"Утомляемость ребёнка и как с ней бороться"
консультация

В статье родителям даются рекомендации .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

"Утомляемость ребёнка и как с ней бороться"

Школьные учителя часто жалуются на отсутствие у детей здорового энтузиазма на уроках, заинтересованности, они характеризуют состояние многих современных школьников как сонное и вялое, жалуются на невнимательность, неспособность детей сосредоточиться, от чего страдает успеваемость, ребята с трудом усваивают школьную программу.

Утомляемость - свойство организма утомляться, уставать в результате затраты энергии.

Головные боли, переутомление, бессонница – эти симптомы хронической усталости все чаще встречается у детей школьного возраста.

Детская усталость подразделятся на физическую, интеллектуальную и эмоциональную.

Причины  усталости у школьников лежат в не соблюдении режима дня  ,несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов, качестве питьевой воды.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим –  главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

·       учебные занятия в школе и дома;

·       активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

·       регулярное и достаточное питание;

·       физиологически полноценный сон;

·       свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Если ребёнок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак в школе и дома. Одной из причин его недомогания может быть неполноценное питание.

Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут основательно уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.

Как лучше организовать завтрак школьника?

Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и его биоритмов. Так, у детей "жаворонков" по утрам хороший аппетит, а вот дети "совы" от утренних завтраков часто отказываются. Если ребенок ест по утрам с удовольствием, нужно этим воспользоваться и покормить его основательно перед школой. Но не стоит впихивать еду насильно - такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребёнка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребёнку что-нибудь из еды с собой.

В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптацией детей к школьным нагрузкам. Это могут быть бутерброды с сыром, колбасой, ветчиной, или рыбой; кусок отварного мяса, любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт. При дефиците времени можно ограничиться стаканом молока или кефира с булкой. Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи: яблоко, грушу, апельсин, огурец, помидор. Не стоит по утрам игнорировать горячее питьё: чай с лимоном, ягодные морсы, какао.

Важно, чтобы завтрак ребенка был питательным и разнообразным по составу пищевых веществ- белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.

        

        Примерные рекомендации родителям.

Завтрак должен быть питательным и разнообразным по составу пищевых веществ.

Дома всегда должен быть приготовлен обед из двух блюд.

Ужин должен быть полноценным, но “лёгким”, содержать творог, йогурты, фрукты.

Следующая  причина  утомляемости  школьника - качество питьевой воды. Ведь это всем известно, что человек более чем на 80 % состоит из воды, и не учитывать этот факт нельзя. Учеными были проведены исследования, в ходе которых доказано, что даже минимальное снижение количества воды в организме человека приводит к снижению его работоспособности почти на треть.

Тем не менее, большинство российских школ не имеют в наличии питьевой воды надлежащего качества. Школьные столовые располагают только чаем, кофе, компотами  и у ребенка нет возможности в школе попить простую воду.

Общий же недостаток воды в организме приводит к расстройству работы кишечника и мочеполовой системы. Причину, так сказать, нервных расстройств тоже нужно искать в первую очередь здесь: нередко уменьшение употребления питьевой воды приводит к снижению способности школьника сосредоточиться, он теряет активность, ему хочется спать, пропадает интерес к занятиям.

Но хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что употреблять в качестве питьевой воду из водопровода нельзя! Вода должна быть только хорошего качества.

Как же помочь нашим детям вырасти здоровыми? Прежде всего, проследите, чтобы ваш ребенок употреблял питьевую воду хорошего качества. Она должна быть обогащенной кислородом и чистой, то есть не содержать вредных химических примесей и излишнего количества минералов.

Да, в школах сегодня такой питьевой воды пока нет, но родителям не стоит ждать, пока изменится обстановка в образовательных учреждениях, и стоит самим позаботиться о здоровье своих детей. Каждому классу под силу установить в своем кабинете кулер для питьевой воды.

Есть еще такой вариант решения задачи по обеспечению ребенка питьевой водой – это снабжение его ежедневно водой в бутылках. Тут есть определенные минусы: придется увеличить вес и так нелегких портфелей наших школьников.

Немалую роль в утомляемости школьников  играют большие нагрузки и негативные отношения с одноклассниками или учителями.

Избавить ребенка от усталости можно,  отменив (дополнительные занятия, секции и кружки) или рационально распределив нагрузки в течение дня.

Разумно перестроить график занятости ребенка, предоставить ему хотя бы час в день спокойного времени и возможности побыть одному.

Снять усталость и стресс у детей младшего школьного возраста поможет детский оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять накопившиеся напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.

        

        Эмоциональная утомляемость ребенка.

Эмоциональную усталость у школьника позволяют снять именно открытые доверительные отношения с родителями. Важно открыто обсудить с ребенком проблемы, которые его волнуют, возникшие как в семье, так и школьном коллективе.

Интеллектуальная и физическая усталость у ребенка часто усугубляется долгим проведением  времени у компьютера и телевизора. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором компьютера или телевизором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника.

 Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.

Здоровье надо понимать как состояние души и тела, не совместимое с безрадостным настроением. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь. По статистике, взрослый человек в среднем смеется 15 раз в день, а ребенок, по крайней мере, раз 50. Это означает, что повзрослев, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые прежде вызывали смех. Вызываемые же смехом биологические процессы укрепляют иммунную систему организма. Кроме того оптимисты лучше учатся. Для подтверждения этого факта проводился эксперимент: испытуемым предлагалось запомнить определенный список слов, часть группы находилась в приподнятом настроении – люди только что получили неожиданный  подарок; остальные же наоборот, были в подавленном состоянии. Выяснилось, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а находившиеся в плохом расположении духа – только 47 %. Оптимисты отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать стратегию решений.

Оптимизм - вселяет надежду  на все хорошее в будущем!!!        

Спасибо за внимание!!

.

Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:

·       Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

·       После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

·       Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

·       Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

·       Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.  

·       Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

·       1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

·       Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

·       Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

·       Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

·       Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

 

 

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену

(начало занятий в 8.00)

Подъем 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.15.

Утренний завтрак 7.15-7.30.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.30- 7.45

Занятия в школе 8.00-12.30.

Горячий завтрак в школе около 11 ч.

Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.

Обед 13.00-13.30.

Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30

Прогулка или игры на воздухе или спортивные занятия 14.30-16.00.

Полдник 16.00-16.15.

Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.

Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.

Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.

Приготовление ко сну 21.00-21.30.

Сон 22.00-7.00.

         

Примерный режим дня учащихся, занимающихся во 2-ю смену

(начало занятий в 14.00)

Подъем 7.30.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.30-8.00

Утренний завтрак 8.00-9.00

Приготовление уроков, уборка рабочего места 9.00-11.30

Прогулка, подвижные игры и развлечения  11.30-12.30

Обед 12.30-13.00

Дорога в школу 13.00-14.00

Занятия в школе, полдник, внеклассная и общественная работа 14.00-18.30.

Дорога домой 18.30-19.00

Ужин и свободные занятия 19.00-22.00

Приготовление ко сну 22.00-22.30

Сон 22.30-7.30