Методические рекомендации. Готовим ребенка к школе: в помощь родителям.
методическая разработка на тему

Панкова Елена Владимировна

Данный материал может быть полезен для родителей, дети которых готовятся идти в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_volgogradskoy_oblasti.docx92.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное автономное

 образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  

«Волгоградская государственная академия последипломного  образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального  образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Готовим ребенка к школе: в помощь

 родителям  »  

Выполнил: 

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 МБОУ СШ №1 г. Серафимовича Волгоградской области

Панкова Елена Владимировна

Волгоград – 2015 год

  1. Аннотация

  Данные методические рекомендации разработаны в помощь родителям будущих первоклассников.

   Материал разработан на основе многолетнего опыта работы методического объединения учителей начальных классов  муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Серафимовича Волгоградской области.

   Данный материал может быть использован родителями при подготовке детей к поступлению в школу.

  1. Сведения об авторе

   

   В рекомендациях представлен опыт работы по данной теме Панковой Елены Владимировны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Серафимовича Волгоградской области.

  1. Оглавление

Аннотация………………………………………………………………………………………2                                                                                                                                    

Сведения об авторе……………………………………………………………………………. 2                                                                                                                      

Оглавление……………………………………………………………………………………....3                                                                                                                                

Пояснительная записка…………………………………………………………………………4 - 5                                                                                                                

 Основная часть :    

  1. Надо ли ребенка готовить к школе……………………………………………………...6 - 7                                                                                  
  2. Что включает в себя подготовка к школе……………………………………………….8                                                                      
  3. Физиологическая готовность ребенка к школе…………………………………………9 - 10                                                              
  4. Психологическая готовность ребенка к школе………………………………………....11 - 13                                                              
  5. Познавательная готовность ребенка к школе…………………………………………...14 - 15                                                                
  6. Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома……………………………...16 - 17                                              
  7. Тренируем руку ребенка………………………………………………………………….18 - 19                                                                                                    
  8. В первый класс: с шести или семи лет…………………………………………………..20 - 21                                                                            
  9. Как правильно выбрать школу для ребенка……………………………………………..22 - 23                                                                    
  10. Советы родителям, дети которых готовятся стать первоклассниками……………….24 - 26

    1.11 Некоторые ошибки родителей при подготовке ребенка к школе…………………….27

    Заключение……………………………………………………………………………………..28                                                                                                                              

Список литературы…………………………………………………………………………….29                                                                                                                  

Приложение…………………………………………………………………………………….30                                                                                                                              

1.Пояснительная записка

   Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.

    С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное событие в вашей жизни и жизни вашего сына и дочери.  На ребенка падает большая нагрузка, резко меняется весь образ жизни.

  И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.  Точного ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Ясно - готовить ребенка к школе нужно буквально с рождения; и все, чему вы научите ребенка в раннем детстве, а главное - чему он научится сам, окупится сторицей. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми и в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

     С введением ФГОС   НОО  второго поколения возникла острая необходимость в методической помощи родителям, у которых дети готовятся стать первоклассниками.

Жизнь ребёнка состоит  из  двух  важных  сфер  - школа  и  семья, которые также  подвергаются  изменению, развитию. Школа  является  той  государственной  ячейкой, с  которой  семья  взаимодействует  чаще  всего. В  совокупности данной проблемы  возникают  следующие  задачи:

Просветительская – научить  родителей  видеть  и  понимать  изменения, происходящие  с  детьми.

Консультативная – совместный   психолого-педагогический  поиск  методов  эффективного  воздействия  на  ребёнка  в  процессе  приобретения  им  общественных  и учебных  навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной  жизни  эмоциональными  впечатлениями,  опытом  культуры  взаимодействия  ребёнка и родителей.

Цель данных рекомендаций -  не только помочь родителям определить уровень готовности ребенка к обучению в школе, но и дать знания, которые помогут ребенку и родителю чувствовать себя уверенно и комфортно на протяжении всех школьных лет.

   В процессе подготовки родителями детей к школе, последние обучаются точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

 Рекомендации  предусматривают создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

  В ходе подготовки своих детей к школе выявляется готовность ребенка к школьному обучению, а также ,если ребенок нуждается в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости.

  1. Основная часть

1.1 Надо ли ребенка готовить к школе?

Вопрос о том, готовить или не готовить детей к школе, уже пережил дискуссионную стадию. Мнения психологов, учителей, воспитателей, родителей совпадают: да, надо готовить.

Родителям порою, кажется, что если научить ребенка считать до ста, писать буквы и складывать слоги, то можно быть спокойным за его подготовку к школе. Но это не самое важное.

А что важнее? Что надо делать в первую очередь?

Прежде всего, воспитывать здорового, крепкого, закаленного ребенка, чего нельзя достичь за один месяц перед 1 сентября.

   Школьные успехи наших детей в учении и хорошее настроение от этого, зарождается за долго до первого школьного звонка. Зарождается в самых обычных, будничных заботах о том, чтобы завтрак съедался без капризов и во время, чтобы ребенок больше двигался на воздухе, чтобы дома окружала его спокойная атмосфера.

В понятие «подготовка ребенка к школе» входит еще одно важное условие – забота об общем умственном развитии дошкольника. Внимание к общему развитию ребенка намного важнее внимания родителей к тому, знает ребенок буквы алфавита, или умеет ли он считать до ста.

Всем знаком период в жизни детей –  так называемый «период почемучек». Очень важно в это время не отмахиваться от детских «почему?», не смотря на всю нашу занятость. Иначе за молчанием в ответ на вопросы детей возникает пустота в их общем развитии. Разговаривая с детьми не надо оставлять без внимания их вопросы, представления об окружающем их мире. И когда ребенок сядет за парту, ему будет интересно на уроке. Интересно потому, что ему уже нравится узнавать новое, потому что он активно участвует в процессе обучения. В его сознании возникает много картин, образов, представлений об окружающем мире, которые он приобрел до школы.

   На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Во-первых, это детский сад, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.

   Каждый детский сад работает по своей программе, и все родители могут с ней ознакомиться. Родителям необходимо знать, по какой именно программе работает их детский сад, потому как настоятельно рекомендуется, чтобы дети обучались по этим же программам и методикам, далее, в школе. В противном случае, как бы хороши ни были эти методики, ребенок может быть неподготовленным к обучению в общеобразовательной школе.

   В детских садах, работающих по стандартным программам, дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Если ребенок не посещает детский сад, то для подготовки к школе его можно записать на специальные курсы для дошкольников, которые организуются, как правило, при школах. Это могут быть годовые курсы или в течение летнего периода. Если вы уже определились, в какую школу ваш ребенок пойдет в первый класс, то следует заранее поинтересоваться, проводятся ли такие подготовительные курсы. Но в своем большинстве эти курсы на платно-договорной основе..

  Кроме этого, во многих городах имеются так называемые школы для дошколят, которые могут функционировать как на базе учреждений дополнительного образования или отдельно как частные школы. Называются такие школы по-разному: «Школа радости», «Дошколенок», «Малышок», «Школа активного развития», «Школа раннего развития» и так далее. Родителям следует обязательно поинтересоваться образовательной программой, по которой проводится подготовка детей к школе. Обучение в таких школах платное.

   Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от них зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто наполняют малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.

1.2. Что включает в себя подготовка к школе

   Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

    Детский психолог Л. А. Венгер полагал, что готовность к школе не определяется умениями читать и писать.  Готовность к школе определяется готовностью воспринимать знания.

  Можно представить подготовленность ребенка к школе в виде некоего прямоугольника. Одна из больших его сторон соотносится с умениями письма и чтения. Эти навыки также носят название «педагогическая готовность ребенка», они включают умение читать, считать, писать,  пересказывать. Увы, многие родители акцентируют свое внимание только на этой стороне прямоугольника и не интересуются остальными аспектами. Это психологическая готовность (мотивационная, коммуникативная, интеллектуальная, волевая), речевая готовность и физическая готовность. Важно осознать, что каждая из сторон имеет ценность. Они взаимосвязаны, переплетаются и формируют общее целое, что и является готовностью к школе.       Таким образом, понятие готовности к школьному обучению требует от родителей будущего первоклассника проведения комплекса систематических мероприятий, направленных на развитие интеллектуального и психологического мышления ребенка. Следствие правильного формирования готовности к обучению – быстрая адаптация ученика к школе, успешное освоение школьных умений и навыков и высокие учебные показатели ребенка..
     
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

                                 1.3 Физиологическая готовность ребенка к школе

   Физиологическая готовность к обучению в школе означает, что ребенок должен быть готов к этому физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

    Итак, готовность к школе имеет биологические, психологические и социальные аспекты. Мы рассматриваем только биологические, в частности – морфологические и физиологические.

Морфологически ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок уже прошел.  Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных, педагогических да и лечебных мероприятий с ребенком часто гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости, чем на календарный возраст. Более зрелый биологически ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д.

   Знание степени биологической зрелости организма необходимо для многих практических целей. Поэтому выработаны простые критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка.

                   Полуростовой скачок – морфологические критерии

1. Пропорции тела и темпы роста

    Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста – по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Так, например, высокий рост ребенка может означать не только то, что он быстрее других развивается (это как раз нам и предстоит выяснить) или что он станет высоким взрослым и уже сейчас обгоняет своих сверстников. Другое дело – пропорции тела, учитывающие соотношение степени развития отдельных его частей: голова, туловище, конечности. В то же время такая оценка может давать только очень грубый, приблизительный результат. Поэтому по пропорциям тела можно отнести ребенка только к той или иной возрастной группе, причем ее диапазон достаточно широк.

   Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (обычно в 5–6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Для того чтобы узнать, прошел уже или еще нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест (впервые применен антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах).

      Надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки.

  Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

   Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других – только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года – это очень много. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы это развитие было гармоничным. И еще важно – чтобы родители осознавали степень зрелости своего ребенка и не предъявляли к нему требований, с которыми он не может справиться в силу своего уровня биологической зрелости. Поспешность в деле воспитания и обучения губительна. Пройдет совсем немного времени – и ребенок достигнет следующего этапа в развитии, на котором, возможно, быстро догонит и перегонит опередивших его на короткое время сверстников. Если же применить насилие и заставлять ребенка заниматься тем, к чему его организм еще не готов, можно нанести непоправимый ущерб организму и психике.

 

                                  Полуростовой скачок – физиологические последствия

    Полуростовой скачок – один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть – работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится – клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие – они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Критерии готовности ребенка к школе:

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);
  • пропорции тела (Филиппинский тест);
  • смена зубов.

Физиологические:

  • моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);
  • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
  • чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

               1.4. Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность  включает в себя три компонента: интеллектуальная, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

а) Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
• он должен уметь ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; 
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; 
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

б) Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

    Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности необходимо рассмотреть кризис семи лет.

 Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, “революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

 Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

 Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение.

  Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об “утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

 До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой “захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и “внутри”. Его поведение понятно и легко “читается” окружающими.

 Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: “захотел – осознал – сделал”.

   Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок “выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

    Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в колу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что “ребенок вдруг испортился”, “всегда был послушным, а сейчас как будто подменили”, капризничает, голос повышает, дерзит, “кривляется” и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как “очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки”. Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

  Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

 Причины:

- Изменение требований к детям со стороны взрослых (требований как к будущему школьнику).

- Ускорение темпа психического развития.

- Раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка.

в) Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять даже те задания, которые ему выполнять не хочется, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

1.5.Познавательная готовность ребенка к школе

   Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

а) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

 Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата пополам, на четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3)

б) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

в) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Зимой холодно, а летом…», «Чай горячий, а мороженое…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, « тарелка, кастрюля, стол, ложка, вилка, сковорода», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

г) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.

д) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. 
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.

е) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

1.6. Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома

   Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

    Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, на облака,  поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

   Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, сказку, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при ответе на ваши вопросы произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

     Примерное расписание домашних занятий при подготовке к школе

Родители должны проводить занятия с понедельника по пятницу, как это бывает в школах. Можно следовать следующему расписанию:

  1. Понедельник: чтение и правописание;
  2. Вторник: математика и рисование;
  3. Среда: чтение, иностранный язык, лепка;
  4. Четверг: математика, правописание, иностранный язык;
  5. Пятница: чтение, рисование.

Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. После занятий можно прогуляться с ребенком. Очень полезны будут развивающие игры для детей при подготовке к школе.

У малыша должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей на природе, устраивать пикники, посещать зоопарки или аттракционы. В зимнюю пору можно ходить на лыжную прогулку

1.7. Тренируем руку ребенка

   Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики. 

   При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких  мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

1. Лепка из глины и пластилина.

2. Рисование или раскрашивание картинок.

3. Изготовление поделок из бумаги., из природного материала

5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

7. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д

9. Нанизывание бус и пуговиц.

10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д

13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности.

     Проверяем память и мелкую моторику

  1.  Попросите ребенка срисовать простую картинку. Он готов к школе, если уверенно               и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные. Не готов, если карандашом работает плохо, линии рисует "лохматые", соединения неточные.
  2. Поговорите с ним. Что он знает о себе, о своей семье? Готов к школе, если может рассказать о себе, знает, как зовут и чем занимаются его родители. Не готов, если не может сказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают родители.
  3. Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов. Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок. Не готов, если, просмотрев 1 раз, запоминает меньше 3 картинок, просмотрев 3 - 4 раза - не более 5. А через час вспоминает не более 3 картинок.
  4. Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать. Он готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно. Не готов, если пересказать не может. На наводящие вопросы отвечает "да" и "нет". Фразы строит грамматически неправильно.

1.8. В первый класс: с шести или семи лет

  В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Однозначно ответить, с семи или с шести лет отдавать ребенка в школу, нельзя. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Но можно сказать точно: подготовленность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов к обучению в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если какой-то один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная подготовленность, то у ребенка будут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это отрицательно скажется и на его здоровье. Поэтому если вы решили отдать ребенка в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к обучению в школе или нет. Если ваш ребенок идет в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября желательно также посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе. Кстати, с подобной просьбой можно обратиться к воспитателям или психологу детского сада. 

   

Тест «Готов ли Ваш ребенок к школе»

Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли первоклашка учиться? Попросите ребенка согласиться или не согласиться с этими утверждениями:

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
  3. Я буду приглашать на день рождения весь класс.
  4. Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем переменка.
  5. Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.
  6. Интересно, что в школе дают на завтрак.
  7. Самое лучшее в школе - это каникулы.
  8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.
  9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.
  10. Если бы я мог, я бы пошел в школу еще в прошлом году.

Считаем очки: Если ребенок согласился в 8 пунктами, он готов к школе, хочет туда идти и будет учиться с интересом. Если согласился с 4 - 7 пунктами, ребенок хочет в школу, но она пока привлекает его не учебой. Если он чаще соглашался с первыми 5 пунктами, то он мечтает о новых друзьях и играх. С 6 - 10 пунктами - он понимает, что такое школа, и относится к ней положительно. Если малыш ответил положительно только на три (или меньше) пункта, он не имеет понятия, что его ждет в школе, и не стремится стать первоклашкой.

Тест: «Готов ли мой ребенок к школе?»

(Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл)

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать пазлы)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать (по слогам или, что еще лучше, целыми словами)?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? (рисует, не заходя за пределы, чертит по линиям, пишет или рисует в клеточках по заданию не выходя за пределы и т.д.)
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: яблоко, груша, слива – это фрукты)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, лепить и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов – Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко им преодолимы.
10-14 баллов – Благодаря вам ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам над чем ещё надо поработать. При подборе заданий и упражнений обратите внимание на слабые места своего ребенка.
9 и меньше — Результаты могли вас разочаровать. Но ребенок не рождается первоклассником,
готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению и тренировкам. Постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Пройдите заранее тестирование у независимого психолога и логопеда, которые помогут вам найти оптимальный путь развития вашего ребёнка и подготовки его к школе. Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» за один день не слишком эффективен. Полезно, чтобы ваш ребёнок все-таки умел читать и немного писать, считать.

1.9. Как правильно выбрать школу для ребенка

Отдавая ребенка в школу родители должны понять, что они хотят получить от учебного заведения, в которое отдают свое чадо. Одни хотят, чтобы ребенок был эрудирован, владел большим количеством знаний. Другие, чтобы их наследник имел высокий уровень компетенции: умел учиться, работать с информацией, вел научно-исследовательскую работу. Третьи, имея ребенка со слабым здоровьем, хотят обучать его в школе, где на ряду с образовательными реализуются и оздоровительные программы.

  Кроме того нужно учитывать еще и следующее. Говорят, что надо выбирать не школу, а учителя. Это не совсем так, хотя в начальной школе учитель для ребенка – царь и бог. Но общая атмосфера в школе более важна.

  Внутри школы нужно посмотреть, в каком состоянии туалеты и столовая. Если на стендах висят объявления, написанные полгода назад, в этих стенах явно не все в порядке.

   Можно встретиться с директором и посмотреть на общую культуру и уровень доброжелательности этого человека. Можно попробовать походить по коридорам школ вашего района (на мой взгляд, лучше ребенку в начальной школе учиться недалеко от дома) и послушать – кричат там учителя на детей или нет.

   Еще важно, чтобы у ребенка была возможность проявить себя и получить одобрение, если не в учебе, то в творениях, либо спорте и т.д. Окружающие должны об этом знать. Тогда у ребенка не возникнет комплекса неполноценности.

Школы делятся на три типа: 

1. Традиционная государственная школа;
2. Школа с «уклоном», специализирующаяся на усиленном преподавании какого-либо предмета;
3. Частная школа

  Традиционная школа в наше время потихоньку выбирается из того кризиса, в котором находилась все перестроечные и постперестроечные года. Несомненные плюсы таких школ в том, что они дают неплохую подготовку к поступлению в ВУЗ, а бывает и сами «приписаны» к какому - либо институту. Выбирая такую школу, соберите как можно больше информации о ней: поговорите с мамочками на площадках, «поройтесь» в Интернете на форумах вашего города, сходите на экскурсию в саму школу. Оцените её по всем параметрам, но в первую очередь по статистике выпусков: с какими оценками выпускаются ученики; каков процент поступивших в ПТУ, техникумы, ВУЗы?

  «Специализированную», профильную школу, выбирайте в соответствии со способностями ребёнка. Не основывайтесь на своих нереализованных амбициях («Я всю жизнь мечтала играть на фортепиано, но не получилось, а вот моя дочь будет играть!»), а исключительно на природных данных вашего чада. Не знаете, к чему он более склонен? Можно пройти тест с психологом, а можно определить и самому, попросив ребёнка пройти небольшой тест:

   Покажите ребёнку пять геометрических изображений: квадрат, треугольник, круг, зигзаг и прямоугольник. Предложите выбрать ту, которая ему более всего импонирует.

   Если ребёнок выбрал квадрат, у него явно преобладают математические способности. Его сильная сторона – мыслительный анализ. Такие дети, как правило, более усидчивы, отличаются трудолюбием, терпением и аккуратностью.

Если ребенок выбрал треугольник, у него более развиты логика и артистические способности. Он стремится к лидерству, уверен в себе, решителен, хотя иногда отличается категоричностью и нетерпимостью. Такой ребёнок стремится выделиться на общем фоне, отличается честолюбием. Его главные козыри – умение сконцентрироваться на главном, на сути проблемы, и провести детальный анализ возможных вариантов. У такого малыша, возможно, развить математические и лингвистические способности, а также артистизм. Кроме того – у него огромный запас энергии и он с лёгкостью выдержит дополнительные занятия.

Ваш ребёнок выбрал круг? Для него важны доброжелательность и хорошие отношения, царящие вокруг. Но и сам он легко входит в контакт с окружающими, отличается дружелюбием. Такой ребёнок очень чувствителен и эмоционален. Любые его прекрасные способности можно легко погубить нетактичным отношением учителя. Учитель с «жёсткой дисциплиной» не для такого ребёнка! Дисциплине он его, может, и научит, но желание учиться отобьёт напрочь. Соберите об учителе как можно больше отзывов.

Зигзаг – выраженные художественные способности . У такого ребёнка хорошо развиты фантазия и воображение, он любит мечтать и придумывать небылицы. Цифры ему трудны и непонятны, а сцена отнимает слишком много сил. Школа с художественным уклоном – та стихия, где он будет чувствовать себя, как рыба в воде.

Заставляет насторожиться выбор прямоугольника  Эту фигуру выбирают дети, находящиеся в кризисном периоде. Ребёнок запутан, неопределён. Такой малыш излишне напряжён и возбуждён, его поступки непредсказуемы и непоследовательны. Если ребёнок выбрал прямоугольник, через пять минут попросите его опять сделать выбор. Опять прямоугольник? Обратитесь к психологу!

Частные школы давно и прочно заняли свою нишу в системе образования. И выбор достаточно велик. Принцип выбора такой же, как и в случае с государственными школами, плюс ваши материальные возможности.. В чём преимущества частных школ перед государственными? Учителя и в тех и в других заканчивали одни и те же педагогические ВУЗы, однако в негосударственных учреждениях преподаватели постоянно учатся на всевозможных курсах повышения квалификации, оплачиваемые школой, что, несомненно, повышает их профессиональный уровень. К тому же в частных школах учителя, не стиснутые жёсткими рамками устоявшейся системы, будут лучше и легче относиться к неординарным детям, выбивающимся из общей массы и, возможно, одарённым, которых обычная школа опустила бы на планку «середнячков», своими попытками привить дисциплину.

И еще – подумай о том, что, возможно, не обязательно выбирать школу для ребенка на все 11 лет. Может статься так, что младшие классы вы пройдете просто отлично, с хорошей первой учительницей, а потом выяснится, что хочется более серьезного преподавания предметов средней школы, или же ребенку интересен определенный уклон в обучении, который он хочет связать с будущей профессией – и тогда вам поможет переход в другую школу.

                      1.10. Советы родителям, дети которых готовятся стать первоклассниками.

 1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

     2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться 

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

     3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

     4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!»

.

     5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. 

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

     6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

     7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

     8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

     9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

     10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 

     11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

     12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

                                                         

     1.11 Некоторые ошибки родителей при подготовке ребенка к школе

Нельзя раскрыть творческое начало в ребенке, поддержать или развить его активность жесткими требованиями, а тем более наказанием. Следует воздерживаться от методов по типу: "Ты - плохой, лентяй. Посмотри, какая у вас в группе  есть умница, …" Таким сравнением вы подавляете ребенка и приклеиваете ему ярлык неудачника, который он будет нести еще долгое время. Авторитарный стиль общения с 6-7 летними детьми недопустим. Дело в том, что в данном возрасте авторитетом для ребенка являются родители. Поэтому ребенок примет любую даже негативную оценку (он не может вам возразить, у него не выработалась своя самооценка) и он будет "плохим" и ничего не сделает для того, чтобы переступить данную черту.

Один из факторов, мешающий привыкнуть к школьной жизни, - страх перед школой, который чаще всего сами родители  и вселяют в ребёнка. 6-7-летнему человечку, как правило, свойственно желание учиться, он готов к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий. Другие, хотя и идут в школу охотно, но отношение к школе настороженное. Бывают и такие, которые противятся всем своим существом учёбе в школе. Влияют разговоры о школе самих взрослых или старших братьев и сестёр. Например, такие фразы как "Вот погоди - пойдёшь в школу, там из тебя сделают человека". Или: "Я всё расскажу о твоём плохом поведении твоей учительнице". И в том же духе: "В школе под тебя никто подстраиваться не будет, там ты ещё наплачешься". Понятно, что такие  слова, кроме негатива, ничего в себе не несут.

   Немалое значение, имеет передача опыта о школе от более старших братьев и сестёр, прямо или косвенно. Например, ребёнок видит, как мама буквально силой отрывает брата от телевизора и сажает его за уроки. На его глазах мама кричит и ругается на сестру, которая , по мнению мамы, плохо сделала уроки: неаккуратно, неправильно, не полностью. Из таких фрагментов поведения и складывается картина школьной жизни у ребёнка. В результате возникает вполне оправданный страх перед школой, который затрудняет включение ребёнка в школьную жизнь и мешает учёбе.

Формированию психологических проблем ребенка могут способствовать любые индивидуальные занятия с ним, если методика их проведения существенно отличается от урочных. Например, нередки случаи, когда взрослые для повышения эффективности занятий с ребенком по формированию у него каких-либо конкретных умений и передаче ему конкретных знаний,  полностью ориентируются на индивидуальные особенности его личности: на его внимание, усидчивость, утомляемость, мотивацию и пр. (своевременно делают необходимые замечания, привлекают внимание, делают паузы, помогают ребенку организоваться и т.д.). Поскольку психика ребенка адаптируется к подобному процессу обучения, то в результате ребенок становится малоспособным самостоятельно организовывать себя в условиях массового обучения в классе и нуждается во внешней поддержке.

                                                              6.Заключение

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

                                       7.Список литературы:

  1. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. Изд. «Учитель». Волгоград. 2004.
  2. Жукова О. Игры с буквами для детей от пяти до шести лет. М. 2007.
  3. Жикалкина Т. Н., Игровые и занимательные занятия по математике. М: Просвещение, 1989.
  4. Б. Волков, Н. Волкова. Готовим ребенка к школе. Спб.: 2008.
  5. Н. Гойка. Интенсивный курс подготовки к школе. М.: 2007
  6. А. Герасимова. Тесты для подготовки к школе. М.: 2006.
  7. Журнал "Семья и школа" № 3-1997г
  8. О. Узорова, Е. Нефёдова « 1000 вопросов при поступлении в школу» М.: 2007
  9. http://veselajashkola.ru/shkola/chto-vklyuchaet-v-sebya-ponyatie-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu/

Приложение

   Памятки  родителям.

  1. Памятка родителям  дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном. 
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. 
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи. 
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов. 
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

.

 3. Памятка родителям при работе с тетрадью на печатной основе.

                        Рекомендации:

- Выполнение заданий должно быть основано на совместном творчестве взрослого с ребёнком.

- Постарайтесь, чтобы ему было интересно, хвалите его, играйте с ним.

- Объясните доступно малышу задание и проверяйте правильность выполнения.

- Не торопитесь, не проходите за один раз больше одного занятия.

- Помните, что задания не должны утомлять  ребёнка  и рассчитаны  на 20-25 минут.

- Рисовать и писать в книге нужно только остро заточенным карандашом, а не ручкой. Рука ребёнка будет меньше уставать, а любую ошибку всегда можно стереть ластиком и еще раз повторить. Большие картинки и рамочки можешь обводить цветными карандашами.

- Кроме   того, для занятий  понадобятся счётные палочки в количестве 20 штук. Из них ребёнок будет выкладывать буквы и фигурки.  

- Обязательно нужно помнить о том,  что при рисовании  и  письме надо правильно  сидеть  и держать карандаш.  О правилах этих первое время нужно чаще напоминать ребёнку.

 

Постарайтесь все основное для школы приобрести заранее. Лучше, если при  этом вы о чем-то посоветуетесь с ребенком, вызовете  у него радостные эмоции в связи с предстоящим учением.        Примерно за 2 недели до начала учебного года следует изменить режим дня ребенка, максимально приблизить его к тому, который будет у него, когда он начнет учиться. Особое внимание при этом надо обратить на сон ребенка. Укладывать спать не позже 9 часов вечера

Если вы летом хотите заняться со своим ребенком, занятиям следует уделять не более 2-х часов, с обязательными перерывами в 10-15 минут. Не надо заставлять ребенка много читать и писать. Следует больше уделять времени общеразвивающим занятиям: укреплять руку ребенка с помощью рисования, несложных заданий в черчении: развивать речь ребенка, обучая его давать полные ответы, составлять законченные предложения и рассказы; закреплять устный счет «вперед» и «обратный» и т.д.

Самое главное, если вам удастся создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности.

 

4.Рекомендации родителям дошкольника

  Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов:

1.  Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
3. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
4. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным.

5. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
6. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

7. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
8. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. 
9. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его.

10. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
11. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

5. Развивающие мини-игры

Игра: Рисунок на спине
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

Игра: Волшебное слово
Цель: развитие внимания, вежливости.
Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. — Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот. Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь, чтобы достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Специальные тесты помогут вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.

6. Примерное расписание домашних занятий при подготовке к школе

          (Проводятся с родителями с понедельника по пятницу)

            Понедельник : Математика , лепка

            Вторник: математика, рисование

            Среда: чтение, иностранный язык

            Четверг: математика, правописание, иностранный язык

            Пятница: чтение, рисование

Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. Во                  время занятий с ним нужно проводить минутки отдыха, после занятий обязательно прогуляться на свежем воздухе. У ребенка должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей: устраивать походы или поездки в природу, посещать зоопарк, цирк или аттракционы. В зимнее время выходить на лыжные прогулки или кататься с горок.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовим ребенка к школе

Правила, которые помогут родителям подготовить своих чад к школьной жизни...

Домашний логопед. Готовим ребенка к школе. Как заниматься дома?

В данной статье приведена подборка простых, но важных и действенных упражнений для улучшения  фонематического восприятия, анализа, синтеза. Своевременная и полная сформированность фонематических ...

Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнерства с родителями учеников начальной школы с учетом повышения коммуникативной культуры участвующих сторон

Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнёрства с родителями учеников начальной школы с учётом повышения коммуникативной культуры...

Методические рекомендации Готовимся к всероссийским проверочным работам: совершенствование предметных и метапредметных умений в 4 классе с использованием печатных и электронных образовательных ресурсов

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учрежден...

Методические рекомендации — готовое решение преподавания физической культуры в дистанционном формате

Методические рекомендации — готовое решение преподавания физической культуры в дистанционном формате...

«Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнёрства с родителями в области изучения русского языка как иностранного»

Понятие  билингвизма. Билингвизм как   фактор риска возникновения рече-языковых нарушений.Билингви́зм (двуязычие) – способность тех или иных групп населения объясня...

Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз

В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...