Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе».
методическая разработка (1 класс) на тему

Сообрание, в котором даются советы по адаптации ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_po_teme.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: классный руководитель, родители, педагог-психолог.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
  4. Родительский практикум по проблеме.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны.
             В этот период увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
            Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. Ребенку необходимо помочь адаптироваться в школе.

Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.

Задачи адаптационного периода: воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество); формирование навыков общения.

Как педагог я  создаю доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап — ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Психологи выделяют три группы детей по адаптации. Первая группа детей (с высокой степенью), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.

Хроническая неуспешность

В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу. "
          Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться.

С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

Каковы же причины, приводящие к неуспешности:

1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает,
 пропускает задания учителя).

2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих.

Уход от деятельности

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых. Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, и тогда ребенок редко попадает в отстающие.
В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимание на неудачи в реальной деятельности, и у него не формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует полной реализации возможностей и способностей ребенка и приводит к пробелам в знаниях.

Как помочь? Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.
Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

"Ребенок ленится"  Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят; общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви. Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то всё вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

Именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в большей степени определяют в дальнейшем эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе

Самый важный результат такой помощи – это восстановить у ребёнка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, тогда школа не является проблемой.

  1. Соблюдение режима
  2. Ребёнку необходима моральная и эмоциональная поддержка (поменьше ругать, побольше не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает)
  3. Ни в коем случае не сравнивать его результаты с достижением других. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим; отмечать его, пусть даже самые маленькие успехи.
  4. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Ребёнку необходимо показать, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще просто как собственное дитя.

Для лучшей адаптации детей в 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. В 1 четверти три урока ежедневно по 35 минут, со 2 четверти 4 урока по 40 минут с двумя физпаузами, со второго полугодия выдаётся максимальная учебная нагрузка. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Как проходит адаптация в нашем классе? Школьным психологом была проведена диагностика и выявлены успехи и неуспехи адаптации каждого ребенка. Я вам раздам листы с результатами диагностики вашего ребенка. Критерии оценивания:

- Самооценка (завышенная, норма и низкая). В нашем классе нет детей с завышенной самооценкой. Из 22 обследуемых детей норма -18 ч и низкая – 4 ч.

От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности. Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то и у него формируется позитивная самооценка. Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой. Родители должны помнить - что сформировать низкую самооценку очень просто, а вот исправить ее -  задача не из легких. Помогите своему малышу поверить в свои силы:

Ø     Хвалите ребенка даже за самые незначительные успехи;

Ø     Поощряйте не только положительный результат, но и старания, которые малыш прилагал, даже если они не увенчались успехом;

Ø     Не ругайте за ошибки и неудачи, а выясняйте причины и совместными усилиями преодолевайте трудности;

Ø     Переживайте за ребенка в тайне от него, не показывайте своей неуверенности в его способностях и силах;

Ø     При каждом удобном случае упоминайте о достижениях своего малыша и о своей уверенности в том, что все сможет;

Ø     Не пытайтесь сделать из своего ребенка вундеркинда, оценивайте его способности адекватно, не требуйте от него больше, чем он в силах выполнить;

Ø     Создавайте для ребенка такие ситуации, в которых он мог бы добиваться успеха.

Выполнение этих несложных правил поможет ребенку справиться с первыми школьными трудностями.

Тревожность

 О причинах тревожности я говорила выше. Они могут идти из семьи, а  могут выступать: общее негативное отношение к школе; нежелание ребенка учиться и посещать школу; проблемные конфликтные отношения с одноклассниками и учителем. В нашем классе конфликтных отношений не наблюдалось.

Для того чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе, поддержку родителей.

Позиция ученика: 8 ч – осознают себя учениками; 10 ч – школа привлекает внеурочными сторонами; 4ч – не  осознает задач школьника.

Родителям стоит формировать желание учиться  с особой тщательностью и на протяжении всего обучения в школе всячески это желание поддерживать.

Делать это следует следующим образом:

Ø     Поддерживайте интерес ребенка к учебе;

Ø     Поощряйте любые, даже самые незначительные успехи маленького ученика;

Ø     Разговаривайте с ребенком  о школе, о его учебных делах, чаще интересуйтесь его школьными занятиями;

Ø     Не заостряйте внимание не неудачах и ошибках, помогайте ребенку в их преодолении и исправлении;

Ø     Проявляйте уважение к учебному процессу, давайте понять ребенку, что это очень важно для Вас;

Ø     Держите связь со школой и педагогом, будьте в курсе школьных дел и мероприятий.

Эмоциональный настрой: 16 ч – благоприятный и 8 ч – неблагоприятный.

Межличностные отношения: 10 ч – благоприятные, 12 ч – возможны трудности в построении контактов.

Защита от окружающих: 11 ч – открыты к общению с окружающими, 8 ч – относятся к окружающим с опасением и подозрительностью; 2 ч – со страхом и тревогой, 1 ч – агрессивно.

Заинтересованность в получаемой информации: 7 ч – воспринимают информацию с интересом, 11ч – принимают информацию, 3ч – непринятие.

Итак, чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе необходимо:

Составить вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

Обсудить с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Поддержать в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Не пропускать трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержать первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

И я как учитель вместе со школьным психологом буду продолжать работу, направленную на снижение уровня тревожности и формирование позиции ученика, мероприятия по сплочению детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе.»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как ес­ли бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адапта­ции детей к первому году обучен...

Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации первоклассников в школе".

Знакомство родителей с трудностями адаптации детей в первый  год  учёбы. Практические советы по организации общения родителей с первоклассниками....

Родительское собрание,на тему:"Трудности адаптации первоклассников к школе."

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Форма работы: круглый стол.Основные...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данная презентация содержит рекомендации и советы родителям будущих пятиклассников....

Родительское собрание на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе".

   Задачи собрания:     1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.     2....

Родительское собрание по теме "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Родительское собрание по теме"Трудности адаптации первоклассников к школе"...