Домашняя работа как фактор успешной учебы
консультация на тему

Смирнова Евгения Федоровна

Как известно, в современной педагогике мнения относительно значения домашней работы сильно разнятся. Одни выступают за отмену домашних заданий, считая, что полное усвоение учебного материала должно происходить в школе при координирующем участии педагога, а домашние задания приводят к перегрузкам. Другие - считают домашнее задание необходимым условием закрепления изученного, определенной формой самостоятельной работы школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ УЧЁБЫ:

материал для родительского собрания

Как известно, в современной педагогике мнения относительно значения домашней работы сильно разнятся.

Одни выступают за отмену домашних заданий, считая, что полное усвоение учебного материала должно происходить в школе при координирующем участии педагога, а домашние задания приводят к перегрузкам. Другие – считают домашнее задание необходимым условием закрепления изученного, определённой формой самостоятельной работы школьников.

В представленных ниже цитатах два педагога выражают своё отношение к домашней работе школьников:

«Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием учебной  деятельности; …способность прочно усваивать и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе …» (Н. Запольский, 1884г.)

«Домашнее задание – одно из печальных недоразумений
наших дней» (
В.Куницкий, 1902г.)

На первый взгляд ничего необычного в этих цитатах нет, однако временная разница этих высказываний составляет более ста лет. А вопросы, связанные с домашними заданиями, так и остались дискуссионными.

Перед вами еще два мнения:

Домашнее задание?

Полезное, интересное.

Выполнять, повторять, размышлять.

Без терпения нет умения.

Знание.

Домашнее задание? 

Утомительное, нудное.

Занимаюсь, не отдыхаю, устаю.

Домашнее задание – очень неудобно.

Время.

Какое из мнений, по вашему, принадлежит учителю, какое ученику? Может ли домашняя работа принести пользу, если учитель и ученик вкладывают в нее разный смысл?

Что же не устраивает в сегодняшнем образовании участников процесса обучения.

«УЧИТЕЛЕЙ больше всего не устраивает неуспеваемость детей в прямом смысле этого слова – многие дети не успевают усвоить к заданному сроку обязательный программный материал….»!

«РОДИТЕЛЕЙ не устраивает то, что для обеспечения успехов детей в учебе приходится прибегать к помощи репетиторов, дополнительным занятиям дома, а подчас и к выполнению домашних заданий за детей. Родителей не устраивает то, что за школьные успехи дети часто платят здоровьем…»

«УЧАЩИХСЯ не устраивает то, что в условиях школы постоянно приходится ожидать каких-либо неприятностей, что школа претендует на все их свободное время, хотя для нормального развития детей важна не только школьная учеба, но необходимы и творческие занятия, и спорт, и общение со сверстниками».

        Домашняя работа – это особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Цели домашнего задания тесно связаны с одной из главных целей современного образования – научить учиться. «Научить учиться – значит сформировать у учащихся ценностные мотивы учения, развить в них способность использовать различные источники информации, научить их использовать эффективные приёмы познавательной деятельности, помочь учащимся понять сам смысл учения».

В домашнюю работу, как правило, включаются задания, являющиеся продолжением и закреплением классных заданий и упражнений, или корректирующие возникшие пробелы в знаниях.

Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии высших психических функций (неустойчивое внимание, замедленный темп работы, инертность мышления, слабые навыки чтения, низкий уровень речевой культуры, отрицательное отношение к учению).

        Рассмотрим факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков.

К внутренним факторам относятся: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Казалось бы, не всё ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Специальные исследования показали, что воспитание привычки к систематичной работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Что, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.

Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Чем дольше человек оттягивает начало работы, тем более длительным будет период «вхождения». Поэтому, обучая детей тому, как учиться, мы приучаем их, приступать к делу сразу, без раскачки. Если этого не сделать, то при глубокой запущенности занятия становятся трудными и неприятными, учёба превращается в отбывание тяжёлой повинности, теряется интерес.

Ещё один важный момент - постоянное место для занятий. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу, сокращает период «втягивания» в неё.

Много споров вызывают вопросы: «В каком порядке делать уроки?», «С чего следует начинать: с устных или письменных, трудных или легких, интересных или скучных?» Ответить на эти вопросы нелегко, прежде всего, потому, что нет, и не может быть единого правила, рационального для всех школьников. Целесообразно предложить детям начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того как они выучены, посмотреть, согласен ли он сам со своей предварительной оценкой. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков.

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей в школе всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто  берут на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. На первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности.

Умение регулировать собственное поведение. Практика показывает, что родителям не всегда удается справиться с этой проблемой. В школе все очень просто. Учитель полностью управляет учебным процессом, деятельностью ученика. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как это делает учитель в классе. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих «команд» или не умеет отдать их себе, или не умеет выполнять их. Следовательно, научить детей учиться – значит, научить их организовывать свое поведение. Взрослым важно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое; отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным; не позволять ребенку игнорировать указания; приучать делать всё необходимое с первого напоминания.

Таким образом, домашняя работа способствует также развитию личности учащегося: приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.

Для справки: выполнение домашних заданий по нормам СанПиН составляет 4,5 года, что заставляет задуматься о разумном его использовании! Такой ресурс времени непозволительно использовать бесцельно, поэтому решение всех обозначенных выше проблем и вопросов объективно необходимо.

И в заключении хотелось предложить свою формулу успеха:

Успех = Желание + Умения + Воля + Труд

Некоторые родители считают, что только школа ответственна за воспитание и образование детей, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Дети  часто поступают так, как поступают родители. Родители добросовестны в любой работе и детям стыдно халтурить, родители много читают, имеют различные интересы, увлечения и дети не хотят отставать. Родители благодарны школе, с уважением относятся к труду учителей, готовы оказать любую помощь  и дети учатся быть благодарными, достойными детьми своих родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение учебных перегрузок - залог успешной учебы и здоровья Ваших детей

Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…». Чег...

Презентация к родительскому собранию "Выполнение домашнего задания-залог успешной учебы".

Презентация к родительскому собранию "Выполнение домашнего задания-залог успешной учебы"....

Выполнение домашнего задания - залог успешной учебы

Как делать уроки - тема вечная. По статистике, именно в связи с этим мамы и папы чаще всего обращаются за советом к школьному психологу. И самый распространенный вопрос при этом звучит так: «Со мной н...

Родительское собрание в 3 классе на тему "Выполнение домашнего задания - залог успешной учебы!"

Цель: развивать привычку к регулярной самостоятельной работе, выполнению домашнего задания разной степени трудности...

Родительское собрание в 1 классе на конец III четверти "Выполнение домашнего задания – залог успешной учебы. Подведение итогов III четверти."

Родительское собрание "Выполнение домашнего задания - залог успешной учебы. Подведение итогов III четверти" было проведено с целью: дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в при...