней играешь, почему любишь ее. Не правда ли, забыть о таком домашнем задании можно только совершенно случайно, но как предупредить подобную случайность?

К концу занятий вы приходите встречать своего ученика. Звенит звонок, и на крыльцо высыпают первоклассники.

Не откладывайте «на потом» деловые разговоры. Спросите у ребенка, какое задание на дом он сегодня получил, обсудите вместе, как это задание получше выполнить. Порой бывает так: помнит ребенок, что задание было, но вот какое? Как реагировать на подобные ситуации? Во-первых, ни в коем случае не скрывать, что вы огорчены его забывчивостью. Во-вторых, помочь припомнить, что все-таки задано. И только в крайнем случае прибегать к чужой помощи, всем своим поведением стараться внушить ему, что необходимо запомнить самому.

Но вот наступает время, когда домашние задания первоклассников приобретают традиционные формы: решить примеры, придумать задачу, прочитать страницу в Букваре. Какова теперь будет ваша роль в самостоятельной работе первоклассника?

Три вида деятельности выделяют психологи во всем многообразии деятельности человека: игра, учение, труд. На рубеже 6–7 лет происходит активное вытеснение игры новым видом деятельности – учебой. Деятельность эта пока еще является для ребенка непривычной. И та ее часть, которая проходит без непосредственного контроля со стороны взрослых, представляет для маленького школьника большую сложность, поэтому так нужна помощь со стороны родителей. А дело это непростое. Как помочь ребенку, чтобы совместная работа взрослого и первоклассника приносила ребенку пользу: формировала у него навыки самостоятельной работы?

Помогите ребенку проконтролировать, сколько времени уходит у него на выполнение домашнего задания. Здесь основной прием – выработка навыка самоконтроля. А это одно из начальных умений управлять собственным поведением.

Будильник на столе. Он прозвенит ровно через час. А в то время, когда большая стрелка дойдет до черточки, сделанной фломастером на стекле, можно будет встать, выйти из-за стола, несколько раз потянуться, встряхнуть кисти рук – в течение 1–2 минут скопировать физкультминутку, которую делают ребята под руководством учительницы в классе. Так постепенно ребенок научится выполнять домашнее задание за определенное время.

С какого предмета начинать выполнение домашних заданий? «С математики!» – утверждают одни педагоги. «С письменного задания по русскому языку!» – возражают другие. «С чтения!» – доказывают третьи. Кто же прав? Это вы узнаете, наблюдая за своим ребенком: какой предмет дается ему труднее, с того лучше и начинать.

Как контролировать выполнение домашнего задания? Задания бывают двух видов – устные и письменные. Письменные работы учителя начальных классов проверяют систематически: ежедневно ребенок сдает тетради с выполненными работами, получая взамен проверенные тетрадки. Более того, результаты этих проверок учитель подробно комментирует, показывает классу лучшие работы. Остро реагируют малыши на то, что учительница, хотя еще и не смогла пока поставить за работу хорошую оценку, но заметила, что вчера, выполняя домашнюю работу, человек очень старался. Смущается тот, кто слышит слова укора. В общем, ни промах ребенка, ни его победа, пусть пока далеко не полная, не остаются без внимания. Анализ проверяемых работ показывает учителю, как усвоен новый материал: кто из ребят справился с ним с первого раза, а кому нужно время и помощь.

А устные задания, как бы они ни были малы, в классе не удается проверить у каждого ребенка. Именно поэтому семье нужно стараться уделить больше внимания контролю качества выполнения устной части задания.

Наиболее распространенная трудность приучения ребенка к самостоятельной работе – создать привычку работать не отвлекаясь. Это редко кому из первоклассников легко дается.

При подготовке к выполнению самостоятельной работы ребенок должен сначала приготовить все необходимое. Линейка, ластик, остро отточенный карандаш, циркуль, ручка – эти вещи нужны всегда. Когда все под рукой, нет причин отвлекаться. Работа продвигается быстрее, приносит малышу более глубокое удовлетворение.

Как же определить, нужна или не нужна ребенку сегодня ваша помощь? Расспросите ребенка о том, как он собирается выполнять задание. Убедившись в том, что ребенок правильно понял материал, заданный учителем на дом, присядьте поодаль (на первых порах обязательно в поле зрения ребенка) и займитесь своими делами: чтением, вязанием, шитьем, изредка поглядывайте, как идет работа.

Иногда ребенок воспринимает присутствие взрослых во время его работы как повод поговорить. Понимая, что вопросы, не имеющие отношения к домашнему заданию, взрослые, вероятно, не одобрят, первоклассники «удачно» выбирают тему для таких бесед: что было в классе, как решали такие примеры, что сказала по поводу этого учительница… Приучайте первоклассника не отвлекаться от работы.

У многих первоклассников чуть ли не с первых дней обучения в школе появляются дополнительные тетради. Нужны ли такие тетради вообще? На этот вопрос можно дать однозначный ответ: не нужны. Работа в дополнительной тетради приводит к перегрузке ребенка, к непроизводительным затратам времени на подготовку письменного задания.

Но вот все уроки закончены. Помогите ребенку подвести итоги: все ли сделано, удалось ли уложиться во времени, почему работа затянулась. Скажите ему, как вы оцениваете его прилежание сегодня. Похвалите за старание. Поддержите. Постарайтесь подбодрить, вселить в него уверенность в том, что права пословица: терпение и труд все перетрут.

Можно ли наказывать ребенка?

Любое наказание опасно тем, что им нередко подавляется натура ребенка, его индивидуальность. Однако в реальной жизни каждому родителю все-таки приходится наказывать детей. Но сами наказания должны быть разными, иначе они порождают массу комплексов. Наказания не должны подавлять решительность и отвагу, подождать страх, хитрость и лживость, унижать. Ребенка наказывать может только тот, кто его любит.

Если девочка чувствует, что мать несправедлива по отношению к ней, то она перестанет доверять ей. Но самое страшное, что, став взрослой, она перестанет доверять себе, всегда будет сомневаться в своих достоинствах.

Не наказывайте ребенка, потерпевшего неудачу, когда он сам огорчен и подавлен. Не наказывайте за неосторожность, а учите извлекать урок из ситуации. Не наказывайте за неловкость, рассеянность, а тренируйте в нем аккуратность и внимание. Не наказывайте ребенка публично – это удваивает наказание, поскольку унижает перед другими людьми. Когда ребенок связан многими запретами, то он постоянно в напряжении. Не третируйте ребенка, иначе он будет избегать вас, убегать из дома, а, достигнув совершеннолетия, попрощается с вами навсегда.

Определяем профиль таланта ребенка

Все дети талантливы

В чем наиболее одарен ваш ребенок? Постарайтесь узнать. Постройте графический профиль его интересов – и вы узнаете это!

Вы можете выяснить, какими специальными способностями обладает ваш ребенок, с помощью анкеты, созданной американскими учеными де Хааном и Кафом. Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и даны их характеристики.

Попробуйте составить графическое изображение уровня интересов сына или дочери, сопоставив их с интересами его друга или сверстника. Внимательно посмотрите на вопросы по каждой из 8 областей таланта в анкете Хаана и Кафа. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней – 4 и т.д. Оценка «2 балла» – самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характеристиками внутри каждой из 8 областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») делите на количество вопросов – в этой области их 12 – и полученное число откладывайте на пересечении оценки в баллах по оси Х и той области способности (от 1-й до 8-й), которую вы проверяете.

Для чего вам понадобится такое наблюдение? Предположим, вы хотите, чтобы ваш ребенок занялся музыкой, спортом, или он хочет выбрать кружок в школе, или у сына или дочери к этому  способности.

Построенный вами графический профиль способностей вашего ребенка может также оказаться полезным и в том случае, если ваш мальчик или девочка имеют склонность к новым, оригинальным идеям, но стесняются эту способность демонстрировать и стараются ее не проявлять в детском саду или школе. Вы можете подбодрить ребенка, сказав, например: «Молодец, ты умеешь творчески мыслить!»

1. Интеллектуальные способности

  1. Ваш ребенок усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
  2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
  3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.
  7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
  8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  9. Задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
  10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
  12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

  1. Художественные способности

  1. в своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.)
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
  6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

  1. Музыкальный талант

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
  2. Хорошо поет.
  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  1. Способности к занятиям научной работой

  1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год–два.
  3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
  4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем чтение книг художественных, детективов и пр.
  6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
  7. пытается выяснить причины и смысл событий.
  8. проводит много времени над созданием собственных «проектов»6 конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
  9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  1. Литературное дарование

  1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  7. Любит писать рассказы или стихи.
  8. изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.

  1. Артистический талант

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
  2. интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликт в ситуации, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  7. с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  1. Способности технические

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

  1. Способности к спорту

  1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
  2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
  4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.
  6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.)

Что может дать вам это домашнее исследование?

Для понимания интересов и способностей вашего ребенка обязательно сравните его с другим ребенком того же возраста. Если, по вашему мнению, ваш сын или дочь отличается от своих сверстников, только в этом случае выставляйте ему балл выше среднего: 4 – если заметно отличается, 5 – если очень заметно.

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного или физического развития. Конечно, анкета не охватывает других проявлений одаренного ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов, перечисленных в анкете, и других способностей.

«Профиль» каждого ребенка представляет также исследовательский интерес. Вам и ребенку, наверное, интересно знать, как один способности связаны с другими. Получить такую картину развития интересов и способностей поможет этот «профиль». Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам – это разные типы одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ....

Как определить талант ребенка

Тест для родителей...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы со школьниками по половому признаку разработано ещё не...

Родительское собрание в 1 классе "Физическое воспитание школьника"

Цель: познакомить с естественным ритмом жизни школьника, основами правильного режима дня и рационального питания....

Значение курса «Pазвитие психомоторики и сенсорных процессов» для воспитания личности умственно отсталого школьника (из опыта работы).

В статье раскрываются подходы к сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт работы соответствии с авторской программой, апробированной в процессе многолетней р...

Эстетическое воспитание умственно отсталых школьников на уроках ИЗО

Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития ...