Особенности второклассников. Агрессивность детей.
статья (2 класс) по теме

Кондрашова Нина Николаевна

Материал поможет организовать одно из первых родительских собраний во 2 классе, раскрывает наиболее актуальные проблемы в обучении и  воспитании второклассника, пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vtoroklassnikov.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 классе № 1

Тема: Особенности второклассников. Агрессивность детей.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями самооценки второклассников;
  • развести понятия «оценка» и «отметка», обсудить влияние отношения к отметке на самооценку ребенка;
  • поговорить об условиях успешной организации домашней учебной работы;
  • показать причины  и последствия агрессивности детей, способы коррекции агрессии.

        Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками окончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

        Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения. Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

        Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.

        Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.  Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

        В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей.

        Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором любой взрослый сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ребенка, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

        Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. А у учителя не всегда есть возможность в рамках урока прокомментировать все отметки. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате  отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жестокий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969).

        К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: "Мама не очень меня любит, потому что я не всегда "пятерки" получаю".

        Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая "пятерка", обнадеживающая "четверка", равнодушная "тройка", угнетающая "двойка", уничтожающая "единица".

        Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

        Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

        Поговорим теперь о помощи родителей ребенку в подготовке домашних заданий. Рассмотрим причины, почему такая помощь нередко является неэффективной.

        В начальной школе родители оказывают своему ребенку не только моральную и эмоциональную поддержку, но и активно помогают ему в домашней учебной деятельности.

        Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего – с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.

        Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, – несовпадение стилей (стратегий) познания ребенка и матери.

        При участии матери в подготовке домашних заданий реализуется принцип индивидуальной работы с ребенком. Это требует от матери не столько владения специальными методическими приемами, сколько понимания особенностей познавательной деятельности ребенка и умения соотнести с ними свой собственный стиль познания. Сделать это бывает непросто.

        Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или трудного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.

        Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название "когнитивный (познавательный) диссонанс".

        Специальные психологические исследования показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери влияет на успешность их совместной учебной работы.

        По каким же параметрам могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка?

        Конфликт возникает в том случае, если когнитивные стили матери и ребенка по тем или иным параметрам не совпадают. Например, такой конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери – большое внимание к деталям и частностям.

        К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.

        К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери – повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными, несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.

        Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.

        Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого смыслового барьера, в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

        Следует отметить, что даже в случае очевидных несовпадений познавательных стратегий матери и ребенка большинство матерей бывают искренне убеждены в том, что хорошо понимают внутренний мир своего ребенка и ход его мыслей.

        Для взрослого, помогающего ребенку в подготовке домашних заданий, важно осознать возможные причины трудностей в совместной работе. Конечно, родитель не должен стремиться изменить свой собственный когнитивный стиль. Это нереальная задача. Однако понимание им особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

        Люди по оценке себя в мире обычно разделяются на тех, кто в своих неудачах обвиняет себя, и тех, которые винят во всем других. И только в отношении недостатков своих детей все (или почти все) дружно объединяются в одну группу – в группу обвинителей детского сада, школы, улицы, вообще окружения ребенка, исключая, конечно же, себя и семью. «Вот мой сегодня принес из школы нецензурные слова» – «А моя стала дерзить – набралась от подружек». Был хорошим и в одночасье стал плохим? Так не бывает. Что-то привносится со стороны, а что-то – свое собственное.

        Для начала напомним, что все люди от рождения обладают индивидуальными особенностями, в частности особенностями их нервной организации. Эти особенности лежат в основе темперамента человека. У каждого темперамента есть своя ведущая эмоция: у сангвиника это радость, у меланхолика – страх, у флегматика ведущим является чувство, что «все будет хорошо» – он уравновешен. Для холерика ведущая эмоция – гнев. В основе агрессивного поведения всегда лежит гнев. Значит ли это, что все дети с агрессивным поведением – холерики? Нет, но у холериков природные предпосылки для такого поведения богаче, им труднее справиться со своими эмоциями, и их сложнее обучить справляться с гневливостью. Ну а если ребенок уравновешен, доброжелателен или робок (соответственно по темпераменту флегматик, сангвиник или меланхолик), значит ли это, что он никогда не злится, не раздражается и т.п., а родители могут спать спокойно? И опять психологи скажут – нет, потому что гнев и другие отрицательные эмоции у ребенка любого темперамента возникают от внешних раздражителей, накладываясь на внутренние, природные условия. Самыми первыми и самыми мощными раздражителями являются сами родители.

        Представьте себе несовпадение темпераментов мамы и ребенка. Непросвещенной маме-холерику ее сын-флегматик будет казаться слишком медлительным, заторможенным, даже бестолковым. Она замучает его понуканиями, напоминаниями, своим нетерпением, не понимая, что это не только он медлительный, но, и главное, она слишком «скоростная». Неучет этого противоречия неизбежно будет порождать в ребенке протест, страх, гнев, а потом и агрессивное поведение в разных его проявлениях.

        Маме-флегматику ребенок-холерик будет казаться слишком активным, егозой, безудержным фантазером и вообще ужасным неуправляемым ребенком. Остановить его не удается (а мы добавим, что это еще и вредно для ребенка), покоя с ним нет, а запреты только усугубляют его активность. Мы пока не говорим, что делать мамам, – об этом попозже. Пока же давайте поймем, что причиной возникновения гнева, как предпосылки агрессии, в первую очередь становимся мы сами.

        Причин гнева много. Одна из сильнейших – боль. Частыми причинами возникновения гнева является дискомфорт: голод (особенно у мужчин), усталость, стресс. Ограничение физической свободы детей (запрет бегать, прыгать, шуметь и т.д.) и психологическое ограничение («Нельзя!») неизменно вызывают гнев и протест детей. Любая несправедливость с точки зрения ребенка или препятствие в достижении цели может являться причиной гнева или подавленности. Гнев может порождаться даже неудовлетворением собой, различными комплексами («Я слабак», «Я уродина, меня никто не любит»), и тогда гнев и агрессия разрушительно направляются ребенком на себя (аутоагрессия). Можете ли вы признать себя невиновным в возникновении гнева и подавленности вашего ребенка по перечисленным причинам? Вряд ли. Другое дело, что мы, как правило, этого не осознаем либо не хотим принимать факта нашего «вклада» в воспитание агрессивности собственных детей. Цепочка такая: возникший гнев находит выход в агрессивном поведении (физическом или вербальном), а агрессивное поведение, повторяясь, становится стойкой чертой личности – агрессивностью или общей враждебностью.

Честно говоря, нас не слишком волнует агрессивность собственных детей, пока она не направлена против нас, своей семьи. Мы квалифицируем ее как «умение постоять за себя» и даже поощряем: «А ты дал сдачи?» Нас тревожит, когда агрессия направлена против наших детей. Но для кого-то наши агрессивные дети – причина тревог.

        Психологи провели эксперимент: они просили из нескольких перечисленных качеств выделить то, которое испытуемый хотел бы добавить себе, а затем сделать то же самое для других людей. Оказалось, что 86% людей выбирают для себя качества решительности и воли, а для других – доброжелательность. Другими словами, каждый хочет быть сильным в более мягком окружении. Но до тех пор, пока доброжелательность не будет выбрана каждым также и для себя, общество в целом не сможет стать мягким. То же самое с агрессивностью: если мы не хотим жить в агрессивном обществе, надо снизить собственную агрессивность.

        Вы уже подумали, наверное, что в теории это звучит хорошо, а на практике неагрессивный ребенок может оказаться в невыгодном, а то и в опасном положении. И вообще, агрессия – так ли уж это плохо в условиях конкурентной борьбы современного общества? Давайте рассмотрим и этот аспект.

Для начала разведем два понятия:

1) агрессивность как стойкая черта личности – это специальное причинение зла другому для достижения своей цели;

2) агрессивное поведение как форма выражения гнева, зачастую ситуативно, импульсивно, не стойко.

        Если рассматривать эти явления в филогенезе (в процессе развития человечества), то надо признать их весьма положительную роль: гнев и агрессия попросту помогли человеку выжить.

        Управление же гневом позволяет в нужный момент дать отпор, сохраняя при этом умеренность чувства гнева и дозированную демонстрацию агрессии. Важно также научить детей социально приемлемой форме выражения агрессии (слова вместо драки, использование взгляда вместо рук и т.п.).

        Чем раньше начинается воспитание неагрессивности ребенка, тем лучше. Точнее было бы сказать – воспитание доброжелательности, чуткости, эмпатийности (сопереживания) в ребенке. Разумеется, методы такого воспитания в разные возрастные периоды неодинаковы, как и причины возникающего гнева. Чем ребенок старше, тем замаскированнее причина, тем большего родительского труда требует ее выявление. Далеко не каждый откроет причину своей физической или душевной боли. Очень часто родители могут получить обидную агрессивную реакцию на свою заботу: «Не лезь!», «Ничего не случилось!», «Не ваше дело!» То есть агрессивное поведение может быть направлено и не по адресу. Помните картинки Бидструпа о цепочке агрессий: человека обижает начальник, он – жену, она – ребенка, ребенок – собаку, собака кусает человека. Прервать цепочку гнева можно на любом этапе, и мы обязаны научить этому детей.

        Однако начать придется все-таки с себя, потому что мы не только самые первые источники гнева для ребенка, но еще и самый первый пример для него. Раздражительность, несдержанность, грубость в отношении детей, особенно когда никто не видит, – вот первый и более сильный источник агрессивности, чем все «Том и Джерри» вместе взятые. Нельзя воспитать в ребенке ни одного качества, не воспитав его предварительно в себе. У агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у детей, надо разобраться со своим собственным. «Кретин! Как он обгоняет?!» – бормочет папа за рулем, и это слово вместе с агрессивной реакцией уже в арсенале сидящего рядом сына. «Отстань, не видишь, я разговариваю с тетей?» – урок несправедливости не пройдет для ребенка даром, он посеял в нем гнев и семена агрессии.

        Уже понятно, чего не надо делать. А как надо?

Ребенок изначально – дружелюбное существо. В атмосфере семейной любви и понимания его дружелюбие также растет. Держите себя в руках, не реагируйте на пустяки, радуйтесь своему ребенку – и все наладится. Оптимальной формой реагирования на нежелательное или опасное поведение ребенка может являться отвлечение его на другой предмет.

Мы уже знаем, что запрет на желаемое немедленно вызовет у ребенка гнев с последующей агрессией. Поэтому: «Нельзя» должно быть всегда нельзя, а не через раз – то нельзя, то можно. Это касается всех членов семьи, в любых обстоятельствах и при любом их настроении. Родителям же нельзя кричать на ребенка, ругать, наказывать (особенно – бить по рукам, так как это губит исследовательский рефлекс).

Бывают ситуации, когда агрессивность ребенка – способ привлечь к себе внимание взрослого. Если взрослые реагируют только на плохое поведение ребенка, а хорошее принимают как должное, то у ребенка закрепляется тот стиль поведения, который обеспечивает внимание взрослых, чего, собственно, и добивается ребенок. Поэтому не паникуйте, что ваш ребенок растет агрессивным, а постарайтесь выяснить, что является причиной такого поведения: недостаток любви, ревность к младшему ребенку, вседозволенность в семье или подражание кому-то. От этого зависит ваша воспитательная стратегия.

        Если ребенок агрессивен к другим детям, постарайтесь находиться рядом, чтобы быстро отреагировать, а лучше – предупредить ситуацию. Отвлеките, измените место игры, включитесь сами в игру. Похвалите ребенка, если он все сделал правильно: поделился, не поссорился. Это научит его справляться с гневом, что и является главной задачей в воспитании социализации детей. Взрывы активности  можно направить на подвижные игры, занятия спортом.

        Полезно проигрывать ситуации с детьми, читая и обсуждая с ними книги: «А ты как бы поступил на его месте? Почему?», «Считаешь, это хорошо или плохо?», «Хотел бы там оказаться?» – и т.п. Снять агрессивность или разрядить ее помогает рисование. Попросите ребенка нарисовать то, что вызывает его гнев («что не нравится»). Этот рисунок можно потом разорвать, зачеркнуть, выбросить. Так произойдет косвенное снятие агрессии.

        Агрессивное поведение вызывает напряжение мышц, что ведет к головным болям, болям в животе, усталости и раздражительности. Помогите детям расслабиться, научите релаксации через воображение – представление себя в приятном месте или другим объектом (облаком, птичкой). Возбудимым детям полезен легкий успокаивающий массаж перед сном.

         Состояние ребенка усугубляется, если он неуспешен в учебе: ведь его статус среди одноклассников в первую очередь зависит от успеваемости и бывает настолько стойким, что может сохраняться на все годы учебы. Именно поэтому первоначально учителя ставят детям только поощрительные оценки.

        Агрессивные реакции могут выдавать все дети, но чаще они характерны для тех, кто претендует на более значимую роль в коллективе, чем это есть в реальности. Несоответствие своих притязаний и реального положения дел обязательно вызовет внутреннюю агрессию (на себя) или внешнюю (на сверстников, родителей, учителей). Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка – агрессивным поведением или подавленностью – поможет учителям и родителям вовремя прийти ребенку на помощь.

        Чтобы снизить агрессивность ребенка, нужно организовать  режим с учетом особенностей ребенка: необходимой и достаточной продолжительностью сна, прогулок, отдыха и нужного времени для занятий. Согласитесь, что все эти параметры очень индивидуальны, и нельзя предложить одинаковый режим всем. Ребенок должен участвовать в составлении режима, тогда его легче мобилизовать. Режим помогает организму ребенка легче приспособиться к новым условиям. И психологически ребенок оказывается более подготовленным к труду, когда все заранее определено. В режим обязательно должно быть включено игровое или свободное время, причем ребенок должен знать, что оно увеличится, если на уроки уйдет меньше времени, и сократится, если с уроками он не уложится в отведенный срок. Конечно, вначале ребенку трудно самому справиться с этой задачей – потребуется помощь и контроль родителей. Старайтесь, однако, чтобы контроль не угнетал, а перерастал в самоконтроль. Например, не подгоняйте ребенка каждую минуту, а договоритесь, что через 15 минут у него будет перерыв, и вы вместе попрыгаете, но до этого времени он должен успеть написать (прочитать, решить) то-то и то-то. Можно  использовать песочные часы. Струйка песка будет напоминать вместо вас, что время течет. Если же мы берем на себя те дела, которые должен выполнять сам ребенок (вовремя садиться за уроки, складывать портфель, вешать школьную форму и т.п.), то не на кого будет пенять, если ребенок и все остальные дела переложит на нас. Не встречали родителей, которые годами обзванивают прилежных учеников в поисках домашнего задания? Тот самый случай. И тогда уже родители начинают раздражаться и ругаться.

        Независимых по характеру детей особенно раздражает излишний контроль, и это тоже может вызвать агрессивные реакции – от прямой грубости до прострации ребенка. Поэтому дозируйте свой контроль, определите время контроля и старайтесь его придерживаться. Уменьшение контроля со стороны родителей будет повышать самостоятельность ребенка, к которой дети этого возраста (особенно мальчики) так стремятся.

        Стремление к самостоятельности проявляется, прежде всего, в самоутверждении ребенка, которое довольно часто принимает агрессивную, наступательную форму. Например, ребенок провоцирует родителей на помощь, а затем заявляет, что они все делают не так, как сказала Анна Ивановна. Авторитет родителей снижается перед авторитетом учителя, с которым ребенок начинает себя отождествлять. Не боритесь с этим явлением: во-первых, авторитет неплох; во-вторых, ваш ребенок взрослеет – радуйтесь. Это еще не подростковый период, когда ребенок будет считать себя самым умным в доме. Это пока младший школьник, который сделал первый шаг во взрослость и заслуживает внимания и одобрения. Поэтому включайте его в общие обсуждения, дайте ему право голоса, учитывайте его мнение и опыт. Так вы учите его избегать конфликтов, находить приемлемые, неагрессивные формы выражения себя.

Агрессивное поведение может порождаться и школой, и семьей. В школе, например, это слишком трудная учебная программа, несложившиеся отношения с учителем или учениками.

Велика ответственность учителя за несложившиеся отношения с ребенком. К сожалению, с этим приходится встречаться, но нельзя мириться. Обсуждайте, договаривайтесь, но не оставляйте ребенка в ситуации, где ему плохо.

Еще больше ответственность семьи, если она не сумела быть крепостью для ребенка. Если ему не хватает любви, заботы, внимания, если его хорошие поступки воспринимаются как должное, а реакцию вызывают только агрессивные и асоциальные поступки, то именно они и закрепятся в поведении ребенка. Ребенок жаждал внимания и добился его, пусть даже это внимание негативное. Очень часто дети повторяют судьбу родителей, потому что научаются или не научаются любить, сострадать, помогать... К сожалению, в семье же дети получают и образец агрессивности: грубый отец, вздорная мать, неуважительные отношения с людьми – все это успешно и быстро формирует агрессивность у ребенка.

Подведем итоги:

В основе агрессивного поведения лежат гнев и страх.

Закрепленное агрессивное поведение становится стойкой чертой личности – агрессивностью характера.

Причины гнева могут быть физиологическими, психологическими и социальными. Прежде чем что-то предпринимать, найдите причину гнева.

Наказание не излечивает от агрессивности, а вызывает ее усиление.

Борьба с агрессивностью ребенка – это в первую очередь борьба со своей собственной агрессивностью.

Агрессивность невозможна, если воспитаны любовь, сострадание, уважение к людям.

Лучшее воспитание – личный пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности второклассника.

Кратко об особенностях ребёнка в возрасте 8-9лет....

Возрастные особенности второклассников

Возрастные особенности второклассников...

Агрессивные дети. Причины и последствия агрессивности детей.

Тема для обсуждения  с родителями замещающих семей в форме круглого стола. Советы психолога по различным ситуациям после прослушивания доклада....

Агрессивные дети. Психологические особенности агрессии в дошкольном возрасте.

Повышенная агрессивность — одна из частых проблем детского коллектива. В статье перечислены проявления агрессивности детей дошкольного возраста, а также психологические особенности склонности к агресс...

Возрастные особенности второклассников.

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послушным дошколенком, а теперь – гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных особенност...

Возрастные и индивидуальные особенности второклассников

Презентация может быть использована на родительских собраниях во втором классе....