Развитие внимания у детей младшего школьного возраста (теория)
статья по теме

Виноградова Елена Сергеевна

Рассматривается проблема внимания в психолого-педагогической литературе, виды и свойства внимания, специфика развития внимания в младшем школьном возрасте и роль математики в развитии внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

В стандартах второго поколения содержится такой пункт, как «признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижение личностного, социального и познавательного развития обучающихся» [33, с. 7]. Данное высказывание подразумевает, что на уроках необходима такая работа, в основе которой лежит устранение причин трудностей в обучении, формирование психических качеств, способствующих успешному усвоению учебного материала.

Многие исследователи и учителя отмечают недостаточный уровень развития внимания у учащихся. А ведь хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовывать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы. Как известно, именно устные вычисления требуют быстрой реакции, и соответственно большего внимания. Отсюда следует вывод, что можно и нужно тренировать внимание на уроках в начальной школе.

Когда мы говорим об отсутствии внимания, то говорим очень обобщенно, ведь внимание имеет свои свойства: объем, концентрацию, устойчивость, распределение, переключение и избирательность.

Как показывает опыт, в большей мере у учащихся младших классов недостаточно развиты следующие свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, избирательность [46], [8].

1.1 Проблема внимания в психолого-педагогической литературе.

Внимание – важный психический процесс, являющийся условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение [45, с. 250].

Крутецкий В. А. [21, с. 76] понимает внимание, как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Мещеряков Б. Г. определяет внимание, как процесс и состояние избирательной настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [34]. Крысько В. Г. считает, что под  вниманием понимается  избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. По его мнению, внимание не является процессом отражения действительности, но представляет собой одну из сторон психической деятельности [22].

В течении многих десятилетий психологией внимания занимались и продолжают заниматься как зарубежные психологи и педагоги ( Т. Рибо [36], У.Джеймс[35], и многие другие), так и отечественные исследователи (Л. С. Выготский[35], [11], П. Я. Гальперин [35], [12], Н.Ф.Добрынин [14], А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [37], Н.Н. Ланге [35], Д.Н.Узнадзе [43], Р.С. Немов [27] и другие).

Основная трудность изучения развития внимания заключается в том, что учёные-психологи никак не могут решить, к какой же психологической категории его отнести: к процессам, функциям или состояниям. Это происходит, потому что у внимания нет собственного продукта, а также очень трудно указать содержание его процесса.

Отечественные психологи рассматривают проблему внимания с разных теоретических позиций. Огромный вклад в науку внес Л. С. Выготский. Он рассматривал внимание в свете культурно-исторической теории развития психики. Под культурным развитием понимается эволюция и изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение и подчинение их власти человека. Выготский утверждал, что « как и всякое культурное развитие, оно является развитием социальным, ребенок по мере врастания в окружающую его среду развивает и формирует ту основную операцию социального поведения личности, которую называли в старой психологии произвольным вниманием. Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания надо искать не внутри, а вне личности ребенка» [35, с. 672].

Другие отечественные психологи - Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн - определяют внимание как «направленность и сосредоточенность любой деятельности» [37, с. 417]. По их мнению, внимание является не самостоятельным процессом, а только лишь стороной других, в которых проявляется. Н.Ф. Добрынин делает акцент на том, что «внимание - особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности» [14, с. 125]. А по мнению С.Л. Рубинштейна, «внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [37, с. 417].

Петр Яковлевич Гальперин определяет внимание как «специальную деятельность контроля» [12].

Психолог Николай Ланге предложил классификацию, предусматривающую как явления так называемого "непроизвольного внимания", так и явления "внимания произвольного", которое он обозначил термином "волевое внимание", другими словами «целевое». Активность внимания, проявляющуюся на уровне двигательных реакций, он противопоставлял «пассивному», с его точки зрения, процессу восприятия. Ланге определял внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия» [35, с. 223]. Важнейшее понятие, которое было введено им в учение о внимании, есть понятие цели. Также он собрал все теории, выдвинутые о внимании разными мыслителями, и свел их к нескольким обобщенным [35, с. 285]:

1. Внимание  есть результат двигательного приспособления. Внимание невозможно без мускульных движений, которые помогают переносить внимание с одного объекта на другой, обеспечивая тем самым наилучшее восприятие.

2. Внимание есть результат ограниченности объема сознания. Более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание есть результат эмоции. Внимание зависит от интереса.

4. Внимание есть результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание  есть особая активная способность духа. Некоторые психологи, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой не объяснимо.

6.Внимание есть результат усиления нервной раздражительности. Согласно данному предположению внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

Среди зарубежных исследователей наиболее известен Теодюль Рибо [36, с. 66 – 102]. Он являлся сторонником того, что внимание всегда вызывается эмоциями. По его мнению, между произвольным вниманием и эмоциями существует тесная зависимость, а именно продолжительность такого внимания взаимосвязана с продолжительностью эмоционального состояния, связанного с объектом, на который направлено внимание. Непроизвольное же внимание возникает тогда, когда к эмоциям подключаются физические и физиологические изменения состояния организма. Поэтому его концепцию можно назвать психофизиологической.

Как чисто физиологическое состояние, внимание включает комплекс двигательных, дыхательных, сосудистых и других произвольных или непроизвольных реакций. Кроме этого, интеллектуальное внимание влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями вступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Основную роль движений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом: движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая и удерживая внимание на чем–то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях рецитирующих систем. Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения связанные с чем – то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты "моторной теории" внимания, предложенной Т. Рибо [36].

Следующая теория, рассмотренная нами, принадлежит Д.Н.Узнадзе [35] и связывает внимание с понятием установки. По этой теории реакцию на последующее воздействие на организм из вне определяет преднастройка, которая может создать как верное, так и неверное представление о предмете. Примером для этого является известный эксперимент с шарами, когда в руки людям давали одинаковые по размеру шары, но разные по весу. После того, как шары менялись на другие одинаковые, человек определял их по-разному - ему казалось, что в той руке, в которой был лёгкий, теперь тяжелее, и наоборот. То есть вырабатывалась ложная установка на восприятие веса.

По мнению Д.Н. Узнадзе, установка выражает собой состояние внимания человека, которое позволяет объяснять чувства и образы, возникшие у субъекта в условии отсутствия внимания. Также с понятием установки Узнадзе связал понятие объективации. Объектом внимания становится образ, выделенный под влиянием установки из окружающей действительности. Таким образом, следует, что внимание носит содержательную характеристику, а не формальную. Следовательно, установка – особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения

Таким образом, можем сказать, что существует много разных подходов к изучению проблемы внимания, которая занимает огромное место в психологии. Все рассмотренные выше взгляды отечественных и зарубежных психологов опираются на реальные факты, но в тоже время, правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Рассмотрим виды и свойства внимания, а так же специфику его развития в младшем школьном возрасте.

1.2 Виды и свойства внимания. Специфика развития внимания в младшем школьном возрасте.

В работе с учениками начальной школы проблема внимания является наиболее актуальной, ведь очень часто можно услышать от учителей или родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, несобран, легко отвлекается и с трудом включается в работу. Чаще всего такая характеристика дается первоклассникам, так как их внимание ещё слабо организовано, плохо распределяемо, неустойчиво и имеет малый объем. Интенсивное развитие свойств внимания приходится на тот возрастной период, когда ребенок посещает начальную школу, то есть на возраст от 7 до 10 лет. В этот период объем внимания увеличивается в 2 раза, развиваются навыки переключения и распределения внимания, повышается его устойчивость. Уже к 10 годам школьники могут сознательно организовывать свою деятельность, в соответствии с поставленной перед ними задачей. Следует понимать, что чем лучше развиты свойства внимания, тем успешнее учится ребенок, тем легче ему сосредотачиваться на выполняемой работе.

Существует несколько видов внимания. Рассмотрим их.

Непроизвольное внимание. Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения без предварительного намерения. Внимание привлекается непосредственно самими воздействующими предметами или явлениями в силу тех особенностей, которые присущи им.

Произвольное внимание определяется задачей сознательно выполняемой деятельности. Именно сознательно поставленная человеком задача определяет, какие предметы или явления, какие их стороны, особенности, качества выделяются при выполнении деятельности, т. е. на что обращается в этом случае внимание. Добиться произвольного внимания - значит организовать деятельность таким образом, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче, которая стоит перед нами.

Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — не могут быть строго отграничены друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Это происходит, когда при выполнении какой-либо деятельности внимание требует сначала волевых усилий, из-за отсутствия интереса к выполняемой работе, а затем интерес к тому, что делается возникает, и человек продолжает быть внимательным к работе уже без всяких усилий. Иногда бывает и наоборот, и мы можем наблюдать переход от непроизвольного внимания к произвольному, когда интерес к деятельности переходит на спад, но человеку приходится быть внимательным к той деятельности, которая осуществляется им.

У младших школьников непроизвольное внимание является ведущим, а произвольное внимание – формируется в процессе учебной деятельности.

Произвольное внимание всегда имеет цель. Вначале цель ставит учитель и оказывает помощь детям в ее достижении; высшая ступень развития произвольного внимания – самостоятельная постановка цели.

Произвольное внимание можно развить, давая задание проверять деятельность.

Рассмотрим также свойства внимания, и специфику их развития в младшем школьном возрасте.

Под объемом внимания понимают то количество объектов, которое может быть одновременно и ясно воспринято. Объём внимания младших школьников узкий (2 - 3 предмета).

Под переключаемостью внимания понимают скорость переключения внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания с одного объекта на другой у младших школьников проходит с трудом.

Устойчивостью внимания называется длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени. Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. У младших школьников выражена лёгкая отвлекаемость. Причинами могут служить: новизна обстановки, особенности наглядных пособий, однообразная деятельность, утомляемость. Но в игровой деятельности устойчивость высокая. У младших школьников наиболее напряженной является словесная форма деятельности.

Возможность распределения внимания (обращение на несколько объектов сразу) у младших школьников слабое. Они не могут слушать одновременно рассказ учителя о жизнедеятельности художника и смотреть на картину.

Колебание внимания выражается периодической сменой объектов, на которые оно обращается. Эти колебания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому. (Например: двойное изображение - куб и коридор).

Под избирательностью понимается сосредоточение на более важных предметах. У детей младшего школьного возраста избирательность внимания происходит благодаря установке, которую дает учитель.

Опыт работы многих учителей говорит о том, что детям чаще всего труднее распределять свое внимание, ведь именно это умение необходимо при выполнении проверки собственных работ, при проведении математических диктантов.

К тому же мы получили этому подтверждение, изучив научно-методическую литературу, посвященную специфике развития внимания в младшем школьном возрасте. Кроме этого так же слабо развиты у детей и переключение, и устойчивость внимания.

1.3 Роль математики в развитии внимания.

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в воспитании учеников начальных классов. Этот предмет учит детей познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. С первых уроков учащиеся должны почувствовать, что математика — это очень интересный и  увлекательный предмет, но в то же время и трудный.  Дети должны понять, что  математические знания необходимы каждому человеку и обязательно найдут применение в окружающей жизни.
Роль математики в развитии внимания очень велика, ведь чтобы решить задачу или выполнить математические вычисления, школьнику необходимо поставить цель, а значит сосредоточить свое внимание на примере, так как это наука точная и «не терпит» ошибок. 
На математических диктантах, где ученики одновременно должны вычислять значения выражений и записывать их, развивается умение грамотно распределять внимание. Задания и примеры устного счета тренируют объем внимания. Огромна и роль задач на уроках, ведь именно они требуют от учащихся умения вникнуть в содержание, выделить вопрос, а значит позволяют развивать устойчивость внимания.

Ещё будучи дошкольником ребенок знакомится с математическими характеристиками окружающего мира, выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, величину, пространство, форму, время. У него формируются элементарные математические представления. Математика помогает ребенку самостоятельно искать путь решения к поставленной задаче, исследовать проблему, устанавливать соответствия, сравнивать, измерять, соотносить, запоминать, объяснять свои действия, учит рассуждать. От эффективности этого математического развития зависит успешность обучения в школе.

Младшему школьнику необходимо уметь выполнять быстрые вычисления, ведь числа окружают нас везде в нашей жизни. А чтобы мы правильно считали, нам необходимо быть внимательными, чтобы не допустить ошибок в своих подсчетах.

В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, так как учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки. Устные вычисления помогают лучшему усвоению приемов письменных вычислений. Практическое их значение состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно в тех случаях, когда письменно выполнить действие не представляется возможным. Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся, памяти, внимания, их сообразительности, математической зоркости и наблюдательности. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок, ведь к письменным вычислениям необходимо обращаться только тогда, когда это трудно вычислить устно. Устный счет требует большого напряжения внимания, памяти. Задания для устных вычислений могут предлагаться таким образом, чтобы учащиеся воспринимали их либо на слух, либо зрительно, либо на слух и зрительно. Проверку заданий можно проводить как и на уроке, так и после уроков [2].

Таким образом, мы видим, что для того, чтобы быстро считать письменно, сперва необходимо научиться считать устно. Устные вычислительные упражнения способны тренировать быстроту реакции, а следовательно с помощью таких заданий идет тренировка различных свойств внимания.

Так же, устные упражнения помогают лучше усваивать тему урока, быстрее считать, воспринимать материал урока более осмысленно. С помощью них учителю легче строить работу с отстающими детьми.

На уроках математики также можно тренировать внимание, используя всевозможные игры и разноуровневый подход к обучению.

Разноуровневость означает разделение целого на отдельные части и может делиться на следующие группы:

- по уровню трудности;

- по уровню творчества;

- по объему учебного материала;

- по степени самостоятельности;

- по характеру помощи.

В рамках работы мы решили построить на уроках такой подход к устным упражнениям, который постарается помочь скорректировать недостаточно развитые свойства внимания у учеников младших классов.

Выводы:

Внимание – является одним из главных психических процессов, неразрывно связанных с волей и деятельностью человека, от которого зависит успешность выполнения любой работы. С возрастом недостатки внимания становятся более устойчивыми, поэтому необходимо еще в школьном возрасте избавляться от них.

Рассмотрев научно-методическую литературу, мы отметили, каким образом происходит развитие отдельных свойств внимания у учащихся в начальной школе. Так же мы выяснили, что повысить этот уровень внимание может помочь математика, ведь именно на этом школьном предмете необходимо быть внимательным при выполнении каждого задания.

Список литературы:

1.​ Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1989. – С.33 – 45.

2.​ Бантова М.А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984. – 335 с.

3.​ Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. – М., 1984.

4.​ Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. – М., Просвещение, 1973.

5.​ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.

6.​ Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб.пособие. – М., 2000.

7.​ Волкова С.И., Столоярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в третьем классе// Начальная школа. - 1992. № 7. – С. 27-29.

8.​ Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики (2 класс) // Начальная школа. – 1991.№ 7

9.​ Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие шестилетних детей на уроках математики// Начальная школа. – 1990. № 7.

10.​ Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика.1991.

11.​ Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – 186 с.

12.​ Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – 127 с.

13.​ Диева Н. П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте. – М., 1969. - 17 с.

14.​ Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание// Проблемы деятельности в психологии. – 1977. – с. 93-137

15.​ Добрынин Н.Ф. О теории воспитания. – Советская педагогика, 1938.

16.​ Загорная Е.В. Справочник школьного психолога. Тесты, упражнения, задания на CD. – СПб: Наука и Техника, 2012. – 288 с.

17.​ Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Смоленск, 2009.

18.​ Калинина И. Г. Развитие внимания на уроках математики в малокомплектной школе// Начальная школа. – 1993. № 10. – С. 60- 63

19.​ Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993.

20.​ Кравков С.В. Очерк психологии. М., 1924.

21.​ Крутецкий В.А. Лекции по психологии. – М.,1987.

22.​ Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,Омега-Л,2004. – 336с.

23.​ Левитина С.С Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.

24.​ Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. – СПб.,2008

25.​ Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в I-III классах. М., 1978.

26.​ Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2000 – 456 с.

27.​ Немов Р.С. Возрастная психология. – М., 1999. – 460 с.

28.​ Немов Р.С. Психология в 2 т. Психология образования. 2-е изд.- М.: Владос, 1995.

29.​ Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

30.​ Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1975. – 846 с.

31.​ Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.

32.​ Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984.

33.​ Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с.

34.​ Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещрякова – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.

35.​ Психология внимания/ под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 704 с.

36.​ Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. - М., 1976. – 208 с.

37.​ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.,2005- 713 с.

38.​  Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, - М.,2001.

39.​ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 176 с.

40.​ Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Лотос, 2001.

41.​ Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

42.​ Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966.

43.​ Филатов Ф. Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 544 с.

44.​ Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. М., 1998.

45.​ Хрестоматия по вниманию. – М., 1976 – 320 с.

46.​ http://festival.1september.ru/articles/214401/

47.​ http://psyznaiyka.net/view-vnimanie.html?id=proizvolnoe-vnimanie

48.​ http://www.uroki.net/docpsix/docpsix3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в  этой статье....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста...

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста Упражнение «Мой любимый фрукт»Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, р...