Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"
консультация (4 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_rol_semi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ  ВПО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»»

Контрольная  работа

Тема: «Роль семьи в воспитании личности ребенка»

                                

                                                                                                    Выполнила: Ф.И.О

                                                                                               учитель начальных классов  

                                                                                             МБОУ СОШ № 1 г. Щелково

                                                                                             Гайдар О.П.

                                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                                    кандидат культурологии,      

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                     доцент Кутикова Н.А.

                                                                

                                                 

                                                                

Москва

2014

Родительское собрание на тему

«Роль семьи в воспитании личности ребенка»

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании современных детей.

Цели: 

  • выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
  • выявление психологических особенностей современных детей;
  • роль семьи в воспитании детей;
  • разработка принципов воспитания современных детей.

Участники: классный руководитель и родители 1 класса.

Ход собрания

1. Информационная часть.

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустический.

Демократический стиль - это стиль "согласия";

авторитарный стиль - стиль "подавления";

попустический стиль - ребёнок предоставлен сам себе.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой Уродливой любви, главные из них:

любовь умиления;

любовь деспотическая;

любовь откупа.

Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви — любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он — баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

II. Практическая часть.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой, читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жизни у нас. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

 Если:

 ребенка постоянно критикуют, он учится ...(ненавидеть);

 ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

 ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);

 ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);

 ребенка хвалят, он учится . . (быть благородным);

 ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);

 ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);

 ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

 ребенка высмеивают ,он учится ... (быть замкнутым);

 ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в  этом мире).

( Проводится коллективное обсуждение вариантов ответов.)

3. Практические советы по воспитанию детей в семье.

     (Десять правил для родителей).

Говоря о воспитании, родителям обязательно знать и помнить, что именно они являются зерцалом для своих детей. И поэтому все необходимо начинать с себя самих.

У известного православного педагога Н.Е. Пестова есть несколько замечательно точных правил, почерпнутых им из многовекового святоотеческого опыта.  Вот они (родителям раздаются памятки) :

1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний.

2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически.

3. Выполнение приказания следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.

4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать  у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого,  не спорить об этом при детях.

5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.

6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний. Иначе будет притупляться послушание.

8. Не требовать от детей чего – либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком - либо отношении.

9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Нельзя позволять детям трепать себя за волосы или уши и ударять даже в шутку.

10. Самим родителям давать пример послушания друг другу.

III. Заключительная часть.

Мировой педагогический опыт накопил огромное множество всевозможных систем воспитания, но независимо от них, каждый ребенок будет счастлив и несчастлив по – своему. Любому человеку, а особенно маленькому ребенку , больше всего нужна любовь. Любящее сердце родителя всегда почувствует пользу или вред для своего малыша. Задача семьи и школы – создать благоприятные условия, атмосферу, которые помогли бы ребенку выразить себя, развить лучшее, успешнее познавать и  осваивать мир. Наше дело – уметь ответить на его пытливые, порою даже каверзные вопросы и не мешать ему жить по особым внутренним ритмам, не ускорять и не замедлять их своими взрослыми установками.

Существует педагогическая аксиома , утверждающая, что самые прочные знания – это те, которые человек добыл сам, а самый важный опыт – собственный. Вот  поэтому все избыточное, насильственное, искусственно вколачиваемое в ребенка, как говорится, «в одноухо влетает, а в другое вылетает». Если же вы будете  добрым и скромным соучастником его познавательного процесса, то естество ребенка, как цветок, раскроет весь свой творческий потенциал, и он сможет полно и гармонично  усвоит все полезное и необходимое.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

 Чем проповедь выслушивать,

 Мне лучше бы взглянуть.

 И лучше проводить меня,

 Чем указать мне путь.

 Глаза умнее слуха,

 Поймут все без труда.

 Слова порой запутаны,

 Пример же — никогда.

 Тот лучший проповедник —

 Кто веру в жизнь провел.

 Добро увидеть в действии —

 Вот лучшая из школ.

  И если все мне показать,

  Я выучу урок.        

  Понятней мне движенье рук,

  Чем быстрых слов поток.

  Должно быть, можно верить

  И мыслям, и словам.

  Но я уж лучше погляжу,

  Что делаешь ты сам.

  Вдруг я неправильно пойму

  Твой правильный совет.

  Зато пойму, как ты живешь,

  По правде или нет.

                           

  Список использованной литературы:

1. Н.Е. Пестов «Современная практика православного благочестия». Том 2. Держава Санкт – Петербург. 2006. Г.

2. Р.Ю. Киркос «Православное воспитание детей дошкольного возраста».  Держава. Санкт – Петербург. 2007. Г.

3.М. Кравцова «Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников». Благо. Москва 2004

4. Л.Н. Урбанович «Нравственные основы семьи и брака»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании ребенка"

Положительные и отрицательные факторы семейного воспитания...

Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...

Родительское собрание на тему: «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни...