Презентация "Сквернословие. Быть или не быть?"
презентация к уроку по теме

Алексеева Екатерина Николаевна
Сквернословие, срамословие, злоречие, чёрное слово, грязное, гнилое слово...-всё богопротивное.  Язык бесов.
Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon skvernoslovie_byt_ili_ne_byt.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Сквернословие. Быть или не быть?». Учитель начальных классов Алексеева Екатерина Николаевна ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Слайд 2

Сквернословие, срамословие, злоречие, чёрное слово, грязное, гнилое слово. Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Непристойные, зазорные постыдные речи; речь, наполненная непристойными словами. Скверна: нечистота, грязь, всё противное, отвратительное; всё богопротивное. Язык бесов.

Слайд 3

Явление древнее, присуще почти всем народам. IV век, святитель Иоанн Златоуст. «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько её оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова».

Слайд 4

Возникновение: языческие обряды Древнего Востока (призывание племенных божеств – демонов, готовых защитить своих почитателей от духов-покровителей соседнего племени). Древний Вавилон. Ханаанская земля (завоёвана и беспощадно истреблена).

Слайд 5

Древняя Русь. Свадебные корильные песни, в которых содержались оскорбления жениха (чтобы не пришлось жене ругать его в семейной жизни). Отпугивание нечистой силы.

Слайд 6

Указ царя Алексея Михайловича, 1648 год. Чтобы «… на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили… А в навечери Рождества Христова и Васильева дня (14 января) и Богоявления… чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися…»

Слайд 7

Наказание. Царь Алексей Михайлович. Наказание розгами на городской площади при всём народе. Кто дерзнул бы скверно выругаться вблизи храма Божия, мог и вовсе лишиться головы.

Слайд 8

Уголовный кодекс СССР. 15 суток ареста

Слайд 9

Современная Россия Закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства вступил в силу с 1 июля 2014 г. За неисполнение закона предусматриваются штрафы: для граждан - от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. В случае повторного нарушения штрафы увеличиваются вплоть до дисквалификации должностных лиц и приостановления деятельности юридических. За показ запрещенного кино грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. рублей

Слайд 10

Считалось, что чёрным словом оскорбляется Матерь Божия, родная мать человека, мать-земля.

Слайд 11

Современная Россия. Исследовательский центр портала SuperJob.ru провёл социологический опрос: «Используете ли Вы нецензурную лексику?»

Слайд 12

Результаты социологического опроса: изредка (48%) «Теперь некоторые люди по-другому не понимают…» постоянно (14%) Сквернословят россияне чаще дома, на работе – 31%. Мужчины: 18%; женщины: 11%. Среднестатистический российский сквернослов: семейный мужчина до 45 лет с высшим образованием и довольно высоким уровнем ежемесячного дохода.

Слайд 13

Причины использования скверных слов: низкий культурный уровень; излишняя эмоциональность; вредная привычка, с которой никто не борется; старая русская традиция.

Слайд 14

Категорически не принимают сквернословие 38% опрошенных. Большинство из них – женщины старше 55 лет (79%).

Слайд 15

62% опрошенных употребляют скверные слова, забывая: слово – великий дар. Святитель Игнатий (Брянчанинов). «Дар слова несомненно принадлежит к величайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Своё Слово… Божественная цель слова – наставление и спасение человеков…»

Слайд 16

Современная Россия: массовый характер сквернословия. Телевидение; современные книги, журналы, газеты; «Словарь нецензурных слов»; «Толковый словарь нецензурных слов».

Слайд 17

Скверное слово связано со скверными мыслями и недостойным поведением. Дурное слово наводит на дурные мысли, сеет зло. Сергий Булгаков писал: «…Если уж искать корней революции в прошлом, то вот они налицо: большевизм родился из матерной ругани…»

Слайд 18

Великая Отечественная война, блокада Ленинграда. Анна Ахматова И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём. Навеки. Сохраним слово… Не дом, не жизнь, не родину даже: слово… Потому что в слове – всё духовное богатство народа: и дом, и жизнь, и родина, и вера… Потеряем чистое слово, будем сами себя осквернять – выродимся как нация.

Слайд 19

Как бороться? Американские семьи. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют всё честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребёнка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.

Слайд 20

Защита от сквернословия. 1.Разговор по душам. Рассказ о том, чем культурный человек отличается от некультурного. Разговор спокойный, без запугиваний. Ребёнок должен понять, что не стоит идти на поводу у большинства и говорить скверные слова. 2. Имя человека может служить защитой от использования им бранных слов. Называйте и ребёнка, и любого члена семьи как можно чаще по имени. Имя – самое положительное слово для человека. 3.Интерес к личности ребёнка. Защитой от сквернословия может стать и похвала, комплимент, живой интерес к личности ребёнка.

Слайд 21

Где найти информацию? www.skvernoslovie.narod.ru

Слайд 22

Спасибо за внимание! Любите себя и своих близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кем быть? Каким быть?

Классный час, на котором обучающиеся 2 класса расширяют знания о профессиях, рассказывают о том, кем они хотят стать, когда вырастут, кто по профессии их родители, как надо относиться к своему труду и...

Кем быть, каким быть?

данное мероприятие расчитано на разновозрастную группу. в ходе практической части и теории использовала классическую музыку...

Способность коллектива быть воспитателем, а личности быть воспитуемой...

Направление педагогической деятельности на нравственное воспитание в формировании детского коллектива....

Быть весёлым, но не быть смешным

Классный час построен на обсуждении книги Д.С.Лихачёва "Письма о добром"...

Эссе "Быть или не быть моему ребенку одаренным?"

Мои размышления о проблеме выявления и дальнейшего развития одаренных детей....

Классный час "Быть современным - быть толерантным"

Цель: формирование качества толерантности.Задачи:-ознакомить с понятием "толерантность"-развивать коммуникативные умения детей-развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас-формировать ...

Классный час "Кем быть? Каким быть?"

Данная разработка для учащихся начальных классов. Она дает представление о различных профессиях....