Советы родителям первоклассников "Жизнь ребёнка и его успехи в школе"
консультация на тему

Нестерова Наталья Викторовна
Ваш ребёнок пошёл в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребёнка. Как лучше организовать первые дни пребывания ребёнка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным?

         Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребёнка, снижает результативность его деятельности.

         Понимая особенность данного этапа в жизни ребёнка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные дети могут взять в школу любимую игрушку, фотографию мамы, папы или бабушки.

         Как помогать ребёнку в его учебных занятиях?

         Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Не следует брать на себя обязанности ребёнка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.

         Деятельность первоклассников должна быть успешной. Поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы хвалить ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_rebyonka_i_ego_uspehi_v_shkole.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

                      Жизнь ребёнка и его успехи в школе.

                         (для родителей первоклассников)

        Ваш ребёнок пошёл в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребёнка. Как лучше организовать первые дни пребывания ребёнка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным?

        Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребёнка, снижает результативность его деятельности.

        Понимая особенность данного этапа в жизни ребёнка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные дети могут взять в школу любимую игрушку, фотографию мамы, папы или бабушки.

        Как помогать ребёнку в его учебных занятиях?

        Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Не следует брать на себя обязанности ребёнка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.

        Деятельность первоклассников должна быть успешной. Поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы хвалить ребёнка.

        Причины неудач у некоторых первоклассников.

        Это связано с индивидуальным темпом его обучаемости. Эти дети обязательно научатся, только чуть позже, чем другие.

        Ситуация: Если ребёнок плохо читает.

        Его заставляют читать дома, путём системы запретов: «Если не прочитаешь вот столько… не пойдёшь гулять… не будешь смотреть телевизор… не разрешу играть с Петей и так далее и тому подобное». Это приводит только к одному – стойкому «сопротивлению» ребёнка: возникает нежелание заниматься этой деятельностью, так как она сопровождается отрицательными эмоциями, раздражает, нервирует его. Чаще всего, ученик, которого на первых этапах обучения заставляли читать, как правило, не интересуется книгой, не любит чтение. Как-бы медленно не читал ребёнок в начале обучения чтению или на протяжении всей начальной школы в любом случае во взрослом состоянии его не отличить от быстро читающего ученика. Поэтому важно стремиться не к быстроте чтения, а прививать любовь к чтению, а в первом классе это происходит через слушание литературных произведений.

        Ситуация: Если ребёнок плохо пишет.

        Необходимо совершенствовать мелкую моторику руки – заниматься мозаикой, попросить ребёнка помочь перебрать крупу, учить вязать или вышивать, пришивать пуговицы, но не заставлять его дома дополнительно писать. Запомните, это для вас просто написать буквы, а для ребёнка – это очень большой труд. Старайтесь находить лучшую букву из написанных и на неё обращайте внимание. Чаще хвалите ребёнка.

        Воспитание у детей чувства уверенности в себе.

        Родительская ласка особенно нужна детям младшего возраста. Ребёнок ещё не может распознать всю гамму человеческих чувств, ему нужны простые, явные поведенческие доказательства родительской любви. Некоторым отцам и матерям трудно понять эту возрастную особенность шести-семилетних детей.

        Для ребёнка поведенческий уровень является весьма значительным. Этим, пожалуй. Можно объяснить недоумение многих родителей по поводу того, что дети не видят любви мамы и папы. Часто малыши связывают материнскую неласковость со своим плохим поведением. Раннее формирование комплекса вины перед родителями – характерная особенность современных 6-7-летних детей.

        Не получая простых доказательств родительской любви, ребёнок начинает сомневаться в ней, а свои промахи и замечания взрослых ощущает как их нелюбовь к нему, малыш теряет ощущение собственной ценности в глазах самых дорогих для него людей. Отсюда возникает гипертрофированное чувство вины, неуверенность в себе

        Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребёнка.

        Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто своё будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Престижные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей (объективный уровень), а могут быть завышенными или заниженными.

        Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития личности ребёнка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний: завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их интеллектуальное развитие. Если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то и в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватке ласки, тепла, внимания.  

        Обучение без отметок.

        В соответствии с установленными Министерством образования РФ требованиями в первом классе не используется бальная оценка. Такая позиция связана с несколькими причинами:

  • первоклассник ещё не понимает значения отметки как способа оценки его деятельности, потому что не умеет сравнивать свои результаты с эталонным. Именно этим объясняется тот факт, что школьник принимает часто отметку учителя как отношение к себе ( «не любит», «придирается»);
  • во вторых, темп обучаемости первоклассников очень разный, и эффект обучения проявляется в разное время, поэтому учитель оценивает у одних учащихся сформированные знания – умения, а у других – процесс формирования знаний-умений;
  • в-третьих, введение бальной оценки, которая

        Чем заняться дома для развития умственных способностей.

        Учащиеся первого класса получают достаточно большую нагрузку в школе (он не привык к учебной деятельности), поэтому любые продолжения учебного дня в домашних условиях приводят к ухудшению здоровья и потере интереса к школе. Нельзя заставлять ребёнка вновь и вновь повторять изученное в классе, нельзя «заглядывать» вперёд и натаскивать ребёнка на тот материал, который будет объяснять учитель завтра или послезавтра– это создаёт эффект «надкусанного яблока», снижает интерес детей к обучению.

        Довольно часто родители считают, что их участие в умственном развитии ребёнка – это помощь школе в обучении чтению, письму, математике, тогда как задача родителей вовсе не в этом. Умственное воспитание в семье сводится к следующему:

  • много читать детям;
  • беседовать с детьми о книгах, телефильмах;
  • расширять представление детей об окружающем мире, посещать музеи, театры, выставки и т.д.
  • играть в интеллектуальные игры: шашки, шахматы, кроссворды, лабиринты, логические задачи, упражнения на внимание, зрительное сосредоточение, зрительную и слуховую память и т.п., что помогает воспитывать усидчивость, целеустремлённость, настойчивость, самоконтроль, то есть те качества личности, которые необходимы для обучения в школе.

Как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни?

•        В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

•        Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

•        Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

•        Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

•        Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

•        Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Шкала общения родителей с ребенком.

Прежде всего, Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

ласкали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-то необходимого

делали приятные сюрпризы

шлепали, пороли

делали подарки

ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

 Правила, которые помогут ребёнку в общении.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

1.        Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

2.        Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

3.        Не дерись без причины.

4.        Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

5.        Играй честно, не подводи своих товарищей.

6.        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7.        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

8.        Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

9.        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

10.        Старайся быть аккуратным.

11.        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

12.        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения:

-Я тысячу раз говорил тебе, что…

-Сколько раз надо повторять…

-О чём ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить, что…

-Ты становишься…

-Ты такой же как,…

-Отстань, некогда мне…

-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения:

-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

-Как хорошо, что у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю.

-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

 Несколько советов «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

1.        Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

2.        Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

3.        Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

4.        Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

5.        Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

6.        Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

7.        После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

8.        Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

9.        Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

10.        В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

11.        Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

12.        Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

13.        Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

14.        Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Литература :

Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год.

Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.

Алоева М.А. лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростон-на-Дону. Феникс 2007 год.

Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь ребёнка и его успехи в школе

Родительское собрание "Жизнь ребёнка и его успехи в школе"...

Жизнь ребёнка и его успехи в школе

Родительское собрание "Жизнь ребёнка и его успехи в школе"...

Родительское собрание "Жизнь ребёнка и его успехи в школе"

Ваш ребёнок идёт в первый класс.И вместе с ними , шаг за шагом , родители будут возвращаться в страну детства. будут переживать события. но уже по-другому, с точки зрения взрослого, "правильно". Первы...

Тест « Жизнь ребёнка и его успехи в школе»

Тест для родителей «Жизнь ребёнка и его успехи в школе»...

"Жизнь ребёнка и его успехи в школе"

Конспект первого родителькского собрания. Прилагается анкета для родителей....

2016 г. Практические советы родителям гиперактивного ребёнка

В младших классах школы гиперактивность детей проявляется наиболее ярко. Этот период связан с переходом к ведущей деятельности – учебной. Именно в условиях систематической и длительной работы синдром ...

Тест для родителей "Жизнь ребёнка и его успехи в школе"

Тест уместно использовать на собрании родителей 1-ого класса,когда обсуждаются трудности, возникшие в воспитании первоклассников....