Рекомендации для родителей первоклассников
материал (1 класс) на тему

Леденева Оксана Юрьевна

Как правильно общаться с первоклассником, учитывать темперамент ребёнка, оказывать помощь в организации режима дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_adaptatsiya_pervoklassnikov.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям первоклассников

  • Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  • Не торопите! Умение рассчитать время – ваша задача. Если вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.
  • Пожелайте ему удачи – у него впереди трудный день. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся».
  • Встречайте ребёнка спокойно. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  • Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.
  • В общении с ребёнком старайтесь избегать различных условий: «Если ты сделаешь …, то…». Обучение должно быть осознанным.
  • Найдите в течение дня время (не менее 30 минут), когда вы будете принадлежать только ребёнку.
  • Выберите единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком. Свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.
  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления, трудностей в учёбе.
  • Учтите, что дети очень любят перед сном сказку, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение за день.

Как        любить своего ребёнка

  • Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
  • Уметь говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
  • Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
  • Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
  • Признавая свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Первый год обучения в школе – это переломный момент в жизни ребёнка. Основными составляющими процесса адаптации ребенка к школе являются физиологическая и социально-психологическая.

Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:

  1. «Физиологическая буря» - 2-3 недели обучения, когда ребёнок тратит значительную часть ресурсов своего организма.
  2. Неустойчивое приспособление – организм ребёнка находит более приемлемые реакции на новые условия.
  3. Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.

Адаптация продолжается от 1,5 до 4-х месяцев и у большинства детей этот процесс завершается. Но, к сожалению, для части детей этот процесс затягивается. К ним относятся дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями, дети которые испытывают неудачи с первого дня обучения и особенно дети, имеющие расстройства нервно-психической сферы. Вот для этих детей процесс адаптации может затянуться на целый год.
         Кроме  самого сложного периода в начале года, есть ещё  периоды в течение первого года обучения, на которые родители должны обратить внимание. Это середина декабря и не менее сложный период — это февраль. К февралю накапливаются все проблемы ребенка, накапливается усталость, он получает недостаточно витаминов. В этот период нужно быть особенно внимательными к жалобам ребёнка.

Главная защита ребенка от переутомления и перегрузки — это рациональный режим дня. Родители должны помочь ребёнку спланировать его.
         Все функции нашего организма подчиняются закону ритма. Наиболее важен ритм суточный, который отражается в смене сна и бодрствования. При бодрствовании обязательно распределение времени труда и отдыха. Важно четко соблюдать назначенное время для той или иной деятельности, и чтобы этот четкий и постоянный ритм жизни вошёл в привычку ребенка. То есть привычка делать всё вовремя, образуется в результате выполнения определённых дел в одно и тоже время. Благодаря этому рефлексу организм психологически и физиологически готовится к определённой деятельности: учебной работе, сну и т. д.

Соблюдение ребенком режима: укрепляет здоровье, активизирует его бодрость и жизнедеятельность; позволяет полноценно использовать каждый час, минуту, укрепляет волю. В противном случае, как у Евгения Онегина А.С. Пушкина: «Глаза его читали, а мысли были далеко...»

 Адаптации ребенка к школе будет способствовать и то, как родители встречаются с ним после школы и как при этом задают вопросы. Необходимо избегать вопросов общего типа:

-Тебя сегодня спрашивали?

-Тебе делали замечания?

Предпочтительнее вопросы конкретные, не затрагивающие личность ребёнка - Что вы делали? Какие занятия интересные? Что вы узнали нового о природе?  С кем из ребят ты сегодня играл(а)?

Также важно учитывать темперамент ребёнка.

Сангвиник  - подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, способен  быстро схватывать всё новое, однако не всегда доводит дело до конца.

  • с  ребёнком – сангвиником:

- чётко ставьте перед ребёнком цель любой деятельности;

- постоянно поддерживайте и одобряйте ребёнка.

Флегматик – спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен.

  • с  ребёнком – флегматиком:

- контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности;

- поддерживайте любые начинания ребёнка, проявления его инициативы.

Холерик – вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

  • С  ребёнком – холериком:

- предъявляйте к нему чёткие  и обоснованные требования;

- только положительно оценивайте его деятельность

Меланхолик – необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален.

  • с  ребёнком-меланхоликом:

- используйте в общении с ребёнком «эмоциональное поглаживание»;

- как можно чаще демонстрируйте достижения ребёнка;

И немного о том, что родителям нужно делать,  а чего не нужно.
Что родителям нужно делать:

  • Развивать у ребенка желание учиться. Хвалить его за малейшие успехи.
  • Развивать в нем уверенность и успешность выполняемых им дел.
  •  Большое внимание уделять физическому развитию, в частности развитию моторики, ловких действий. Привлекать к занятиям рисованием, лепкой, плетением, оригами и др. А длительное сидение ребенка за партой, т.е. выключение из двигательного режима Зх-4х часовое занятие в школе, надо компенсировать физическими упражнениями, прогулкой на свежем воздухе. Нужно помнить, что перегрузка умственными занятиями часто связана с недогрузкой физической активности. При выполнении д/з или других умственных занятиях в                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                о время перерывов надо переключаться на динамическую мышечную работу. Сам перерыв не должен быть более 20 минут. В противном случае он сам превратится в работу ведущую к утомлению.
  • Разговаривать с ребенком нужно заботливым, ободряющим тоном.
  • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребёнка. (Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное).
  • Поощряйте ребенка задавать вопросы, размышлять.
  •  Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
  • Будьте примером для ребёнка: пусть он видит какое удовольствие вы получаете от чтения книг, газет, от трудовой деятельности, от общения с людьми.
    Что родителям не нужно делать
  • Не нужно принуждать ребенка делать то, к чему он не готов. Сначала научите, а потом можно и требовать.
  • Не нужно поправлять ребёнка постоянно, то и дело повторяя «Не так, переделай». Частые переделки ведут к более худшему результату.
  • Не нужно сравнивать ребенка ни с кем другим из учеников, ни с братом (сестрой), ни с его приятелями.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, честного человека Главное - не упустить время, вовремя преградить дорогу всему дурному.

Создав ситуацию успеха для своего ребёнка вы обязательно достигните хороших результатов, и учение с увлечением станет нормой для вашего малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей первоклассников

Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации учителю и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников....

Рекомендации для родителей первоклассников( Развитие мелкой моторики рук.)

Данный материал содержит информацию для родителей по развитию мелкой моторики рук....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

Рекомендации для родителей первоклассников.

Данный материал направлен на психологическое просвещение родителей первоклассников. Данные рекомендации помогут преодолеть трудности в процессе адаптации к школе первоклассников....

Рекомендации для родителей первоклассника.

В статье даны рекомендации для родителей первоклассников....