Готовность ребенка к школьному обучению
статья на тему

В данном материале рассматривается готовность к обучению по следующим параметрам:

  1. Психологическая и социальная готовность.
  2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
  3. Развитие познавательной деятельности.
  4. Состояние здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_detskom_sadu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

        

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

 Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу. растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

 Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение  к учению, способность к саморегуляции     поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.

Готовность ребенка к школе может определятся по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

  1. Планирование – умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью:

низкий уровень – действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

высокий уровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.

  1. Контроль – умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью:

низкий уровень – полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);

средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.

  1. Мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:

низкий уровень – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

средний уровень – ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень – явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

  1. Уровень развития интеллекта:

низкий – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего – неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускаются ошибки;

высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;

очень высокий – возможность слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе не готов

Не умеет  планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов

Умеет планировать свои действия(или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет(или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.  

        При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить готовность к обучению по следующим параметрам.

        1. Психологическая и социальная готовность

а) желание учиться в школе

Ребенок хочет идти в школу.

б) учебная мотивация

Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

г) организованность поведения

Поведение организованное.

        2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат

Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

б) мелкие мышцы руки

Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами. 

в) пространственная ориентация, координация движения, телесная ловкость

Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.

г) координация в системе глаз – рука

Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).

д) объем зрительного восприятия

Соответствует средним показателям возрастной группы.

        3. Развитие познавательной деятельности

а) кругозор

Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и  растениях, временах года.

б) развитие речи

Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

в) развитие познавательной активности, самостоятельности

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

д) произвольность деятельности

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

е) контроль деятельности

Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.

ж) темп деятельности

Соответствует средним показателям возрастной группы.

 

        4. Состояние здоровья

1) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (травмы, длительность заболевания).

2) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3) Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность).

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Литература

1. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.

2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.

6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.. 1993.