обучение "трудных" детей
консультация (1 класс) на тему

Чистякова  Юлия Александровна

В последнее время проблема общения с "трудным" детьми стала черезвычайно актуально

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_deti_na_sajt.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение «трудных детей»

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0286034.wmf

                                                                          Выполнила: учитель  1 класса

                                                   Булыгина Юлия

В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной.

Предлагаю  рассмотреть причины возникновения аномалий у детей и пути их преодоления.

  • на основании изучения литературы по данной теме, определить, в чем причины и специфика развития детей с трудностями в поведении;
  • разработать коррекционную работу с трудными детьми. Анализировать классификацию трудных детей;
  • если учитель определит причины аномального поведения младшего школьника, то он может провести целесообразную, эффективную коррекционную работу.

При решении поставленных мною  задач использовались методы научно-педагогического исследования: социально – психологический анализ, изучение педагогической методической литературы по данной теме, теоретического анализа, конспектирование, цитирование, составление библиографии, наблюдение, эксперимент.

Учитель начальных классов в процессе воспитания сталкивается с трудновоспитуемостью. Трудновоспитуемость – состояние, в которое волей-неволей впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может нести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.

Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно говорить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требует специальной системы мер перевоспитания.

Задача перевоспитания на любом этапе – остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.

Итак, общее, определяющее характеры трудных детей, искажение в общественной направленности личности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своими прихотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций, бесхарактерен или эгоистичен).

Трудновоспитуемый младший школьник всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда связано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: «Другие так же поступают», «Мне терять нечего» и т.д.

В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избранный образ жизни.

Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она – результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте младшего школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.

Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта, необходимых знаний, умений и навыков.

В данное время дети дошкольного и младшего школьного возраста подвергаются различным стрессам. Детская психика становится неустойчивой. Ребенок перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром, замыкается в себе. Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании поведения и личности ребенка играет семья, которая может помочь ребенку выйти из стресса, но также существует негативное влияние некоторых семей.

Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин.

Причины аффективного поведения:

– пьющие семьи;

– избыток родительского раздражения;

– конфликты в классе, со всем коллективом;

– психологические расстройства;

– заниженная самооценка;

– повышенная тревожность.

Аффективные дети – это дети, демонстрирующие склонность к аффективному поведению.

Аффективные дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними.

Работая с аффективными детьми в начальных классах, педагогу необходимо обращаться к школьному психологу, чтобы правильно скорректировать  и не навредить этому ребенку, а наоборот помочь сгладить  это состояние.

              Коррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми.

Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей.

Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на аномальных детей.

Учителям начальных классов необходимо проводить коррекционную работу с трудновоспитуемыми детьми, чтобы сформировать личность учащегося.

Коррекция – это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Большое значение в коррекции поведения детей имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

 В заключении я акцентирую внимание на то, что в процессе обучения младших школьников учителю начальных классов необходимо проводить диагностическую деятельность для выявления и предупреждения развития аномалий и на основе этого строить воспитательную и коррекционную работу, используя разнообразные методы и формы.

 Во время коррекционной деятельности необходимо учитывать причины возникновения аномалий, возраст и индивидуальные особенности учащихся.

 Учителю начальных классов рекомендуется осуществлять перевоспитание совместно со школьным психологом, родителями и другими узкими специалистами, которые окажут положительное влияние на изменения в развитии личности учащегося.