Возрастные особенности третьеклассника.
статья (3 класс) по теме

Сургутанова Дарья Викторовна

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_treteklassnika.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности третьеклассника.

      Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

     Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые

происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период.

Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим

классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на

этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование

мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное

мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

 Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего

развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях

развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится

мыслящей, а восприятие — думающим».

        Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью,

мышлением.

         Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с

родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать

существенную помощь в проведении такой работы, направленной на

реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого

возраста.

 

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

 Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются

факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в

младшем школьном возрасте. Как, правило, хорошо успевающие учащиеся

имеют лучшие показатели развития внимания.

       Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

       Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1 раза — увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

          Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

           Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

        Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую

очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий

запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала.

Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных

усилий по своему формированию.

        Основой логической памяти является использование мыслительных

процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана

на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не

одной памятью».

 В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:

выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

 Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические

приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства

запоминания.

 Для того чтобы помочь заинтересованным родителям правильно

организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только

рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия

для самих родителей.

 

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

 Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве

опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально

сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации

для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть

классификацией как самостоятельным умственным действием.

       Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить

обучению элементам логического мышления: выделению различных

признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного,

классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать

их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп

мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует

забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем

школьном возрасте.

        Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности третьеклассников.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок п...

Памятка для родителей. Возрастные особенности третьеклассников

Что влияет на интерес к учебе?О домашних заданиях...

Возрастные особенности третьеклассников

              Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением: расширяется кр...

Родительское собрание "Возрастные особенности третьеклассников"

Собрание проводится для родителей третьеклассников в начале учебного года.Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания учащихся детей третьего класса.Задачи:- информир...

буклет для родителей третьеклассников "Возрастные особенности третьеклассника"

1. Сформирован устойчивый образ хорошего ученика.2. Образ учителя становится более реалистичным, сходно отношение ко всем взрослым, в т.ч.и родителям. Поэтому важно научить детей воспринимать взрослых...