Родительское собрание «Зачем нужны родители или роль семьи в воспитании личности».
консультация (3 класс) по теме

Данное родительское собрание позволяет психологизировать процесс семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Зачем нужны родители или роль семьи в воспитании личности».

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о том, зачем детям родители?  О том, какую же роль играет семья в воспитании ребенка.

Каждый родитель хотел бы воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это кропотливый, нелегкий труд – быть родителем.

Анкета. Отметьте те фразы, которые вы наиболее часто  употребляете в общении с детьми. Будьте честными перед собой, результаты обсуждаться вслух не будут.

  1. Сколько раз тебе повторять! – 2
  2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 1
  3. Не знаю, чтобы я без тебя делал (а). – 1
  4. И в кого ты только уродился! – 2
  5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1
  6. Ну на кого ты похож (а)! – 2
  7. Я в твое время! – 2
  8. Ты моя опора и помощник (ца). – 1
  9. Ну что за друзья у тебя! – 2
  10. О чем ты только думаешь! – 2
  11. Какая ты у меня умница! – 1
  12. А ты как считаешь? – 1
  13. У всех дети как дети, а ты? – 2
  14. Какой(ая) ты у меня сообразительный (ая)! – 1

Подсчитайте количество баллов. Вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель не знает никто кроме вас самих.

7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9 – 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь авторитет не заменит любви.

13 -14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

 Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиление – это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей, не чувствует, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности. У него складывается убеждение в том, что он приносит  счастье родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете. ( в школе их видно - Это дети, которые не видят, не слышат учителя, не воспринимают замечания в свой адрес, они не понимают того, что чего – то  нельзя делать, что другой ребенок в классе, тоже имеет свои потребности, они не умеют уступать. Могут быть агрессивными или наоборот плаксивыми, если не удовлетворяются их потребности в зависимости от силы характера).

  - деспотическая любовь – эта форма, одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из –за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим, помните что ваш сын или дочь, такой же человек как вы, его душа протестует, когда кто – то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Деспотическая любовь не всегда может выглядеть как агрессия в отношении ребенка, это может быть гиперопека, когда ребенку не разрешается проявлять самостоятельность ни в чем, когда выражается недоверие в отношении его способности что – либо сделать.

 ( в школе это дети, которые видят в других, только плохое, они часто обзываются, дерутся, стараются подчинить других своей воле или  наоборот очень боязливые дети, стараются любыми путями заслужить похвалу учителя, это дети, которые говорят у меня все равно не получится, я вообще дурак и т.д., очень не самостоятельные дети, всегда боятся сделать ошибку, кто – то начинает реветь если ошибется, в дальнейшем приводит к тому, что они отказываются отвечать на уроках вообще, а если отвечают, то просто трясутся у доски. У таких детей могут появиться психосоматические заболевания, например, астма или они жалуются на частые боли в животе, вплоть до рвоты).

- любовь откупа -  она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Любовь и ласка замещаются только подарками и деньгами, дети лишены  полноценного общения с родителями (фраза, отстань – я купил тебе компьютер, иди поиграй; не мешай, видишь я занят иди в игрушки поиграй, у тебя же их целая комната; получишь 5- ку, куплю то –то…). Этим детям не знакомы чувства сострадания, милосердия. (В школе – это дети которые пытаются установить дружбу с помощью каких – либо материальных поощрений, или сами дружат с теми, кто их угощает чем – то, что – то приносит в школу. Обмен игрушками , совместная игра в принесенные игрушки является нормой для детей, я говорю о крайних случаях).

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Отец и мать нужны ребенку :

как опекуны, что выражается в заботе, защите, безопасности;

как учителя, прививаем им навыки общения, жизненные умения и навыки;

как наставники, олицетворяем духовно – нравственные ценности.

Положение ребенка в семье будет благополучным, если родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных особенностей, когда заботятся не только  о нем, но и он заботится обо всех; когда его уважают и он уважает других.

Основные законы семейного воспитания:

Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

Закон значимости похвалы для ребенка.

Закон трудового участи каждого члена семьи в жизни своей семьи.

Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ среди членов семьи.

Закон уважительного отношения членов семьи друг к другу.

 

Немного о дисциплине.

В дисциплинировании обязательно должна соблюдаться система применения поощрений и наказаний.

  1. ПООЩРЕНИЯ
  1. Похвала, привилегии.
  2. Объятия, поцелую, ласковые прикосновения.
  3. Дополнительное время для тесного общения (совместный поход в кино, раз освободилось время).
  4. Денежное или иное материальное вознаграждение.
  1. Принципы дисциплинирования:
  1. Распознавание добра и зла (например, разобрали часы, если посмотреть устройство – это одно, если из хулиганства – это другое).
  2. Справедливость (определение степени непослушания)

- ребячливость (играли в футбол в спальне – разбили люстру; играли в шапку – порвали);

- забывчивость (забыл хлеб купить; забыл, что запретили включать компьютер без спроса и т.д.);

- отсутствие навыков (не умею, пишет грязно в тетради – объясни, покажи, потренируй);

- намеренная непокорность.

3. Сбалансированность (уровень дисциплинирования должен соответствовать проступку или поступку):

 - попросить прощения;

- возместить ущерб;

- пережить естественные последствия (на что нарвался, то и получи; не хочет делать уроки, не надо, пусть получит 2, а за 2 уже будет наказан, да и позорно это; говорили  не задирайся в школе, получи сдачу);

- пережить логические последствия (украл телефон, деньги – пусть почувствует наказание, не оправдывайте, не умоляйте, чтобы не сообщали в полицию, не ставили на учет – пусть переживет последствия поступка, он должен почувствовать, что это не допустимый поступок; побил кого – то не отмазывайте, не оправдывайте иначе ребенок будет чувствовать себя безнаказанным, ему можно все)  

 

Часто мы сталкивается  с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем причина? Может быть дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить стихотворением:

Чем проповедь выслушать, Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, Поймут все без труда.

Слова порой запутаны, Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ.

И если все мне показать, Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук, чем быстрый слов поток.

Должно быть, можно верить и мыслям и словам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь, по правде или нет.

Сколько раз тебе повторять! – 2

Посоветуй мне, пожалуйста. – 1

Не знаю, чтобы я без тебя делал (а). – 1

И в кого ты только уродился! – 2

Какие у тебя замечательные друзья! – 1

Ну на кого ты похож (а)! – 2

Я в твое время! – 2

Ты моя опора и помощник (ца). – 1

Ну что за друзья у тебя! – 2

О чем ты только думаешь! – 2

Какая ты у меня умница! – 1

А ты как считаешь? – 1

У всех дети как дети, а ты? – 2

Какой(ая) ты у меня сообразительный (ая)! – 1

Сколько раз тебе повторять! – 2

Посоветуй мне, пожалуйста. – 1

Не знаю, чтобы я без тебя делал (а). – 1

И в кого ты только уродился! – 2

Какие у тебя замечательные друзья! – 1

Ну на кого ты похож (а)! – 2

Я в твое время! – 2

Ты моя опора и помощник (ца). – 1

Ну что за друзья у тебя! – 2

О чем ты только думаешь! – 2

Какая ты у меня умница! – 1

А ты как считаешь? – 1

У всех дети как дети, а ты? – 2

Какой(ая) ты у меня сообразительный (ая)! – 1

Сколько раз тебе повторять! – 2

Посоветуй мне, пожалуйста. – 1

Не знаю, чтобы я без тебя делал(а). – 1

И в кого ты только уродился! – 2

Какие у тебя замечательные друзья! – 1

Ну на кого ты похож (а)! – 2

Я в твое время! – 2

Ты моя опора и помощник (ца). – 1

Ну что за друзья у тебя! – 2

О чем ты только думаешь! – 2

Какая ты у меня умница! – 1

А ты как считаешь? – 1

У всех дети как дети, а ты? – 2

Какой(ая) ты у меня сообразительный (ая)! – 1

Сколько раз тебе повторять! – 2

Посоветуй мне, пожалуйста. – 1

Не знаю, чтобы я без тебя делал (а). – 1

И в кого ты только уродился! – 2

Какие у тебя замечательные друзья! – 1

Ну на кого ты похож (а)! – 2

Я в твое время! – 2

Ты моя опора и помощник (ца). – 1

Ну что за друзья у тебя! – 2

О чем ты только думаешь! – 2

Какая ты у меня умница! – 1

А ты как считаешь? – 1

У всех дети как дети, а ты? – 2

Какой(ая) ты у меня сообразительный (ая)! – 1

Сколько раз тебе повторять! – 2

Посоветуй мне, пожалуйста. – 1

Не знаю, чтобы я без тебя делал(а). – 1

И в кого ты только уродился! – 2

Какие у тебя замечательные друзья! – 1

Ну на кого ты похож (а)! – 2

Я в твое время! – 2

Ты моя опора и помощник (ца). – 1

Ну что за друзья у тебя! – 2

О чем ты только думаешь! – 2

Какая ты у меня умница! – 1

А ты как считаешь? – 1

У всех дети как дети, а ты? – 2

Какой(ая) ты у меня сообразительный (ая)! – 1

Сколько раз тебе повторять! – 2

Посоветуй мне, пожалуйста. – 1

Не знаю, чтобы я без тебя делал(а). – 1

И в кого ты только уродился! – 2

Какие у тебя замечательные друзья! – 1

Ну на кого ты похож (а)! – 2

Я в твое время! – 2

Ты моя опора и помощник (ца). – 1

Ну что за друзья у тебя! – 2

О чем ты только думаешь! – 2

Какая ты у меня умница! – 1

А ты как считаешь? – 1

У всех дети как дети, а ты? – 2

Какой(ая) ты у меня сообразительный (ая)! – 1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"."Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается ...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"."Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается ...

Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...

Родительское собрание №1 "Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности" 3 класс

Родительское собрание №1 "Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности" 3 класс...