Роль семьи в формировании личности ребёнка
статья по теме

Дубровская Екатерина Викторовна

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании личности ребенка.

«Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А.С.Макаренко)

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого» (Э.Кант).

        Семья – колыбель духовного рождения человека. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её  членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

        Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Бытует мнение, что у хороших детей – счастливые родители.

        Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

             Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».

             Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

                 Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

          Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Это форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

               Третья разновидность неразумной родительской  любви – любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

           

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?  Дети наши постоянные свидетели. Они видят наши поступки, падения, срывы, как бы мы ни старались скрыть это.

         

          Ребенок учится тому,

          Что видит у себя в дому.

          Родители пример ему!

          Кто при жене и детях груб,

          Кому язык распутства люб,

          Пусть помнит, что с лихвой получит

          От них всё то, чему их учит.

          Не волк воспитывал овец,

          Походку раку дал отец!

          Коль видят нас и слышат дети,

          Мы за дела свои в ответе.

          И за слова: легко толкнуть

          Детей на нехороший путь.

          Держи в приличии свой дом,

          Чтобы не каяться потом.

У психологов есть понятие «тактильный голод». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. В наш стремительный век многие родители научились подавлять в себе желание прикоснуться к ребенку, обнять его, поцеловать. Они с раннего возраста разговаривают с ребенком на равных, считая такое воспитание правильным. Но не нужно уподоблять общение с ребенком общению ученика и учителя. Учитель в первую очередь обращается к мысли ребенка, а родители, - к душе. Учитель спросит ученика: «Что ты понял из прочитанного?» А мама с сыном или дочерью заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу, и ни о чем не надо будет говорить. И может, вспоминая об этом через десятилетия, ваш ребенок воспроизведет в точности ощущение мягких, но надежных маминых рук, прижимающих и ласкающих. Так давайте подарим детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь.

Тест-игра «Какой вы родитель?»

Говорите ли вы своему ребенку следующие фразы?

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож?!
  7. Вот я в твое время…
  8. Ты моя опора и помощник!
  9. Ну что за друзья у тебя?
  10. О чем ты только думаешь?
  11. Какой ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)…
  13. У всех дети, как дети, а ты…
  14. Какой ты у меня сообразительный!

Правильные ответы:  1,4,6,7,9,10,13 – «нет»;  2,3,5,8,12,14 – «да».

1.Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

СУЖДЕНИЯ, МЫСЛИ, АФОРИЗМЫ

0 РОДИТЕЛЯХ

 Мать - теплица любви. Отец - открыватель возможностей. Сердце матери ~ это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение (О. Бальзак)

 

Материнская любовь - самый общераспространенный и самый общепонятный пример продуктивной любви; сама ее сущность - забота и ответственность

(Э. Фромм)

   

Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно (Вильгельм Буш)    

Гораздо легче стать отцом, чем остаться им (В.О. Ключевский)

 Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? (Л.Н. Толстой)

 Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени. (Ян Райнис)

 

Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер (Э. Фромм)

 

Упрямый ребенок - результат неразумного поведения матери (Я, Корчак)

 Надейтесь на себя. В жизни есть два крепких якоря - работа и дети. Все остальные невзгоды можно перенести (Н.М. Амосов)

 Отец и мать, папа и мама - это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется та вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое (ГЛ. Медынский)

 Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы (А.Н. Острогорский)

 Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним всякое уважение (Л.Н. Толстой)

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чи-е Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами... (АЛ. Чехов)

 

Любовь матери всесильна, первобытна, эгоистична, и в то же время бескорыстна. Она ни от чего не зависит (Т. Драйзер)

 Ни один мужчина не сможет стать хорошим отцом, если он не научится понимать своего отца (Торнтон Нивен Уайлдер)

 Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство (В.А. Сухомлинский)

 

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери (В.А. Сухомлинский)

 Если люди говорят плохое о твоих детях - значит, они говорят плохое и о тебе (В.А. Сухомлинский)

 Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца (В.А. Сухомлинский)

 

 Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора (Т. Фуллер)

Главный смысл и цель семейной жизни -

 

воспитание детей.

В.А.Сухомлинский

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле во -

ды отражается солнце, так в детях отра -

жается нравственная чистота матери и

отца.

В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

               Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседн...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

В данной статье раскрывается взаимодействие семьи и школы в формировании личности ребенка....

Родительское собрание " Роль семьи в формировании личности ребёнка"

В этой статье вы найдёте ответ на вопрос, как строить свои отношения с детьми, какой может быть родительская любовь....

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями...

Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции

Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я - концепции...

Статья на тему: "Роль семьи в формировании личности ребёнка."

Роль семьи в формировании личности ребёнка....