РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «В ЧЕМ НАШИ ОШИБКИ»
материал по теме

Квасова Вера Владимировна

Проблема:

«Проведённое анкетирование показало, что весомая часть учащихся класса ощущает себя некомфортно в домашних условиях (непонимание, недостаток внимания, ласки родителей)»

Цель: гармонизация стиля воспитания;  осознанность некоторых типичных ошибок, которые допускают родители в общении со своими детьми; оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Задачи:

а) психологическое просвещение -  показать, к чему могут привести ошибки воспитания;

б) обучение – дать модель построения взаимоотношений с детьми и обучить навыкам межличностного общения;

в) переориентация – самоисследование родительских позиций, развитие многомерности видения межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chyom_nashi_oshibki.rar429.32 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

«В  ЧЕМ  НАШИ  ОШИБКИ»

Учитель МКОУ «СОШ № 4» Квасова В.В.

Цель: гармонизация стиля воспитания;  осознанность некоторых типичных ошибок, которые допускают родители в общении со своими детьми; оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Задачи:

а) психологическое просвещение -  показать, к чему могут привести ошибки воспитания;

б) обучение – дать модель построения взаимоотношений с детьми и обучить навыкам межличностного общения;

в) переориентация – самоисследование родительских позиций, развитие многомерности видения межличностных отношений.

Ход собрания:

Вводное слово учителя.

- Добрый день, уважаемые родители!

- Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать с постановки проблемы:

«Проведённое анкетирование показало, что весомая часть учащихся класса ощущает себя некомфортно в домашних условиях (непонимание, недостаток внимания, ласки родителей)».

- Как вы думаете, какова будет тема нашего собрания?

             В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Наше поведение и наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

И тема нашего сегодняшнего собрания: «В чём наши ошибки»

Упражнение «Шкала отношений»

Самое страшное для ребенка – это когда его не любят, и больше всего он боится быть отвергнутым.

Поэтому помимо различных типов  контроля и дисциплины преобладающего в семье весьма важен эмоциональный тон семейных взаимоотношений.

             Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные.

 - Постройте шкалу вашу шкалу отношений с ребёнком (Приложение).

Чтобы отношения с ребёнком были гармоничны, взрослому человеку необходимо определиться со средствами воспитания. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание.

              Что правильно? Судить не нам. Не существует  совершенных  родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать.

Невольные и досадные ошибки воспитания.

 Ошибка первая:  обещание больше не любить.

 «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Мнение родителей.

            Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло? Как нам быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь я больше не буду тебя любить». Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию.

Мнение учителя.

            Обещание больше не любить своего ребёнка – это сильнейшая для него угроза. Однако она, как правило, не осуществляется. И дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка, и он будет воспринимать вас как людей лживых.

             Намного лучше сказать так : «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю». Любовь ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает его жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь – это база, на которой строится вся будущая жизнь ребёнка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

          Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка  уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно.

             Постоянный психологический контакт с ребёнком необходим в воспитании в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

            Итак, формула истиной родительской любви -  формула принятия. Её суть  – это не «люблю» потому, что ты – «нехороший», а «люблю» потому, что ты  есть, люблю такого, какой ты есть.

Ошибка вторая: безразличие.      

«Делай, что хочешь, мне всё равно…»

Мнение родителей.

            Зачем спорить, искать аргументы, доказывать что – то сыну или дочери, нервничать? Дети сами должны научиться решать свои проблемы. И вообще, ребёнка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным, а нас оставит в покое.

Мнение учителя.

            Никогда не надо показывать ребёнку, что всё равно, чем он занимается. Почувствовав ваше безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении неблаговидных поступков. Ребенок ждет, последует ли за поступком ваша оценка или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Общаясь с собственными детьми, выполняя какую-либо совместную работу, родители в значительной степени изменяются сами. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей.

Ошибка третья:  слишком много строгости, постоянные замечания, негативные оценки.

 «Ты должен делать то, что я сказала, потому что я в доме главная».

Мнение родителей.

             Дети должны слушаться старших беспрекословно. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение учителя.

             Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на требованиях, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно выполнять все, пока вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

К сожалению, для большинства родителей стали привычными такие высказывания: «Вот бестолковый! Сколько раз тебе объяснять, бестолочь!»,  «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Если в детстве родители постоянно внушали ребенку, что он: «разгильдяй», то рано или поздно он начинает в это верить. Но внутри его грызут противоречия и сомнения, потому, что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать его под свои мерки. Отсюда нервное напряжение, с которым ребенок не всегда может справиться.

Возможны три варианта решения этой проблемы ребенком:

1.  Либо он приспособится к требованиям взрослых, и станет «послушным», но будет искать способы защиты собственного «Я» всеми доступными для него средствами;

2.  Либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями.

И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою «воспитательную политику», то у ребенка возникнет невроз. Необходимо научиться негативно оценивать не самого ребенка, а только его необдуманный поступок. Истинная любовь поможет родителям направить воспитательные усилия на укрепление всего хорошего в ребенке.

        Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, полагая, что когда ребёнок хорошо знает, что его любят, он становится избалованным, эгоистичным, себялюбивым. Нужно  категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создаётся некий эмоциональный дефицит, и ребёнок лишён  прочного  фундамента неизменной родительской привязанности.

3. Либо родителям необходимо научиться строить с ребёнком воспитывающий диалог.

        Главное в установлении диалога – устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, напрвление совместных действий. Речь идёт не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точки зрения взрослых и детей различны, что вполне естественно. Но ребёнок должен понимать, какими целями и чувствами руководствуется родитель в общении с ним.

        Все родители время от времени испытывают к детям два различных чувства – принятия и непринятия. Поведение ребёнка – всё, что что он может сделать или сказать, - может быть представлено в виде схемы:

ВСЁ ВОЗМОЖНОЕ                                        ОБЛАСТЬ ПРИНЯТИЯ

ПОВЕДЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------------

РЕБЁНКА                                                        ОБЛАСТЬ НЕПРИНЯТИЯ

Очевидно, что-то из его поведения вы можете принять, что-то нет.

- Давайте все вместе попробуем найти те факторы, от которых зависит принятие, или, наоборот, непрнятие ребёнка и обозначить их на доске.

Язык непринятия

Язык  принятия

Ты очень жадный! Мне за тебя стыдно!

Мне жаль, что ты не поделился с сестрой…

У тебя ничего никогда не получается как следует

Сегодня у тебя это задание не получилось.

- А куда отнесём невербальные проявления: улыбку, строгий взгляд, напряжённые жесты, ласковое поглаживание по плечу и т.д.?

        Язык принятия «Открывает « детей, они делятся своими чувствами и проблемами.  И чувствуют вашу ласку и заботу. (Помните нашу проблему?)

Давайте проведём не большую диагностику и определим,  какой вы родитель: «принимающий» или «непринимающий»

Диагностика родителей (Приложение).

Ошибка четвертая: детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама».

Мнение родителей.

     Мы готовы все сделать для нашего ребенка, он должен получать самое лучшее. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение учителя.

     Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги ребенка, от этого он не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

Ошибка пятая:  деньги как откуп.

«Больше денег – лучшее воспитание»

Мнение родителей.

     Если у нас есть возможность, почему же не давать денег ребенку. Сейчас столько соблазнов. Пусть он себя почувствует человеком.

Мнение учителя.

Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ! Но бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался . Ребенок должен знать возможности своей семьи, а вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания.

Ошибка шестая:  ваше настроение.

«Можно или нельзя? Все зависит от вашего настроения».

Мнение родителей.

     Неприятности на работе, плохое самочувствие, да еще дома неприятности – плохие отметки, дерзость. Сил нет во всем разобраться.

Мнение учителя.

     Родители должны показывать ребенку, что их радуют хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, то постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка седьмая:   рукоприкладство.

«А если он слов не понимает, лишний подзатыльник не повредит»

Мнение родителей.

     Если ребенок строптивый, непокладистый, то это упрямство надо из него «выбивать» в прямом смысле слова. Только так его можно воспитать.

Мнение учителя.

     Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности чувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, которые часто его наказывают, появляется враждебность. Судебная практика показывает, что дети, которых бьют, часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.

- Итак, мы рассмотрели некоторые ошибки, которые допускаем в воспитании детей. И хотя наши дети стоят на пороге юношества, они всё же дети, которых мы очень любим.

 - Возьмите вашу шкалу отношений с ребёнком и сделайте на ней новую отметку так, как бы вы хотели , чтобы  складывались ваши взаимоотношения с сыном или дочкой.

Надеюсь, что изменения есть! И на прощание позвольте Вам раздать памятки:

«Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками и старшеклассниками».

- До свидания! До новых встреч!

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шкала отношений между родителями и детьми

              5/____4/____3/____2/_____1/_____0/_____1/____2/____3/____4/_____5/

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностика

«ПРИНИМАЮЩЕГО» и «НЕПРИНИМАЮЩЕГО» родителя

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста таблицу:

Что меня огорчает в моём ребёнке?

Что меня радует в моём ребёнке?

Комментарии: если родителю легко перечислять недостатки ребёнка, но трудно вспомнить его достоинства, то вряд ли можно назвать его принимающим. Однако даже те родители, которые отнесли себя к «ПРИНИМАЮЩИМ», далеко не всегда могут показать ребёнку своё «принятие». «Принятие» должно быть продемонстрировано. Именно поэтому очень важно научиться говорить на «языке принятия»

Язык непринятия

Язык  принятия

Ты очень жадный! Мне за тебя стыдно!

Мне жаль, что ты не поделился с сестрой…

У тебя ничего никогда не получается как следует

Сегодня у тебя это задание

не получилось.

Улыбка

Строгий взгляд

Напряжённые жесты

Ласковое поглаживание по плечу