Отметка. Оценка. Как к ней относиться?
статья (2 класс) на тему

Васильева Светлана Юрьевна

 Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?  Как помочь ребёнку,  чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otmetka.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Отметка. Оценка. Как к ней относиться?

Сегодня  мне хочется вместе с вами, уважаемые родители, поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни «5», то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчёркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребёнок, преодолев определённые трудности, наверстал то, что было упущено, но ещё не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Учитель ставит ему «3», больше поставить не может, так как его работа выполнена хуже, чем у других детей, а ведь они смотрят в тетради друг друга, сравнивают…

Так вот, часто, эта скромная «3», свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.

Некоторые родители «выколачивают» отметки из своих детей. В результате у ребёнка не остаётся времени для прогулки, а она необходима. Подобное «усердие» под вашим нажимом, дорогие родители, это не только переутомление ребёнка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка в тетради были одни «5». Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только «5».

Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребёнка появится нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после «5» вдруг полученная «4» вызывает слёзы! Или когда ребёнок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока ещё едва заметные.
Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Отношение ребёнка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребёнка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаём нашим детям. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребёнку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нём и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребёнок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребёнку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания нужно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?».
Если ребёнок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослых, а совместное с ребёнком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: «Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получились очень красивые цифры».

Как помочь ребёнку?

  • Выявить причины неуспеваемости.

Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку и предпринять соответственные меры.

  • Следует пересмотреть свои требования к ребёнку.

Быть первым во всём и всегда – невозможно!

  • Помнить о том, что отличная оценка – не показатель знаний и не самоцель. Культ пятёрки может иметь серьёзные последствия, проявляющиеся во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно:

  • Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
  • Дать возможность ребёнку проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё!
  • Быть объективными не только в оценке ребёнка, но и в оценке сложившейся ситуации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки.

Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки. Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают,и ты будешь в полной безопасности от них.  Цели:Объединить усилия...

Родительское собрание "Отметка.Оценка.Как к ней относиться"

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а...

Школа для родителей. Отметка. Оценка. Как к ней относиться?

В статье идёт речь об отношении родителей и детей к школьным отметкам....

Родительское собрание "Отметка. Оценка. Как к ней относиться"

Презентация может быть использована учителями на родительском собрании и родителями...

Родительское собрание Тема: Отметка. Оценка. Как к ней относиться.

Тема: Отметка. Оценка. Как к ней относиться.Цели: 1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,2.  Позн...

"Отметка. Оценка. Как к ней относиться"

Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной ...