Советы родителям первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Фролова Ольга Олеговна

Рубрика для родителей по адаптации детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rubrika.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рубрика: Родителям

Умеет ли ребёнок слушать?

Необходимым условием для нормальной адаптации детей к школьным условиям является волевая готовность. Умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый, готовность выполнять правила школьного распорядка – навыки, которые будут необходимы ребёнку, чтобы обучение было успешным. Ученику необходимо понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, данной взрослым.

Вы можете развивать такое умение и дома. Давайте детям вначале несложные задания. Обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться, что ребёнок всё правильно понял. В более сложном случае попросите  ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить задание разными способами. В качестве подсказки можно нарисовать ребёнку схему-рисунок выполнения задания.

Для тренировки волевой готовности подойдут и графические диктанты, в которых дети рисуют фигуры в определённой последовательности под вашу диктовку или по образцу.  Можно попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать заданную букву или геометрическую фигуру (в случае, если ребёнок плохо знает буквы). Эти упражнения развивают и внимание детей, их работоспособность.

Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, начинает отвлекаться, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что осталось нарисовать одну или две строки. В случае, если деятельность нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, но не очень хорошо развитой. Если ребёнок так и не сосредоточился, волевая регуляция отсутствует. Значит надо обязательно продолжать занятия, прежде всего учить слушать ваши слова.


Занимайтесь с ребёнком ручным трудом

Уважаемые родители! Все вы помните свои первые уроки труда в начальной школе, где занимались лепкой, аппликацией, конструированием. Сейчас  урок труда назвали технологией. Суть не изменилась, добавилась интересная работа над проектами в группах, подача материала учителем.

Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно на этих уроках, помогите ему освоить первоначальные навыки работы с ножницами, клеем, пластилином. Можно купить в магазине готовые наборы для аппликации. Там детали картинки уже цветные, их надо постараться ровно вырезать и приклеить по образцу. В школе мы пользуемся клеем-карандашом или ПВА. Для ПВА необходима кисточка. Обязательно пользуйтесь мягкой тряпочкой для того, чтобы ровно расправить приклеенную деталь. Следите, чтобы ребёнок аккуратно наносил клей.

Если вырезать деталь ровно пока не получается, помогите ребёнку. Начинать делать аппликации лучше из геометрических фигур. Квадрат, прямоугольник, треугольник ребятам легче вырезать, сложнее круг, здесь понадобится тренировка. Следите, чтобы ребёнок правильно держал ножницы. Ножницы должны быть острыми, кончики ножниц закруглёнными. Покажите ребёнку как вы держите ножницы, помогите правильно вставить пальчики в колечки.

В школе ребёнку будет необходимо работать с шаблонами. Вы можете помочь ему научиться работать с шаблоном. Надо подготовить детали вашей аппликации из картона. Ребёнок прикладывает картонную деталь к листу цветной бумаги, обводит простым карандашом и вырезает деталь по контуру, затем приклеивает деталь  в нужное место на фон аппликации.

Очень любят ребята работу с пластилином. Сейчас в магазине можно найти очень много видов пластилина, пособий с образцами работ.  В школе мы используем пластилин обыкновенный, который нужно немного погреть в руках перед разминанием, пластилин мягкий и шариковый пластилин. Из шарикового пластилина можно делать интересные объёмные поделки и мозаики.

Ко 2 классу постарайтесь показать ребёнку, как правильно вдеть нитку в иголку и сделать узелок. Можно попробовать делать элементарный шов строчку, пришить пуговицу. Многие ребята в 8 лет первый раз на уроке труда видят иголку и не имеют понятия, где можно использовать этот предмет.

Конечно, всё это требует времени, постарайтесь найти его для своего ребёнка. Лучше включить занятия ручным трудом в режим дня ребёнка и заниматься регулярно. Ребёнок будет ждать этого получаса или часа совместного творчества с нетерпением, ведь это время мамы или папы предназначено только ему. Будьте терпеливы и обязательно говорите ребёнку о его новых достижениях, улучшениях, обсуждайте, над чем ещё надо поработать, хвалите ребёнка.

Успех речевого развития – общение с ребёнком

Уважаемые родители, при подготовке к школе обратите особое внимание на развитие речи ребёнка. Говорите с ребёнком о том, что ему интересно и понятно. Общаясь с ребёнком, вы развиваете его.Старайтесь затрагивать такие темы, которые побуждают ребёнка к собственным рассказам, развивают воображение. Хороша речь, развитое внимание, воображение, усидчивость помогут ребёнку успешно учиться.

Постарайтесь сделать так, чтобы беседы стали частью вашей жизни, не навязывайте ребёнку обязательных уроков, старайтесь быть деликатными. Поговорите с ребёнком о прошедшем дне, о том, что видите и слышите вокруг, о чём мечтает ребёнок.

Когда идёте по улице, расскажите ребёнку мимо каких домов и памятников вы проходите. Разговаривайте с ребёнком на любые темы, даже, на ваш взгляд не важные. Они могут быть важны для вашего ребёнка. Любая беседа тренирует речевой аппарат, способствует развитию мышления.

Развитие речи неотделимо от познания. Особая тема для разговора – животные. Очень часто ребёнку в школе приходится описывать животное. Для родителей – это ещё одна возможность установить доверительные отношения с ребёнком. Делайте это искренне, заинтересованно.

Задание: расскажи о памятной встрече с животным. Это может быть встреча с животным в зоопарке или на улице.

Опиши внешность животного.

Расскажи о поведении животного.

Чем питается животное?

Чем закончилась встреча?

Прежде чем дать задание ребёнку, постарайтесь вспомнить похожий случай из вашей жизни. Поделитесь впечатлениями с ребёнком.

Рассказы о школе – важная тема для бесед, серьёзный воспитательный момент. Задавайте ребёнку вопросы об отношениях с одноклассниками. Кто нравится (не нравится)? Почему? Какие качества характера нравятся? Старайтесь нацеливать ребёнка видеть хорошие качества человека. Ребёнок должен уметь видеть отрицательные качества, не забывая при этом рассмотреть в человеке положительное.

Очень важный момент – умение задавать вопросы и умение на них отвечать. Чем больше ребёнок знает об окружающем мире, тем богаче его словесная картина мира, тем богаче его лексический запас, тем больше вопросов он может задать и получить на них ответы.

Развиваем речь ребёнка

Уважаемые родители, при подготовке  к школе обратите особое внимание на развитие речи ребёнка. С самых первых учебных дней ребёнку придётся отвечать на вопросы учителя, высказывать своё мнение об услышанном, делиться впечатлениями с одноклассниками, составлять рассказ по картинке, пересказывать.

Вы можете проводить занятия по развитию речи во время прогулки с ребёнком, вечером перед сном, в любую свободную минутку. На прогулке можно задать ребёнку вопросы: какое время года у нас сейчас на улице? как ты догадался? какие летние (весенние, осенние, зимние) месяцы ты знаешь? какой сейчас месяц идёт? что ты видишь вокруг? как выглядит эта птичка (кошка, собака…)? Следите, чтобы ребёнок составлял полные предложения, отвечал разборчиво.

Для развития фантазии, творческого мышления можно попросить ребёнка придумать историю о… (кленовом листике, муравьишке и т. д)

Подбирайте для чтения литературу, которая будет способствовать пополнению словарного запаса ребёнка. Объясняйте значение непонятных слов. Постарайтесь выучить с ребёнком до школы дни недели, месяцы года, времена года, цвета.

Очень полезны игры, которые знакомят ребёнка с окружающим миром. Это могут быть настольные игры, в которых ребята знакомятся с правилами дорожного движения, видами транспорта, профессиями, дикими и домашними животными, растениями.

Не забывайте любимые всеми детьми загадки. Пусть ребёнок, давая ответ, объяснит, почему он так ответил. Попробуйте сами сочинить с ребёнком загадки и загадать своим близким. Объясните ребёнку, что в загадке нужно называть признаки предмета (цвет, форму, характер и т. д.), но не называть сам предмет.

Уделите время обучению пересказу. Можно начинать с небольших рассказов из букварей или азбук. Если ребёнок не умеет пока читать, прочитайте рассказ сами. Задайте вопросы по содержанию. Прочитайте ещё раз. Попросите ребёнка рассказать, что он запомнил. Помогайте в пересказе. Часто рядом с рассказом есть картинка, можно пересказывать, глядя на картинку.

Например, в букваре Н. С. Жуковой есть рассказ «Два шалуна». Рядом картинка.

У Томы два котика.

Один котик Дымка.

Другой котик Тимка.

Они шалуны.

Дымка сидит под домом.

А Тимка сидит за домом.

А Тома их ловит.

Читаем рассказ ребёнку. Или ребёнок читает сам, если уже умеет читать плавно по слогам. Затем задаём ребёнку вопросы по содержанию: у кого два котика? как звали котиков? кто сидит за домом? кто сидит под домом? Читаем рассказ повторно и просим рассказать, что запомнил ребёнок. Такие упражнения в пересказе развивают не только речь, но и память.

Разучивайте стихотворения, которые нравятся ребёнку.

Самое главное, чтобы ваши занятия нравились ребёнку. Проводите их в виде игры, ненавязчиво. Дети очень любят быть в роли учителя, позвольте ребёнку побыть в этой роли, а сами покажите, как должен отвечать ученик. Можно нарочно допустить ошибку, таким образом проверив, внимателен ли ребёнок.

Слышит ли рука глаз?

Одна из составляющих физической готовности ребёнка к школе – это двигательное развитие. Безусловно, и для психологической готовности это имеет большое значение. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, большое значение имеет развитие мелкой моторики, чтобы ребёнок правильно держал ручку и карандаш, чтобы не уставал быстро на уроках письма.

У ребёнка должно быть сформировано умение внимательно рассматривать предметы, картинки, выделять отдельные детали. Пристальное внимание надо обратить на отдельные движения рук и глаза, на их координацию между собой. Зрительно-двигательная координация является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учёбы ребёнку необходимо одновременно смотреть на предмет или доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому очень важны согласованные действия глаза и руки, надо, чтобы пальцы слышали ту информацию, которую им даёт глаз.

О трудностях координации говорит то, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как во втором случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

Как же научить этому ребёнка?  Помогут графические диктанты. Надо дать ребёнку образец, который он должен скопировать. Подойдёт любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр. Поможет конструирование по образцу.  Задания эти не так трудны, дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются.

Уважаемые родители, теперь вам стало понятно, для чего даются дошкольникам задания такого вида. Постарайтесь и дома выполнять их. Специальную литературу вы всегда можете найти в книжных магазинах.

Школьник и компьютер

Развивающийся детский организм имеет свои особенности. Быстрый темп роста и развития школьника уже с 1 класса приводит к несоответствию между структурой и функцией органов, поэтому организм очень чувствителен  к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым относится ограничение двигательной активности, психическое напряжение, связанные с учебной деятельностью.

В младшем возрасте продолжается рост и окостенение почти всех 206 костей скелета, которые остаются в ряде участков хрящевыми. Позвоночные хрящи остаются ещё мягкими, эластичными. Очень чувствителен к деформирующим факторам позвоночный столб.

Эти особенности очень важно учитывать при посадке ребёнка за компьютером. Осанка – это положение, которое принимает тело, когда человек сидит за компьютером. Для профилактики заболеваний рук, шеи, ног, спины необходима правильная осанка. Рабочее место надо организовать так, чтобы осанка была правильной.

Вспомним, как нужно сидеть за обычным столом (партой).

1. Сиди прямо. Голову чуть-чуть наклони вперёд. Обопрись на спинку стула и проведи ладонь между грудью и краем стола. Если ладошка прошла, значит ты сидишь правильно.

2. Сиди ровно, не наклоняясь на влево, ни вправо.

3. Тетрадь или книгу держи от глаз на расстоянии, равном от локтя до кончиков пальцев.

4. Руки на столе лежат свободно и спокойно.

5. Ноги на полу стоят ровно и уверенно.

При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2, 5 см выше, чем за обычным столом. Голову надо держать ровно, не наклоняясь к какому-либо плечу.

Неправильное положение тела:

  • сгорбленное положение (увеличивает нагрузку на позвоночник),
  • голова выдвинута вперёд (возникает, когда, глядя на экран монитора, школьник напрягается и вытягивает шею вперёд; напряжённые мышцы у основания головы и шеи могут привести к головным болям, боли в шее, в руках и кистях),
  • сутулость (линия плеч располагается не точно над линией бёдер и под линией ушей; вызывает большую нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча).

Правильная посадка за компьютером.

1. Сядь прямо.

2. Спину держи ровно, корпус держи прямо. Нельзя сидеть вполоборота.

3. Ноги не скрещивай, поставь обе ступни на пол или подножку.

4. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

5. Расслабь корпус и ноги, тебе должно быть удобно.

6. Расслабь плечи, руки положи на стол (клавиатуру, мышь), расслабь пальцы.

7. Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.

8. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу.

9. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

10. Клавиатуру помести ниже локтей (по возможности) или на их уровне.

11. Голову держи прямо или с небольшим наклоном вперёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные советы родителям первоклассников

Вредные советы родителям первоклассников...

Советы родителям первоклассников

В статье даются ответы на вопросы, которые часто задают родители: есть ли в 1 классе домашнее задание, можно ли давать ребёнку карманные деньги, как помочь первокласснику в учёбе и др....

Советы родителям первоклассников"

Сообщение на родительском собрании по теме "Советы родителям первоклассников"...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...