Психолого-педагогическая характеристика второклассников.
консультация (2 класс) по теме

Москвитина Татьяна Васильевна

 

Психолого-педагогическая  характеристика второклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая  характеристика второклассников.

Ведущая деятельность  детей  8 - 9 лет — учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения.                                                                                                                  .                                                                                                                                       Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми ( его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Характерна быстрая утомляемость при выполнении письменных работ. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции.                                                                                                           Известно, что уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за собственной работой, но и за работой одноклассников, а также может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре со сверстниками. 

Развитие  личности  второклассников.

САМООЦЕНКА

Самооценка второклассника зависит от его успеваемости,  от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей, его положения в классе. Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности.

Во втором классе у школьников резко снижается самооценка в учебной деятельности (это временное явление называется «феноменом вторых классов»).             В первом классе было безотметочное обучение. Все они были «умничками» и «молодцами». А со второго класса появляются за работу оценки, и не всегда то, что хотелось бы. Школьник, порой, не может понять — вчера ему поставили «пятерку»,  сегодня — «тройку», почему так?                                       Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

 В конце 2 класса самооценка становится более развитой, зрелой, более структуированной, чем у первоклассников, и вместе с тем целостной.    

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ

Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого ещё так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую оценку взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Ребёнок нуждается в любви и опеке. Старается помочь по дому маме, а в школе-учителю.                                                                                      Дети этого возраста чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Ребятам 8-9 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Дети этого возраста психологически подготовлены к ясному пониманию смысла норм и правил поведения и к их повседневному выполнению. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Мнение учителя наиболее существенно и безаппеляционно. Ученики  безоговорочно признают его авторитет.                                                                              Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.

Дети этого возраста дружелюбны.  Им нравится быть вместе и участвовать в  играх и групповой деятельности. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.

Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками. Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Он общается с теми, кого взрослые одобряют.

Ребёнок  гордится своей семьей, желает быть с семьей.                                                                               Кроме общения в школе, информационное поле учеников занимает Интернет.  Из-за разных темпов развития девочки и мальчики иногда испытывают трудности в общении друг с другом  ( проявление симпатий, «секреты» ), и интернетовский чат                    (сеть «В контакте») становится для них идеальным местом для коммуникации.

Анализируя психолого-педагогическую характеристику второклассников, можно сделать следующие выводы.                                                                                           Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.                                                                               Любознательность, конкретность мышления, подвижность, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо -  характерные черты этого возраста.                                                                                                            Новообразование:                                                                                                                      У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности (рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "19 секретов родителям второклассников"

Второй год обучения для ребят начинается с новых требований, появляются домашние задания, первые оценки. Как помочь детям быть всегда успешными? Как помочь в подготовке домашних заданий? Как научить р...

Родителям второклассников

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький шк...

Поздравление "Мы стали второклассниками"

Поздравление  будущим второклассникам, которое можно вложить в подарочную книгу или прочитать на празднике "До свидания, 1 класс!"...

Список книг для будущих второклассников.

Сисок литературы для летнего чтения....

Родителям второклассников

Родителям второклассников...

Олимпиады для любознательных второклассников

Сборник заданий для проведения олимпиад по математике, русскому, окружающему миру. Задания составлены  в игровой форме с героями мультфильма "Смешарики"...

Возрастные особенности второклассника.

Кратко об особенностях ребёнка в возрасте 8-9лет....