Роль семьи в формировании культуры слова и письма
статья на тему

Серова Елена Александровна

советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_kultury_slova_i_pisma.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании культуры слова и письма ребенка

Здравствуйте, уважаемые родители!

Какова современная культура слова и письма у наших детей?

Л.А. Введенская дает следующее определение: «Культура речи – это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами».

К ним относятся:

1. Содержательность: говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Самыми отрицательными признаками речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребление слов, предметного значения, которых говорящий не знает.

2. Точность и понятность: умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

3. Чистота речи нарушается употреблением иностранных слов, диалектизмов, (слов, употребляющихся в какой-нибудь местности, нелитературных), жаргонизмов.

4. Богатство и разнообразие.

5. Выразительность. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

6. Правильность нарушается грамматическими, орфоэпическими, орфографическими, пунктуационными ошибками.

7. Произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

Как вы считаете, нужно ли в современном высокотехнологичном мире задумываться о культуре речи и письмах наших детей?

На мой взгляд, просто необходимо.

С речью развиваются и ум и психика, память.

Во-первых, ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь и грамотность. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

Во- вторых, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалистов на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к языку в обществе, стремление овладеть основными навыками культуры речи становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни. Ведь знание языка, его законов и принципов, заложенных в нем возможностей, знание риторики – искусства владения речью – позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие.

Какие социальные факторы влияют на формирование культуры слова и письма подростка?

  • семья
  • школа
  • общение со сверстниками
  • интернет, СМИ

Что могут сделать родители для развития культуры слова и письма детей?

Безусловно, развитие речи ребенка, развития культуры письма необходимо образование, общение со сверстниками. Но главным для развития речевой культуры является только взрослый. Поэтому очень важно то, как общаются с детьми взрослые, как и о чем они с ними разговаривают. Безусловно, у родителей много проблем, и детям есть чем заняться – телевизор, компьютер, телефон с смс-ками, но что делать, но все же с детьми нужно разговаривать.

Проблема в том, что мы мало говорим, мало просим детей рассказать, пересказать.

1. Общение с ребенком.

Что делать, как разговорить ребенка? О чем поговорить с ребенком?

Говорить спокойно и доверительно.

Необходимо установить теплые и доброжелательные отношения. Разговаривать с ребенком о школе, о важных событиях, обсуждая новый фильм или компьютерную игру. Важно общаться в процессе деятельности, лучше чтобы было какое-то общее дело: что-то мастерите, убираете, шьете, рисуете, важно спрашивать, как ты это делал, почему выбрал именно этот цвет, предмет, попросить проанализировать свою деятельность. Важно побуждать говорить полными и красивыми предложениями.

Работа над соблюдением норм устной и письменной речи – выполнение домашних заданий по русскому языку и литературе, изучение правил и норм языка.

Работа над точностью, богатством и разнообразием – пополнение словарного запаса.

Каким образом можно пополнить словарный запас ребенка?

Читать. Нужно что бы ребенок больше читал, желательно вслух. Читая про себя, он тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом он слова только видим, при чтении же вслух, он их помимо этого еще и слышит и, что самое важное, – произносит, поэтому лучше запоминает.

Можно использовать аудио книги, их удобно использовать в дороге.

Работа со словарями. Значение новых и интересных слов нужно искать в словарях, стараться запомнить эти слова.

Решение кроссвордов. Кроссворды – это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса. Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию.

Важно не только учить ребенка запоминать новые слова, но и использовать их, вживляя их в свою жизнь.

Писать. Сочинения. Нужно что бы ребенок больше писал. Для этого не обязательно писать свои собственные произведения, достаточно переписывать работы других авторов. Это не только обогатит ваш словесный багаж, но и поможет улучшить общую грамотность.

Нужно показать ребенку, что интернет – это средство обучения.

Выполнить несколько упражнения для развития культуры речи.

Тренинг для родителей – работа над произношением.

3. Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Скороговорка – простой и веселый способ развития речи.

Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Перед вами скороговорка.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Прочитаем ее «глазами». Хорошо. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.

Работа над выразительностью речи.

4. Развитие интонации. Речь должна быть выразительной. Большую роль играет интонация. Для развития интонационной выразительности нужно работать.

Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

Прочитайте стихотворение, как «робот».

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Прочитайте стихотворение, как будто вам подарили миллион, т.е. с восторгом, с радостью

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании ЗОЖ"

ачество медицинской помощи – 10На родительском собрании рассматриваются вопросы от чего зависит воспитание здорового ребёнка? что влияет на формирование ЗОЖ. ...

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Роль семьи в формировании личности

Тематическое родительское собрание...

Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.Таким образом, целью и задачам...

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Влияние родителей на развитие  ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверсн...

Роль семьи и национальной культуры для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников. Программы, школьные проекты и игровые приёмы.

Первая ступень развития гражданина России, духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют осн...

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится н...