Как вырастить оптимиста?
консультация по теме

Благодер Виктория Гариевна

Многие психологи утверждают, что дети, в общем-то, склонны к оптимизму: если сегодня удалось уговорить папу купить мороженое, завтра это также получится. Задача родителей - не только научить детей оптимизму, но и поддерживать эту естественную, здоровую тенденцию. Укрепляется она в возрасте семи лет.

Как взрослые влияют на детский оптимизм?

Источник: http://adalin.mospsy.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vyrastit_optimista.docx13.03 КБ

Предварительный просмотр:

Как вырастить оптимиста?

Мы рождаемся оптимистами. Поведение взрослых может укрепить в детях эти тенденции либо разрушить их.

«Мама, посмотри какие красивые каштаны! Завтра наберем еще больше».
«Мама, я постирал свои носочки, но немного набрызгал, но это ведь ничего - правда?»
        Многие психологи утверждают, что дети, в общем-то, склонны к оптимизму: если сегодня удалось уговорить папу купить мороженое, завтра это также получится. Задача родителей - не только научить детей оптимизму, но и поддерживать эту естественную, здоровую тенденцию. Укрепляется она в возрасте семи лет.

Как взрослые влияют на детский оптимизм?

Четырехлетняя Лена обедает. Набрызгала на скатерть, испачкала платье. «Сегодня ты невнимательна, - говорит мама, - морковка должна приземляться в ротик, а не на коленки, правда?»
Саша, ему тоже четыре года, неаккуратно ел. Его мама говорит: «Ну опять то же самое, какой же ты неуклюжий. Неужели ты никогда не научишься аккуратно есть?»

Одинаковая ситуация, и на вид одинаковая реакция. Но только с виду, ибо мама Лены журит ее за то, что случилось сейчас, сегодня, четко подчеркивая невнимательность ребенка.

Мать Саши употребляет слова «всегда», «никогда», «неуклюжий». Это и есть принципиальная разница. Вдобавок мама девочки смягчает свое критическое замечание шутливым «приземляться», в голосе матери мальчика слышны раздражение, злость. А дети слышат не только, что говорят, но и как это произносится.

Оба, Лена и Саша, знают, что ели некрасиво и порицание обоснованно. Способ же его выражения оказывает на них разное воздействие. Лена отошла от стола убежденная, что в следующий раз будет есть, как нужно, и все будет в порядке. Саша же узнал, что он неуклюжий, неповоротливый и, следовательно, таким будет и завтра, и послезавтра.

Ребенок должен научиться сотне разных дел. Ясно, что его встретят и неудачи, прежде чем он накопит какой-то опыт, приобретет сноровку.

Он идет в детский сад, потом в школу, где воспитатели и учителя также отчитывают, делают замечания, увещевают, критикуют: пишет не так, плохо считает, тетрадь в пятнах. Учитель может сказать: «Думаю, то ли ты не понимаешь вопроса, то ли спешишь, и поэтому некрасиво написал». Но, к сожалению, и так: «Ты отстаешь в счете, твои тетради всегда выглядят отвратительно».

      Делая замечания, критикуя, взрослые, в общем-то, не отдают себе отчета в том, каким способом это делают, как это влияет на формирование жизненной позиции ребенка - пессимистичной или оптимистичной.

На основе этих замечаний ребенок творит себя, образ своей личности - видит себя глупым, неповоротливым, без шансов на улучшение либо, наоборот, удачливым, смелым, способным преодолеть любые трудности.

М.Г. Коляда